Смекни!
smekni.com

Проблема сахарного диабета (стр. 2 из 5)

Изучение философии – необходимое условие становления человека как активного субъекта социальной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья.

Только постигнув свою социально-деятельную функцию, отдельный человек может осознать, кто он есть, какое место занимает в жизни общества, подняться до самосознания. Философия видит свое предназначение в культивировании потребности и способности быть человеком. "Как плодородное поле - писал Цицерон, - без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души – это и есть философия. Она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай".

1.4 Специфика научного познания и его роль

Научное познание – познание, связанное с выявлением глубинных связей и отношений в системе «человек-мир». Следовательно, оно предполагает выяснение законов, по которым существует мир и человек в этом мире.

В познании велика роль субъективного фактора. Субъектом познания может выступать отдельный человек (изучающий какую-либо проблему), научно-исследовательский коллектив (работающий над единой задачей), а может и часть всего человечества (размышляющая над одной из глобальных проблем). Фактором, объединяющим людей и позволяющим говорить о них как о едином субъекте познания, является объект познания, то есть то, на познание чего направлены коллективные усилия творческих объединений, ученых и исследователей.

Взгляд на познавательный процесс сквозь призму взаимосвязи субъекта и объекта познания позволяет выявить его творческий, активный характер. Человек не ждет и не может ждать, когда внешний мир целиком и полностью отразится в его сознании. Тем более что человек видит внешние проявления предметов, процессов и явлений, а ему нужно знать их внутреннее содержание, сущность. Познавательные структуры, создаваемые человеком, есть не что иное, как вскрываемые познающим субъектом связи в отношении объективного мира, законы его существования.

Создание (генерирование) познавательных структур предполагает творчество, работу продуктивного воображения, возможность свободного выбора решений, оценку результатов и самовыражение. В этом процессе происходит раскрытие сущностных сил человека, реализация познавательных практических целей субъекта.

Ставя перед собой проблему получения истинного знания и отделения истины от заблуждения, человек создал специфическую сферу духовной деятельности, на которую возложил задачу выработки и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Эту сферу он назвал наукой. Слово «наука» буквально означает «знание». Наука – это знания, проверенные и подтвержденные практикой, приведенные в систему и позволяющие объяснить существующее и предсказать будущее. Объяснение и предсказание являются важнейшими функциями научного знания, они осуществляются на основе знания объективных связей и отношений, присущих процессам и явлениям объективного мира, позволяющим выявить тенденции их развития и определить вероятные их изменения.

Наука как форма познания представляет собой многоплановое явление. С одной стороны, она представляет совокупность теоретических знаний о реальной действительности, а с другой, выступает как процесс познания. Наука это не только творческая деятельность по получению нового знания, но и результат такой деятельности.

Научные знания отличаются тем, что приведены в систему на основе определенных принципов и логически оформлены виде теории. Они выражают объективные законы функционирования природных, социальных, духовных образований. Специфическими признаками научного знания являются:

1. Специализированные языки науки, образованные целостными системами понятий, теорий, гипотез, законов и иных идеальных форм, закрепленных в естественных или искусственных языках.

2. Использование своих специфических средств, применимых в отдельных или смежных науках.

3. Применение специфических методов деятельности.

4. Ориентированность на объективную истинность знаний, ибо если нет истинности, то нет науки. Истина – высшая ценность, ради которой трудятся ученые.

5. Органическая связь с практикой или нацеленность на практику. Жизненный смысл научных дерзаний состоит в том, чтобы полученные знания были необходимы людям.

Помимо перечисленных признаков научного знания, выделяют также такие критерии как опытная проверяемость, воспроизводимость, строгость и др.

В структуре научного знания выделяют два уровня знания – эмпирический и теоретический и, соответственно этому, два уровня познания. Структура научного знания не исчерпывается этими двумя уровнями, а включает в себя также основания научного знания. В качестве оснований науки можно выделить идеалы и нормы исследования, научную картину мира и философские основания.

Идеалы и нормы научного познания выражают ценностные и целевые установки науки, поскольку содержат в себе ответ на вопрос о нужности и ненужности тех или иных познавательных действий. Идеал подлинной науки – истина. Наука не боится различных форм доказательств, основанных на объективном подходе. Псевдонаука идет по пути фальсификаций. Важнейшее требование науки состоит в соответствии метода исследуемому объекту.

Второй блок оснований науки составляет научная картина мира, как целостная система связи достижений фундаментальных и прикладных наук, показывающая место и роль любой из отраслей научного знания в едином функционирующем научном целом.

Третьим блоком оснований науки выступают философские идеи и принципы, на которых базируются идеалы и нормы науки, а также содержательные аспекты научной картины мира. Одним из оснований научного знания выступают философские идеи и принципы. Именно эти идеи и принципы выполняют роль методологии науки.

1.4 Методология науки

Методология – это система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности по достижению познавательных целей, а также учение о данной системе и теории метода. На основании методологии разрабатываются или используются конкретные методы той или иной науки. Метод, в широком смысле слова, представляет собой способ деятельности не только в познании, но и в любой другой сфере социальной жизни. В узком, гносеологическом смысле, метод есть способ практической и теоретической деятельности человека, направленный на познание объекта.

Все методы научного познания по степени общности и области деятельности можно разделить на три основные группы: универсальные, общенаучные и специальные.

Универсальные методы характеризуют философский подход и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека с учетом их специфики. Содержанием универсальных методов являются общефилософские подходы к пониманию окружающего мира, самого человека, его познавательной и преобразовательной деятельности; зависят от философских позиций познающего субъекта.

Объективной стороной общенаучных методов являются общеметодологические закономерности познания, включая и гносеологические принципы.

Специальные методы применимы в рамках только отдельных наук. Объективной основой таких методов являются законы и теории частных наук.


ГЛАВА 2. МЕДИЦИНА С ФИЛОСОФСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

2.1 Отличительные особенности медицины, как сферы практической деятельности

Уникальность медицины как сферы практической деятельности и отрасли научного познания не подлежит сомнению. Она не имеет аналогов ни среди прочих отраслей материального и нематериального производства, ни в кругу фундаментальных и даже прикладных наук. Широта ее познавательных интересов простирается от молекулярного уровня морфофизиологии человеческого социальных закономерностей человеческого общежития.

В системных классификациях наук медицина квалифицируется как прикладная ветвь биологии и располагается в одном ряду с зоотехникой и агрономией. Такой статус позволяет приписать медицине такую отличительную особенность, как «весьма узкий предмет исследования». Отмеченная «узость» то ли объясняется, то ли усугубляется тем, что «прикладные науки не разрабатывают общих проблем мировоззрения», а «мировоззренческое содержание в системе их философских оснований» они просто заимствуют из «диалектического материализма» и фундаментальных наук. Однако медицине необходимо заимствовать некоторые идеи еще и из «исторического материализма» и дать им эмпирически корректную интерпретацию, способствуя тем самым их конкретизации и развитию. Почти 100 лет назад журнал «Практический врач» отмечал, что в сфере гносеологических и логических основ медицины царят хаос и путаница; медицина до сих пор не дала себе труда «определить свое место под солнцем» Медицину можно причислить к любому разряду наук, но она в любом случае и при любой «типологии дискурсов» остается наукой о человеке. А вот науке о человеке не подобает ни занимать, ни отводить совершенно скромное «в гносеологическом смысле» место прикладывающейся к чему-то науке.

2.2 История становления медицины

Медицина в школе Гиппократа сложилась как теоретическая (по форме) отрасль именно научного знания, опередив на 2000 лет возникновение классической науки (механика Галилея и Ньютона). Некоторые историки естествознания считают ее единственной отраслью знания, которая не имела корней непосредственно в философии. В действительности же медицина опиралась на натурфилософские представления о мире, но все-таки теоретические взгляды на организм разрабатывались именно в медицине. Гиппократ не без пафоса утверждал, что ясное познание природы (человека) заимствуется не откуда-либо, а только из медицинского искусства. Высокий для своего времени уровень развития медицины в школах Гиппократа и Асклепиада (II- I в. до н.э.) отмечен авторитетными свидетельствами современников. В частности Цицерон во главе ученых профессий ставил медицину. Платон рассматривал медицину как науку человеческую, а не божественную, и признавал, что врачевание постигла и природу того, что лечит и причину собственных действий и может дать отчет в каждом своем шаге.