Зарубежная психиатрия. В 18 в. выдающаяся роль в прогрессе науки принадлежала французским философам-материалистам. Их учение и их деятельность способствовали развитию психиатрии Ламетри и Кабанис в своих сочинениях наряду с вопросами гносеологии и этики рассматривали и вопросы психиатрии. В этом отношении особенно важен трактат Кабаниса «Отношения между физическим и моральным в человеке» (1799–1802), в котором он писал: «Душевные болезни – это болезни мозга… Есть еще одна причина душевных болезней, а именно – общественная обстановка, при которой живет и работает человеческий мозг. Когда социальная жизнь построена уродливо и жестоко, мозговая деятельность чаще уклоняется от правильного пути». Кабанис принял деятельное участие в подготовке исторической реформы психиатрических учреждений во Франции, произведенной в конце 18 в. по инициативе Пинеля. Впрочем, у Пинеля были предшественники. Необходимость организации медицинской помощи психически больным назревала во многих странах Европы, п реформа психиатрических учреждений началась в них почти одновременно. Во Флоренции (Италия) с 1774 г. психиатрическим госпиталем заведовал Киаруджи – один из первых в Европе специалистов-психиатров. В этом госпитале в 1789 г. он устранил кандалы, ввел трудовую терапию и гуманный уход за больными. Его трехтомное руководство по психиатрии было издано в 1793–1794 гг.
В 1792 г. в маленьком английском городке Йорке Тьюк (1732–1812) начал строительство госпиталя, названного при его открытии «Йоркское убежище». В нем никогда не применялись цепи, а на окнах не было решеток.
В 1793 г. в Париже заведовать убежищем Бисетр для психически больных был назначен Пинень. В том же году Пинель осуществил реформу, которая положила начало превращению во Франции убежищ для психически больных – учреждений полутюремных – в учреждения медицинские, в больницы. Пинель снял сначала в Бисетре и через два года в аналогичном убежище в Сальпетриере цепи с психически больных. Вслед за этим он осуществил ряд других мер, изменивших характер руководимых им учреждений; отменил ледяные обливания больных, ввел трудовые занятия, занялся подготовкой персонала. Реформа психиатрических учреждений в последующие годы происходила и в других странах. Она создала условия для систематического клинического наблюдения и изучения психических заболеваний. Это главный результат реформы, положивший начало новому (научному) этапу развития психиатрии.
«Началась, – как писал французский психиатр Абели, – эпоха великих клиницистов». Во Франции эту эпоху открывает ближайший ученик Пинеля Эскироль, который положил начало одной своеобразной особенности французской психиатрии: кафедры при госпиталях там были созданы раньше, чем при медицинских факультетах. Кафедра при убежище Сальпетриера, где Эскироль (1772–1840) начал читать лекции в 1817 г., стала школой психиатров не только Франции, но и других стран Европы. Почти все психиатры Франции следующего поколения были учениками Эскироля – автора двухтомного руководства по психиатрии, вышедшего в 1838 г. Влияние Эскироля на клиническую психиатрию сохранилось до настоящего времени. Так, описанные Эскиролем мономании (формы так называемого частичного помешательства) и теперь являются предметом дискуссий, как и сто лет назад; правда, от термина «мономания» большинство психиатров отказалось, однако привлекающие к себе большое внимание в силу их нозологической неопределенности такие клинические формы, как паранойя и патологические развития личности со сверхценными идеями (ревности, сутяжные, ипохондрические), являются преемниками мономаний. Эскироль как бы «задал» два направления развитию французской психиатрии: психопатологическое и клинико-нозологическое. В развитии этих направлений еще при жизни Эскироля были достигнуты существенные успехи. Достаточно указать на то, что сам Эскироль описал галлюцинации и иллюзии, а его ученик Фальре – циркулярный психоз. Современник Эскироля Бейль описал прогрессивный паралич.
В Германии конца 18 – первой половины 19 в. условиях экономической и политической отсталости страны, при господстве систем философского идеализма (Фихте, Шеллинг, Гегель) прогресс психиатрии начался значительно позже, чем во Франции. Средневековый демон в представлениях многих немецких психиатров начала 19 в. принял образ некоего безличного злого начала, греха, порока: психическая болезнь возникает тогда, когда злое начало овладевает волей человека. Это течение немецкой психиатрии получило название «школы психиков» [Гейнрот, Бенекке, Иделер]. Ему противостояла «школа соматиков» [Нассе, Фридрейх, Якоби]. Одни из представителей «школы соматиков» исходили из того, что душа человека бессмертна и заболеть не может, заболевает лишь ее телесная оболочка (Фридрейх). Другие (Якоби) отрицали существование психозов как самостоятельных нозологических форм; психическое нарушение – только симптом соматического заболевания. И те, и другие сходились на общей формуле: нет психических болезней, есть заболевания соматические.
«Лечили» психически больных представители обеих школ одинаковыми способами, правда, различно их теоретически обосновывая. Применялись методы обуздывающие – смирительные кровати и кресла, особые маски, привязывание к столбу и прочее; устрашающие – пальба из пистолетов, показывание змей и скорпионов, опускание под воду и прочее; ослабляющие – голод, кровопускание, рвотные и пр. Широко применялись физические наказания больных, ледяные ванны, карцер. В иных формах эти взгляды и методы дают о себе знать и в 20 в. В концепциях феноменологов и экзистенциалистов изучению мозга при психических заболеваниях не придается никакого эвристического значения, как не придавалось оно представителями «школы психиков». Идущий от Фомы Аквината и провозглашавшийся Фридрейхом тезис о том, что бессмертная душа заболеть не может, почти в той же форме отстаивается представителями современного неотомизма. Точка зрения Якоби вновь появляется в утверждениях тех психиатров, которые, отрицая самостоятельность таких психических заболеваний, как, напр., схи-эофрения, рассматривают их как стадию течения разнообразных соматических божезием (ревматизма, т.д.).
К концу 30-х годов 19 в. победу «пшаты с «ми яков* можно было считать свершившейся. Привлекая внимание к изучению соматического состояния психически больных, эта школа была более прогрессивной, чем «школа психиков». Однако умозрительные доводы, которыми оперировали обе стороны, были исчерпаны, а конкретных исследований и основанных на них теоретических обобщений не было. Психиатрия в Германии нуждалась в научных принципах.
В 1845 г. вышло руководство по психиатрии молодого психиатра, имевшего всего двухлетний стаж работы в психиатрической больнице в Виннентале, Гризингера «Патология ж терапия психических болезней», которое вошло в фонд классических трудов. Гризиигер стремился объединить жаиимчеекое, патологоанатомическое и физшюлогяческое направления исследования жгжхнческих заболеваний. Он обосновывал единство неврологии и психиатрии и необходимость слияния этих кафедр. Признавая «школы соматиков», Гризингер вместе с тем выступил против положения Яжайвж о том, что психоз – только чисто симптоматически По Гризингеру, психические болезни – самостоятельные болезни, имеющие основой нарушение мозга.
В 30-е годы 19 в. в Великобритании в небольшой больнице города Линкольна был успешно проведен опыт почти полного устранения насилия над больными (связывания, применения камзолов). С этим опытом ознакомился врач большой психиатрической больницы в Хенуэлле Конолли. С именем Конолли в историю психиатрии вошла реформа, являющаяся продолжением реформ, начатых Пинелем, а именно: отмена в психиатрических больницах всяких мер механического стеснения больных (Пинель устранил цепи, но сохранил связывание больных и ввел смирительную рубашку). Система содержания больных без применения мер механического стеснения, получившая название системы нестеснения, постепенно, преодолевая сопротивление консервативных деятелей П., вводилась во всех передовых странах.
В США первая психиатрическая больница была открыта в 1773 г. в Вильямебурге (Вирджиния). Выдающимся деятелем американской психиатрии был Раш. В 90-х годах 18 в., заведуя пенсильванским госпиталем, он провел там реформу, аналогичную реформе Пинеля в Висетре. Большая роль в ранней истории американской психиатрии принадлежала Керкбрайду (1809–1883) и Рею (1807–1881). Керкбрайд много сделал по развитию системы нестеснения в американских психиатрических госпиталях, организации занятий и работ больных на открытом воздухе, по подготовке обслуживающего персонала. Рей был первым в США судебным психиатром.
В 50–60-е годы 19 в. французский психиатр Морель (В. Моге1, 1809–1873) разрабатывал концепцию дегенерации.
Продолжателем исследований Мореля был Маньян (1835–1909), работавший в больнице Св. Анны в Париже. Маньян – один из выдающихся клиницистов в мировой П., и в его исследованиях концепция дегенерации заняла положение, подчиненное клинике. Все психические заболевания Маньян разделил на два класса: психозы, возникающие у здоровых, и психозы у предрасположенных – дегенератов. Во втором случае психозы текут неблагоприятно. По наблюдениям Маньяна, синдромы в первой группе психозов однороднее, проще, чем во второй, где в пределах того же синдрома на основные симптомы всегда наслаиваются дополнительные, усложняющие клиническую картину. Эти клинические наблюдения Маньяна и в наст, время не потеряли своего значения; и теперь изучаются особенности психозов, возникающих на патологической почве, выделяются синдромы «простые», или «малые», и «сложные», или «большие». До наст, времени сохранили свое значение описанные Маньяном стадии развития бредовых синдромов. Описанием психики «неуравновешенных» (йёвёдиШЪгёв) Маньян одним I из первых в мировой психиатрии приступил к исследованию психопатий; во Франции и в настоящее время термин «неуравновешенные» имеет большее распространение, чем термин «психопатические личности». В те же годы в клинике Сальпетриера начал разрабатываться другой раздел пограничной психиатрии – неврозы. Клиническое исследование неврозов – истериии психастениисвязано с именем Шарко, руководившего кафедрой невропатологии в Сальпетриере, и его ученика Жане. В школе Шарко неврозы рассматривались гл. обр. с психологических позиций; в эту школу уходят и корни психоанализа, основатель которого Фрейд также был учеником Шарко.