Раннее местное применение типоспецифической гипериммунной сыворотки предупреждает возникновение пневмонии у гриппозных больных.
Гипостатическая пневмония
Гипостатическая пневмония–очаговая пневмония, развивающаяся в частях легких, с явлениями застойного полнокровия. Как правило, гипостатическая пневмония локализуется в задненижних отделах легких. В патогенезе подобных пневмония существенное значение, кроме гипостаза, имеют следующие факторы: недостаточное расправление альвеол в нижнезадних отделах легких у слабых больных в результате ослабленных дыхательных движений; задержка в этих отделах легких секрета, находящегося в бронхах и всегда содержащего микроорганизмы; понижение сопротивляемости к инфекции.
Гипостатическая пневмония нередко возникает у больных сердечнососудистыми заболеваниями с явлениями недостаточности кровообращения, особенно при застое в малом кругу лиц пожилого возраста, по роду заболевания длительное время сохраняющих строгий постельный режим (переломы, инфаркт миокарда, злокачественные новообразования и т.п.). Заболевание характеризуется вялым течением. На фоне общего тяжелого состояния усиливаются одышка и кашель. Количество отделяемой мокроты невелико. Температура нередко повышается до субфебрильных цифр, однако в ряде случаев остается нормальной. При аускультации в нижнезадних отделах легких на фоне ослабленного дыхания выслушиваются обильные малозвучные влажные хрипы. Иногда указанные симптомы не удается выявить, т. к. исследование затрудняется тяжелым состоянием больных. Рентгенологически определяются повышение уровня стояния купола диафрагмы и наличие инфильтрации легочной ткани в нижних и паравертебральных отделах легких.
Отличительной особенностью гипостатической пневмонии является выраженное сочетание изменений со стороны органов дыхания с нарушениями функций сердечнососудистой системы. Последнее выражается в появлении частого, уменьшенного по объему пульса. Артериальное давление, гл. обр. максимальное, понижено. Границы сердца расширены в поперечнике; отмечается приглушение I тона или систолический шум у верхушки. На электрокардиограмме обнаруживаются изменения, характерные для нарушения функции миокарда, отмечается олигурия при высоком удельном весе мочи, содержащей следы белка. В крови – слабовыраженный лейкоцитоз.
Прогноз при гипостатической пневмонии серьезный и зависит от общего состояния больного, степени нарушения сердечнососудистой системы и от характера основного заболевания.
Лечение проводится по общим принципам лечения бронхопневмонии на фоне комплекса мероприятий, направленных на борьбу с основным заболеванием, на улучшение функции сердечнососудистой системы.
Аспирационная пневмония
Заболевание возникает в результате аспирации в легкие каких-либо посторонних веществ. Аспирироваться могут токсические вещества (ОВ, бензин, керосин и др.), частицы пищи, рвотные массы, кусочки пломб, инородные тела при ранении лица, челюстей и т.п. Расстройство иннервации мускулатуры гортани и глотки часто влечет за собой попадание инфицированного материала в бронхиальное дерево. Обычно это происходит вследствие нарушения или ослабления рефлексов, координации акта дыхания и глотания у больных в бессознательном состоянии (уремическая, диабетическая кома, инсульт и т.п.), при наркозе. Аспирация может произойти на производстве и транспорте в случаях несоблюдения необходимых мер предосторожности (аспирация бензина шоферами и др.), а также в случаях опьянения.
Развивающаяся в результате аспирации пневмонии, за редким исключением, представляет собой инфекционный процесс и обусловлена попаданием в соответствующие легочные отделы микроорганизмов. Пневмонии после вдыхания раздражающих газов, дыма пли других веществ в первые фазы своего развития могут быть асептическими; однако очень быстро из бронхов или по лимфатическим и кровеносным сосудам поступают микроорганизмы, способствующие дальнейшему развитию и распространению процесса. Вообще фактор аспирации не может быть строго отделен от бронхиальной инфекции. В микробной флоре, кроме стрептококков, стафилококков и пневмококков, действенное значение имеет патологическая флора полости рта, включая спирохеты и веретенообразные палочки. Аспирированная кровь в случае повреждений является хорошей питательной средой для бактерий и еще более способствует развитию пневмонии. Опасность развития аспирационной пневмонии заключается не только в факте попадания инородных субстанций в легкие, но и в нарушении механизмов их выведения.
Воспалительные очаги при аспирационной пневмонии чаще множественные, различной величины, нередко склонны к слиянию. Процесс часто двусторонний, но, как правило, локализуется в правой нижней доле. Преобладание и большая тяжесть правосторонних поражений объясняются обычно лучшими условиями аспирации инородных веществ через более широкий, более короткий правый основной бронх, представляюпщн собой как бы прямое продолжение трахеи.
Аспирационная пневмония протекает с выраженными явлениями бронхита, сопровождается болями в груди, одышкой, кашлем, иногда с большим количеством мокроты. Температура повышена, иногда значительно (до 39–40°). При объективном исследовании типичными являются притупление перкуторного звука в нижнезадних отделах легких, ослабленное или бронхиальное дыхание, звучные влажные хрипы различного калибра. При рентгенологическом исследовании определяются очаги инфильтрации, а нередко и обширные затемнения (сливное поражение). Отмечается высокий лейкоцитоз (20 000–25 000) с нейтрофильным сдвигом влево. Тяжелые формы аспирационной пневмонии наиболее часто (по сравнению с другими формами очаговой пневмонией) осложняются нагноительными процессами в легких. В основу профилактики и борьбы с этими осложнениями должны быть положены мероприятия, направленные на предупреждение аспирации. Исход легочного процесса в значительной степени зависит от организации ухода и лечения (рациональное питание, антибиотикотерапия, повторные дробные переливания крови и т.п.).
Бензиновая пневмония
Эта форма очаговой пневмонии возникает в связи с широким применением в промышленности и на транспорте углеводородов (бензин, керосин, лигроин и др.). Зарубежные авторы [Джонстон, Яффе (.ГоЬп-аЬоп, К.М. 1аНе)] бензиновую и другие пневмонии, вызываемые углеводородами, включают в группу так называемых липоидных пневмоний.
В эксперименте при введении животным бензина непосредственно в желудок изменения в легких наблюдаются такие же, как и при попадании высоких концентраций паров бензина лишь в дыхательные пути (Н.В. Лазарев, Яффе). Однако если животным вводить бензин через зонд, то очаговые пневмонические изменения в легких не развиваются (Е.И. Бичунская). Следовательно, для развития пневмонии необходима хотя бы минимальная аспирация бензина или других углеводородов.
Заболевание наблюдается преимущественно у шоферов и работников складов горюче-смазочных материалов. Развитию его всегда предшествует аспирация небольших количеств бензина в дыхательные пути при неосторожном засасывании его ртом через резиновую трубку. Вслед за аспирацией появляется резкий, приступообразный, мучительный кашель, длящийся 20–30 минут. В мокроте нередко обнаруживается примесь крови. В дальнейшем отмечается период относительного благополучия – «лятентный» период длительностью в среднем 6–8 часов, по истечении которого остро развиваются симптомы болезни, температура тела повышается до 38–39°. При дыхании появляются интенсивные боли в области грудной клетки; дыхание затруднено; кашель с мокротой, нередко с примесью крови или даже с ржавым оттенком. У ряда больных выявляются симптомы интоксикации углеводородами: головная боль, головокружение, общая слабость, расстройство сна, эйфория, тошнота, отрыжка бензином, повторная рвота; в единичных случаях отмечается затемнение сознания. Иногда бензиновая пневмония симулирует острое заболевание органов брюшной полости – гепатит, холецистит, по-видимому, из-за острых диафрагмальных болей при вовлечении в процесс плевры. Больные часто жалуются на боли в подложечной области.
При осмотре обращает на себя внимание выраженная гиперемия лица, иногда цианоз губ. Язык обложен, сух; тахикардия (пульс 100–120 в минуту); одышка; частота дыхания достигает 30 в минуту. В первый день заболевания физикальными методами исследования в легких обычно не удается выявить каких-либо патологических изменений. На вторые сутки, а иногда и позже начинает определяться укорочение перкуторного звука, преимущественно справа в нижнем отделе. Поражение левого легкого наблюдается редко (особенности анатомического строения правого и левого бронхов). Над этим участком дыхание ослаблено, реже жесткое и еще реже бронхиальное. Выслушиваются влажные звучные мелкопузырчатые хрипы, нередко – шум трения плевры. Однако у некоторых больных физикальным исследованием в течение всего периода заболевания пневмонии не обнаруживается (мелкоочаговые глубокорасположенные фокусы). Рентгенологически иногда в первые, а чаще во вторые сутки от начала заболевания выявляются обычно крупноочаговые затемнения с нечеткими расплывчатыми контурами, локализующиеся преимущественно справа в сердечно-диафрагмальном углу. Очаги имеют тенденцию к слиянию вплоть до развития псевдолобарной пневмонии.
При обследовании органов пищеварения у ряда больных обнаруживаются симптомы ирритативного гастрита, токсического гепатита, очагового нефрита. В периферической крови, как правило, наблюдается нейтрофильный лейкоцитоз (9 000–16 000) со сдвигом влево, анэозинофилия, лпмфопения. РОЭ умеренно ускорена (не выше 40 мм /час),причем в первый день иногда бывает нормальной.