Смекни!
smekni.com

Профессиональная онкология (стр. 6 из 7)

Опухоли ЦНС (С 70-С 72).

В России в структуре онкологической заболеваемости составляют 1,2 и 1 %, заболеваемость у мужчин – 3,5, у женщин – 2,8/100.000. Пик заболеваемости – 50-54 года у мужчин и 60-64 года у женщин. В эпидемиологических исследованиях не разделены гистологически (по свидетельствам о смерти). Предположительные причины: наследственность, вирусы, ионизирующая радиация, травмы головного мозга. Группы повышенного профессионального риска: работники резиновой промышленности, производстве ПВХ, нефтеочистке, нефтепереработке, ядерной и космической промышленности, бальзамировщики, патологоанатомы (формальдегид). Индукторы опухолей: винилхлорид, акрилонитрил, диэтил- и диметилсульфат, N-нитрозамины, этиленоксид, канцерогенные ПАУ, ионизирующая радиация (грубое нарушение гормонального гомеостаза), ЭМП (электрики, связисты, сварщики, производители и ремонтники электрического и электронного оборудования). Требуется дальнейшее исследование этиологических факторов риска развития опухолей ЦНС различного гистологического типа и механизмов их действия.

Рак щитовидной железы (С 73).

В России заболеваемость в 1996 году мужчин составляла 1,3, а женщин – 5,9/100.000. Пик заболеваемости у мужчин – 70-74 года, у женщин – 50-54 года. Преобладает папиллярная аденокарцинома (70 %), фолликулярная карцинома (20 %). Факторы риска: ионизирующая радиация (война, аварии, рентгенологи), нефтеочистка (контакт с сырой нефтью). Профессиональные этиологические факторы требуют дальнейшего изучения.

Гемобластозы (С 81-С 96).

В структуре онкологической заболеваемости мужчин эти опухоли составляют 4,6 %, женщин – 4,4 %. Заболеваемость более активно растет у женщин. Гемобластозы включают ретикулосаркомы, лимфосаркомы, лейкозы и др. Доказанные факторы риска: ионизирующая радиация, экспозиция к бензолу, работа в с/х-ве (хлорорганические пестициды, ГСМ), краски, лаки, растворители), лечение цитостатиками. Возможные факторы риска: этиленоксид, ЭМП (электрики, радисты, телеграфисты, ремонтники радио- и телеаппаратуры, работники электростанций и обслуживающие ЛЭП, сварщики, работники алюминиевого производства, киномеханики). Профессиональные группы риска: фармацевты, врачи, медицинские сестры (ионизирующая радиация, цитостатики), занятые в производстве резины (доказано в отношении лейкозов, малоубедительно – в отношении лимфом).

Развитию лейкоза пред­шествуют длительные (от 2 до 10 лет) цитопенические изменения, длительный стаж работы (5-10 лет и более), или лейкоз развивается спустя несколько лет после пре­кращения контакта с лейкозогенным фактором.

Профилактика: ужесточение защитных мер в отношении доказанных канцерогенов, ранняя диагностика с помощью биомаркеров (частота хромосомных аберраций, обмен сестринских хроматид, оценка аддукторов ДНК), дальнейшая разработка специфичных и чувствительных маркеров отдельных форм гемобластозов.

Профессиональные лейкозы развиваются у лиц, контактирующих с ионизи­рующей радиацией (суммарная доза облучения 4-6 Грей) и химическими соедине­ниями, такими как бензол, нитроцеллюлозный лак, растворитель № 646, содержащий толуол, ксилол и примесь бензола, хлорорганические пестициды, при контакте с которыми за­болеваемость лейкозом в 20 раз выше, чем в популяции. Цитологически наиболее часто развивается миелобластный вариант острого лейкоза, эритромиелоз и недиф­ференцируемые формы, а также хронический миелолейкоз.

Профессия родителей и рак у детей.

При наличии спорных данных во многих случаях выявлена связь между экспозицией родителей к канцерогенным профессиональным факторам (нефтепродукты, растворители, краски, фотореактивы, ракетное топливо, неспецифические химикаты, лекарства, паечный аэрозоль, ионизирующая радиация, ЭМП, радары, видеодисплеи, нагревающий микроклимат) до зачатия и повышенным онкологическим риском у детей (от 1,2 до 8,8 раз). Воздействие на отцов ионизирующей радиации, ЭМП и некоторых химических веществ, на матерей – растворителей, ионизирующих излучений и ЭМП повышает риск развития лейкозов у их детей. При воздействии нефтепродуктов на матерей повышается риск развития неходжкинских лимфом, а в случаях экспозиции к видеодисплеям – нейробластом у детей.

Изучение связи профессии родителей с онкологическим риском у детей необходимо продолжить для выяснения механизма влияния экспозиции родителей на онкологический риск у ребенка; исследования риска развития отдельных локализаций ЗН у детей при специфических профессиональных воздействиях на родителей; выработки рекомендаций защитных мер для матери и отца; повышения обоснованности доказательств с опорой на убедительные эпидемиологические данные по данной проблеме, нехватка которых ощущается во всем мире и особенно в России.

ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НОВООБРАЗОВАНИЙ.

Выявляемость ЗН на профилактических медицинских осмотрах в среднем по России составляет всего около 10 %. Онкологическая заболеваемость, связанная с производственными факторами , в России практически не находит отражения в статистике профессиональных заболеваний. За несколько десятилетий, включая и 90-е годы, на территории бывшего СССР было зарегистрировано около 200 случаев, в то время как расчетное число ожидаемых случаев ЗН среди работающих должно было составить около 30 000 в год. К настоящему времени ситуация не улучшилась. Работники канцерогенно-опасных производств, заболевшие раком, в подавляющем большинстве случаев не проходят экспертизу на предмет связи заболевания с профессией. Одной из причин.является слабая осведомленность в проблеме профессионального рака как самих работниковпредприятий, так и работников отделов охраны труда, профсоюзной организации, администрации канцерогенно-опасных производств, гигиенистов, онкологов.

«Список профессиональных заболеваний» (Приказ МЗ и МП РФ № 90 от 14.03.96 г., приложение 5) включает список раковых заболеваний (раздел 7), который неполно отражает возможные профессиональные ЗН и производственные экспозиции.

Неудовлетворительное состояние экспертизы профессиональных онкологических заболеваний, их регистрации и учета не дает представления об истинном положении дел, не позволяет правильно расставить приоритеты в профилактике рака в профессиональных колнтингентах, ведет к ущемлению интересов заболевших и их семей. Для паспортизации канцерогенно-опасных предприятий разработан «Гигиенический паспорт канцерогенно-опасного производства», назначение которого – обеспечить полное представление о канцерогенной опасности всех технологических операций, численности, половой и профессиональной структуре работающих с канцерогенами. Паспортизация и создание медицинских регистров позволяют выделить наиболее многочисленные и уязвимые группы повышенного онкологического риска.

Выявление, лечение и профилактика ЗН включает медико-биологические, демографические, технико-экономические и другие вопросы, прямо или косвенно связанные с ростом поражаемости населения этими заболеваниями и наносимым социальным ущербом. Есть основания полагать, что причины ЗН профессионального характера нередко находятся вне поля зрения врачей и остаются нераскрытыми. Серьезным подспорьем в этом являются данные эпидемиологических наблюдений, результаты исследований на экспериментальных моделях invivo и invitro.

При выявлении производственных, экологических и других причин особое внимание уделяется системе доказательств. Для этого рассматриваются данные эпидемиологических и экспериментальных исследований, совпадение результатов, полученных разными авторами и в разных странах, соответствие представленных материалов современным требованиям, результаты клинических наблюдений при наличии данных об условии труда и особенно экспозиционных характеристик. Информация о профессиональном маршруте имеет многоцелевой назначение:

1) для определения роли профессиональных факторов в развитии ЗН;

2) для установления точного медицинского диагноза;

3) для предотвращения развития ЗН, когда известен синергический эффект профессиональных и поведенческих факторов риска (например – асбест и курение);

4) для повышения эффективности профилактики ЗН путем лечения хронических и предопухолевых заболеваний;

5) для обоснования необходимости компенсации ущерба здоровью в случае профессионального ЗН; ключевую роль в определении профессиональной этиологии ЗН играет профессиональная экспозиция: начало, длительность и интенсивность воздействия в совокупности с гигиеническими и клиническими данными;

6) для выявления возможных, ранее неизвестных, канцерогенных факторов на производстве и новых этиологических связей между воздействием и развитием ЗН.

При диагностике учитывается:

• относительно молодой возраст заболевших;

• латентный период заболевания, превышающий стаж работы в контакте с кан­церогеном;

- более частая встречаемость данной опухоли у лиц данной профессии, чем среди остального населения с учетом возраста, пола, интенсивности и длительности воздействия данного канцерогена по результатам эпидемиологического исследования;

• отсутствие различий заболеваемости среди мужчин и женщин;

• развитие рака на фоне других предшествующих профессиональных заболева­ний;

• наличие других признаков и стигм, соответствующих воздействию определен­ного профессионального фактора;

• плюрипотенциальное действие профессиональных канцерогенов на один или несколько органов.

Перечисленные факторы должны сочетаться с клиническими, эпидемиологи­ческими, гигиеническими и другими данными. В диагностике профессиональных новообразований должен доминировать индивидуальный подход. Связь заболева­ния с профессией должна соотноситься с действующим списком профессиональных заболеваний.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА.