Наряду с биологически активными свойствами, немаловажной является роль БГ как вспомогательных веществ в производстве таблетированных лекарственных форм. Они вводятся в таблетки с целью разбавления, разрыхления, склеивания, окрашивания, а также для придания таблеткам скользящих свойств и пролонгированного действия.
Первыми исследователями, обратившими внимание на БГ как на склеивающий и разрыхляющий агент, были С.В. Гранберг и Б.Е. Бентон. На примере приготовления таблеток тиреоидина они показали, что бентонит по своей склеивающей и разрыхляющей способности не уступает крахмалу и может быть с успехом применен для этих целей.
Возможность замены крахмала и других вспомогательных веществ Бентонитовыми глинами доказана и рядом других исследователей.
Ряд авторов сообщает об использовании глинистых материалов в качестве эмульгаторов в фармацевтических эмульсиях.
Согласно данным литературы, эмульгирующая способность глинистых минералов обусловлена природой обменного катиона, а также их кристаллической структурой. Это дает возможность с помощью ионного обмена получать глинистые минералы, обладающие той или иной эмульгирующей способностью.
Натриевые формы образуют в первое время стойкие высокодисперсные эмульсии, которые, при любой концентрации эмульгатора, остаются стабильны в течение одного месяца хранения, а затем расслаиваются. Однако, устойчивость таких эмульсий может быть увеличена прибавлением небольших количеств олеиновой кислоты (олеата натрия) или эмульгаторов противоположного типа, являющихся поверхностно-активными веществами.
Первым применил бентонит в качестве мазевой основы в 1924 году П.С. Броун.Б. Фантус и Х.А. Диневич в 1938 году сообщили об использовании ими бентонита для приготовления косметической пасты для лица, а Грифон успешно применил его для изготовления гидрофильных мазевых основ.
В 1943 году Н.А. Пастовский сообщил о применении бентонита для приготовления мазей со стрептоцидом и альбуцидом для лечения длительно незаживающих ран [7].
В 1944 году А.П. Терентьев сообщил об использовании бентонита при приготовлении мазей с целью лечения гнойных ран, стрептококковых дерматитов и потливости. Мазь на бентонитовой основе адсорбирует выделения из раны, устраняет их неприятных запах, защищает рану от пыли, не нарушая газообмен кожи.
О положительном эффекте дегтярной мази, в которой каменноугольный деготь эмульгировался с помощью бентонита, сообщал Д.М. Скауер.
Д.П. Сало рекомендует в приготовлении мазей на основе бентонита использовать его натриевые формы, вследствие того, что кальциевые формы быстрее высыхают.
В литературе приводятся данные о необходимости замены одной формы бентонита на другую. В частности, Na бентониты замещают Н бентонитом. В таких мазевых основах, в которых должны быть обработаны лекарственные вещества антисептического действия. Г.В. Цагарейшвили, используя способность бентонита высыхать, превращаться в порошок и при добавлении воды снова давать пластичную массу, применил грузинский бентонит (асканколл) как основу для приготовления сухих мазей ксероформа, дерматола и борной кислоты.
К. Брэиляну с соавт. разработали прополисную мазь с бентонитом, которая применяется при кожных заболеваниях. О разработке защитных паст с гидрофобным фенольным препаратом прополиса на бентонитовой основе, также сообщает А.И. Тихонов и др.
Георгидзе сообщает о целесообразности использования бентонита вместо вазелина в мази "Календула". Х.А. Хамидовой с соавт. разработаны составы и технологии мазей с некоторыми антибиотиками на основе БГ, в качестве мазевой основы. С.М. Мусоевым с соавт. разработан состав и технология мазей с липидным комплексом гриба FusariumSambucinumD. на основе бентонита.
Ряд авторов сообщают, что мази с салициловой и борной кислотами, стрептоцидом и некоторыми бактерицидными веществами, на бентонитовой основе, при клиническом испытании показали лучшие результаты, чем мази, приготовленные с этими веществами на свином жиру или вазелине с ланолином.
Работами Х.Р. Ходжаева и др. показано, что мазь нистатина на основе Тиха-аскане успешно можно использовать для лечения кандидозов кожи и слизистых. Результаты проведенных ими микробиологических исследований свидетельствуют о том, что из водного геля Тиха-аскане происходит полное высвобождение антибиотика нистатина.
Работами Казахстанских ученых доказано, что многокомпонентные многокомпонентные мази, содержащие левомицетин и метилурацил, а также метронидазол со стрептоцидом, изготовленные на бентонитовой основе, проявляют высокую антимикробную активность [8,9]. По данным литературы, введение 10% бентонита в линимент бальзамический Вишневского улучшает его реологические характеристики.
Согласно данным работ таджикских ученых, мази фурациллина и стрептоцида, изготовленные на бентонитовой основе, обладают более высокой антимикробной активностью, чем мази на вазелиновой основе [10,11]. Бентонит входит в состав лекарственного препарата Каломин, который обладает мягким вяжущим и противозудным эффектом.
В последние годы БГ широко применяются в фармацевтической практике для стабилизации суспензий.
Благодаря своей индифферентности, набухаемости, способности образовывать гели достаточной вязкости в небольших концентрациях (3-5%) и при высыхании образовывать на теле тонкие пропускающие воздух пленки, бентониты выгодно отличаются от других веществ, применяющихся для этих целей.
По данным А. Затурецкого [12], чехословацкий бентонит используется в качестве стабилизатора суспензии сернокислого бария для рентгенодиагностики желудка и стабилизатора жидких присыпок, содержащих растительный или каменноугольный деготь.
Kimpara с соавт. сообщали о стабилизирующем влиянии бентонита на суспензии дексаметазона. Исследования, проведенные Д.П. Сало и Чиргиным, показали, что 5% -ную суспензию украинских бентонитов можно с успехом применять для стабилизации суспензий, содержащих по 12,5% окиси цинка, талька и крахмала, используемых при лечении кожных и венерических болезней [13].
G. E. Forteza с соавт. показали, что под влиянием бентонитов повышается стабильность суспензии ряда антисептиков. По мнению А.С. Лехан и Д.П. Сало, лучшим стабилизатором суспензии для наружного применения является триэтаноламинобентонит, который придает им высокую стабильность [14]. Изучено адсорбционное и десорбционное свойство БГ Таджикистана в отношении эфирных масел иссопа зеравшанского, душицы и герани. Установлено, что вышеуказанные эфирные масла, адсорбированные Бентонитовыми глинами, не теряют своей антимикробной активности [15].
Согласно данным литературы, бентониты способны адсорбировать некоторые микроорганизмы и токсические вещества. Используя данные свойства бентонитов, венгерские ученые запатентовали состав суспензии, содержащей 40-50% бентонита, которая применяется как противоядное средство. Из литературы известно, что еще в древности бентонит, смоченный водой, использовался при воспалительных процессах, а в смеси с водой и глицерином - при легочных и ревматических заболеваниях, проявлениях золотухи, экземы, для очистки и заживления ран, а также в качестве лечебного и профилактического средства при опрелостях, для лечения эрозии шейки матки, как вяжущее средство при расстройствах желудочно-кишечного тракта, для лечения потливости стоп [5]. Несмотря на широкое использование бентонитов в качестве вспомогательных веществ, в литературе имеются данные о некоторых ограничениях для их применения, поскольку, обладая большой удельной поверхностью, они безвозвратно адсорбируют некоторые лекарственные вещества, иные дезактивируют либо щелочной реакцией своих гидрозолей и гидрогелей, либо ионообменными реакциями и т.д. [12].
Анализ литературы по бентонитовым глинам стран СНГ говорит о разнообразии минералогического состава и структурных особенностях, о разнообразии их физико-химических и технологических свойств, о широком использовании их в народном хозяйстве и фармацевтической промышленности.
Мумие, как лекарственное средство известно в восточной медицине более трех тысяч лет. Еще Аристотель (4 век до н. э) описал лечебные свойства мумие, а также указал, как проверяются качество и лечебные свойства препарата. Зародившееся в далеком прошлом лечебное использование мумие вошло в обиход и удержалось до настоящего времени в народной медицине Центральной Азии, Ирака, Афганистана, Тибета, Индии.
Мумие (его синонимы в отечественной литературе - "горный бальзам", "горная сила", и др.), как установлено современными исследователями, представляет собой сложное по своей химической структуре образование, добываемое в некоторых горных районах мира, в частности, в бывшем Советском Союзе. О высокоэффективных лечебных свойствах мумие свидетельствует литература, хранящаяся в библиотеке института востоковедения АН УзССР, управления духовенства Средней Азии, Казахстана, в отделах Востока библиотек Москвы, Ленинграда, Душанбе, Баку. Более 70 лечебников и трактатов содержат богатейший материал о широком использовании древними врачами мумие в качестве средства, усиливающего регенеративные процессы в различных тканях организма, противовоспалительного, антитоксического, общеукрепляющего препарата, а также восстанавливающего пониженную функцию периферических нервных стволов и анализаторных центров головного мозга.
Мумие, пользовавшееся большой популярностью у народов Востока, не привлекло к себе в прошлом особого внимания медицинского мира западной Европы. В Советском Союзе оно нашло как бы второе рождение. Здесь оно стало предметом большого внимания со стороны ученых, поставивших перед собой задачу расшифровки тайн природы мумие.
Первым изучать свойства древнего бальзама в нашей стране начал Шакиров А.М. В результате многочисленных экспериментальных и клинических исследований, он впервые официально рекомендовал препарат мумие как общий неспецифический биостимулятор при лечении переломов костей. С 1961 года мумие разрешено к применению в клинике УзНИИТО, где была установлена высокая активность препарата, выраженная в сокращении сроков заживления переломов у больных.