Смекни!
smekni.com

Последствия и осложнения при спинно-мозговых травмах (стр. 2 из 3)

На неполное поражение проводящих путей указывает также само ощущение процесса мочеиспускания и ощущение облегчения после него (сохранность путей болевой, температурной и проприоцептивной чувствительности от уретры к коре головного мозга). При надсегментарном поражении положителен тест "холодной воды": через несколько секунд после заполнения через уретру в мочевой пузырь 50мл холодной воды жидкость, а иногда и катетер, под давлением выталкиваются наружу. Увеличен также тонус наружного ректального сфинктера. Со временем в стенках мочевого пузыря могут происходить рубцовые и дистрофические изменения, приводящие к гибели детрузора и развитию вторично-сморщенного мочевого пузыря (так называемый "органический арефлекторный мочевой пузырь"). При этом отмечается отсутствие пузырного рефлекса, формируется истинное недержание мочи.

При поражении спинного мозга с непосредственным травмой спинальных центров мочеиспускания (крестцовых сегментов S2-S4) развивается угасание рефлекса опорожнения мочевого пузыря в ответ на его переполнение. Формируется гипорефлекторная форма мочевого пузыря, характеризующаяся невысоким внутрипузырным давлением, уменьшением силы детрузора и сильно заторможенным рефлексом мочеиспускания. Сохранность эластичности шейки мочевого пузыря способствует перерастяжению мочевого пузыря и большому объему остаточной мочи. Свойственно напряженное мочеиспускание (больной для опорожнения мочевого пузыря сильно тужится или совершает ручное выдавливание). Если больной прекращает напрягаться, опорожнение прерывается (пассивное прерывистое мочеиспускание). Тест "холодной воды" отрицателен (рефлекторный ответ в виде изгнания введенной в мочевой пузырь жидкости не отмечается в течение 60сек). Анальный сфинктер расслаблен. Иногда пузырь опорожняется автоматически, но не из-за спинальной рефлекторной дуги, а за счет сохраненных функций интрамуральных ганглиев.

Необходимо помнить, что чувство растяжения мочевого пузыря присутствует даже при полном повреждении спинного мозга в пояснично-крестцовом отделе за счет симпатической иннервации, которая иррадиирует до верхних грудных сегментов (симпатическая иннервация мочевого пузыря осуществляется из сегментов Тh11-L2).

По мере формирования в мочевом пузыре дистрофических изменений и потери шейкой пузыря эластичности развивается органический арефлекторный мочевой пузырь и истинное недержание с постоянным выделением мочи по мере ее поступления в пузырь.

Для определения степени и формы нарушения функции мочевого пузыря после исчезновения спинального шока с целью выбора методов лечения требуется использование целого комплекса урологических исследований.

Нейроурологическая характеристика состояния мочевого пузыря и почек должна включать полные сведения об акте мочеиспускания, о взаимоотношении тонуса сфинктера и детрузора, морфологических модификациях в стенке мочевого пузыря, а также данные о мочевыделительной и мочеобразовательной функциях почек. С этой целью в первую очередь подсчитывают количество мочи, выделяемой однократно при сохранившемся мочеиспускании, а также емкость мочевого пузыря и количество остаточной мочи. После проводят урологическое обследование - цистометрию, сфинктерометрию, цистоскопию, цистоуретрографию, измерение скорости потока мочи. Эти методы помогают оценить количество остаточной мочи и объем мочевого пузыря, силу пузырного рефлекса, тонус мочевого пузыря, собственную силу детрузора.

Необходим также бактериологический и лабораторный анализ мочи и биохимические анализы крови (мочевина, остаточный азот). По показаниям проводят изотопную ренографию и ультразвуковое исследование почек.

Для выполнения цисто- и сфинктерометрии существуют специальные приборы. Можно использовать и более простые приспособления, с их помощью возможно определение рефлекторной сократительной способности, тонической активности замыкательного аппарата и мочевого пузыря.

Нарушение акта дефекации при СМТ также зависит от уровня поражения спинного мозга. При надсегментарном поражении больной перестает ощущать позывы на дефекацию и наполнение прямой кишки, наружный и внутренний сфинктеры прямой кишки находятся в состоянии спазма, возникает стойкая задержка стула. При поражении спинальных центров развивается вялый паралич сфинктеров и нарушение рефлекторной перистальтики кишечника, что проявляется истинным недержанием кала с его отхождением небольшими порциями при поступлении в прямую кишку. В более отдаленный период может наступать автоматическое опорожнение прямой кишки за счет функционирования интрамурального сплетения.

При СМТ возможно также возникновение гипотонического запора, связанного с гипомобильностью больного, слабостью мышц брюшного пресса, парезом кишечника. Нередко наблюдаются геморроидальные кровотечения.

Ортопедические последствия СМТ могут быть следующими: нестабильность травмированного отдела позвоночника; сколиозы и кифозы позвоночника (особенно склонны к прогрессированию кифотические деформации с углом кифоза, превышающим 18-20°); вторичные вывихи, подвывихи и патологические переломы; дегенеративные изменения в межпозвонковых дисках, суставах и связках позвоночника; деформация и сужение позвоночного канала с компрессией спинного мозга. Данные последствия сопровождаются обычно стойким болевым синдромом, ограничением подвижности травмированного отдела позвоночника и его функциональной несостоятельностью, а в случаях сдавления спинного мозга - прогрессирующим нарушением функций спинного мозга. Возникшие ортопедические нарушения при отсутствии своевременного лечения часто прогрессируют и приводят больного к инвалидности.

Мышечная слабость при СМТ

При травме 1-го поясничного позвонка происходит повреждение или разрушение находящегося в проекции этой области поясничного отдела самого вещества спинного мозга с разрушением корково-мышечных влияний центральной нервной системы, что ведет к потере произвольной двигательной активности, повышению мышечного тонуса, расстройствам всех видов чувствительности, появлению патологических рефлексов. Травма нижележащих 2-го и 3-го поясничных позвонков вызывает повреждение конуса спинного мозга с развитием картины выраженных расстройств чувствительности на фоне двигательных нарушений в дистальных отделах нижних конечностей.

При повреждениях 4-го и 5-го поясничных позвонков, в проекции которых расположены корешки спинного мозга, составляющие "конский хвост", развиваются двигательные периферические параличи и парезы с выраженной мышечной атонией и атрофией и отсутствием рефлексов, характеризуемые как "вялые" параличи. Обычно процесс бывает двухсторонним. При половинном поражении развивается картина одностороннего паралича или пареза.

Особенностью спинальной травмы является тот факт, что в результате повреждения определенного участка спинного мозга различные морфологические и функциональные нарушения возникают в частях тела, не подвергавшихся непосредственному механическому воздействию травмирующего фактора, но иннервация которых осуществляется из очага повреждения. В денервированных мышцах с течением времени происходит угасание возбудимых свойств клеточных мембран, снижаются обменные процессы, обуславливающие акт мышечного сокращения.

Прекращение нервной импульсации ведет к глубокому изменению химизма мышечной ткани, что в свою очередь вызывает глубокие морфологические преобразования, развитие атрофии. Мышцы нижних конечностей в результате травмы на уровне поясничного отдела позвоночника теряют гравитационные свойства; нарушается

Корешковый синдром подразумевает совокупность симптомов, характерных для поражения спинномозгового корешка. Наиболее часто в этот синдром включают характерную боль. Эта боль отличается тем, что ощущается по ходу иннервации данного корешка. Кроме боли находят признаки корешкового дефицита. Это означает, что по ходу иннервации отмечаются нарушения чувствительности или снижаются рефлексы, которые обеспечиваются данным корешком. На примере с последним S1 - корешком, при обследовании врач обнаружит снижение чувствительности по задней поверхности ноги от ягодицы до стопы в виде "полосы".

И последний симптом - двигательные нарушения. При патологии корешка могут наблюдаться двигательные нарушения. Эти нарушения проявляются в виде мышечной слабости и атрофии мышц, иннервируемыми нервами пораженного корешка. В случае с корешком S1 у пациента могут уменьшаться в объеме мышцы голени с на задней поверхности ноги. В более легких случаях пациент просто будет испытывать затруднения при просьбе пройтись "на носочках".

Практически всегда он наблюдается при переломах позвоночника. В случае перелома у пациента могут быть симметричные нарушения, то есть, корешковый синдром с двух сторон.