В гистологии и патологической анатомии термин Р. часто применяется для выражения способности тканей к пролиферации, регенерации и воспалению (Б.Н. Могильницкий, С.И. Щелкунов, В.Г. Елисеев и др.). Реактивными называют разрастания эпителия в ранах, процессы образования спаек в серозных полостях, а также регенерацию мышечных клеток (гладких и скелетных) после их повреждения. Реактивными в широком смысле слова называют со времени И.И. Мечникова процессы фагоцитоза макрофагами животных клеток, обусловливающие резорбцию той или иной ткани. Реактивностью называют также способность клеток эпителия верхних дыхательных путей, пораженных вирусом гриппа, к изоляции и удалению вируса путем отторжения содержащих вирус клеток с последующей их регенерацией (В.Е. Пигаревский). Реактивными изменениями микроглии (олигодендроглии) называют также образования большого числа ветвистых отростков в клетках Ортеги в ответ па различные вредоносные воздействия на ткани головного мозга (травма, инфекция, интоксикация и т. д.).
Понятие реактивности теснейшим образом связано с резистентностью. В общей форме взаимоотношение этих двух терминов таково, что Р. обозначает в общей форме механизмы резистентности организма к вредностям, а резистентность выражает процессы реактивности как защитного приспособительного акта. У разных животных механизмы реактивных изменений жизнедеятельности, определяющие резистентность к различным вредностям, могут быть направлены как в сторону понижения (гипо- или ареактивпая резистентность), так и в сторону повышения (гиперреактивная резистентность). Так, например, иммунитет (резистентность) при туберкулезе может иметь место у некоторых людей при сильно развитой реактивностью (гиперреактивная резистентность) к туберкулезной палочке, ее антигенам и к туберкулину. Однако у большинства лиц иммунитет при туберкулезе сопровождается резко сниженной реактивности к туберкулину и к антигенам туберкулезной палочки. Пониженная реактивность (анергия) к туберкулину может сопровождаться высоким иммунитетом (резистентностью) к туберкулезной палочке. Это так называемая положительная анергия, когда антигены туберкулезной палочки быстро разрушаются клетками иммунного организма и не сенсибилизируют больного.
В других случаях пониженная реактивность развивается на фоне тяжелого ослабления организма и его реагирующих тканей вследствие отравления токсическими продуктами (антигенами) размножающейся в нем туберкулезной палочки. Это так наз. отрицательная анергия.
Многие зарубежные авторы пытались оценивать состояние реактивности только с точки зрения количественных показателей (больше - меньше). Так, состояние увеличенной (усиленной) реактивности называли «гиперергия», состояние уменьшенной (ослабленной) реактивности называли «гипоаргия». Подобное разделение было положено в основу многих клинических классификаций реактивности при различных заболеваниях. Однако изучение и оценка реактивности только с количественной стороны без учета качественных особенностей этого свойства организма неполны, неточны и потому неверны. Важнейшим качественным показателем совершенства реактивности организма является устойчивость его к вредным воздействиям. С этой точки зрения не каждое увеличение реактивности представляет собой совершенную и полезную для организма реакцию. При анафилактическом шоке, например, реактивность увеличена, но она не совершенна и сопровождается ослаблением сопротивления организма к действию вредностей. Зимняя спячка сопровождается уменьшением реактивностиОднако это уменьшение является для организма совершенной приспособительной реакцией, оно повышает устойчивость, Сопротивляемость организма к действию инфекций, интоксикаций и других вредностей.
Изменения, увеличивающие приспособление организма к условиям обитания, используются в медицине с целью борьбы с болезнями (иммунитет, охранительное торможение и др.). Изменения, ограничивающие приспособительные, защитные силы организма, по возможности устраняются как вредные, отягощающие течение болезни явления (сывороточная болезнь, идиосинкразии, неврозы и пр.). Таким образом, реактивность оказывается теснейшим образом связанной с другими важнейшими проявлениями жизни: деятельностью нервной системы, наследственностью, питанием и обменом веществ.
Реактивность каждого вида животных и человека является продуктом его эволюционного развития. В процессе эволюции по мере усложнения организации живых существ формы и механизмы реактивности менялись. На основании сравнительного изучения реактивности различных видов животных можно видеть, что чем проще организовано животное и чем менее развита у него нервная система, тем соответственно проще и форма его реактивности. Реактивность простейших и многих беспозвоночных животных по существу ограничивается изменениями обмена веществ, позволяющими животному существовать в неблагоприятных для него условиях внешней среды. Чаще всего эти изменения выражаются в различных степенях угнетения обменных процессов. Гипореактивность низших животных, связанная с большим или меньшим выключением процессов обмена, позволяет им переносить значительные степени высыхания (П.Ю. Шмидт и др.), понижение температуры окружающей среды, уменьшение содержания в ней кислорода (Н.Н. Сиротинин) и пр.
Чем выше организовано животное, тем более широким арсеналом средств активного реагирования на различные вредные влияния внешней среды оно располагает. Одной из наиболее совершенных форм такого реагирования является защитная деятельность нервной системы, в основе которой лежат безусловные и условные рефлексы. Начиная с отдергивания повреждаемой части тела при уколе, ожоге и др. и удаления с кашлем, чиханием, рвотой вредных для организма агентов (микробы, пыль, яды) и кончая различными сложными реакциями в виде лихорадки, воспаления, аллергии и иммунитета, рефлексы определяют механизмы реактивности как защитной деятельности высших животных. Важнейшим выражением реактивности высших животных является также охранительное торможение, развивающееся в коре головного мозга и нижележащих отделах нервной системы.
Высшие животные, однако, значительно уступают низшим в устойчивости к первичному воздействию некоторых бактериальных токсинов, а также к кислородному голоданию, недостатку воды, низким температурам и другим вредным воздействиям внешней среды. Таким образом, болезнетворные агенты (травма, инфекция, отравление, ожог), легче повреждающие организм высших животных по сравнению со многими низшими - беспозвоночными, вызывают у первых через посредство нервной системы изменения жизнедеятельности, направленные к поддержанию существования в условиях возникшего повреждения. Более того, в организме высших животных возникают такие изменения жизнедеятельности (иммунитет), которые предотвращают повреждения организма при повторных воздействиях данного болезнетворного агента. Последнее свойство представляет собой одно из самых замечательных проявлений реактивности организма высших животных и человека.
Эволюцию реактивности и сопротивляемости (резистентности) легко проследить на примере инфекционного процесса (Н.Н. Сиротинин). Как показал И.И. Мечников, инфекционный процесс протекает у простейших в виде размножения микробов в протоплазме животного (примитивная септическая инфекция). Реакция организма на инфекцию проявляется в данном случае только в форме внутриклеточного пищеварения. Одноклеточные относительно устойчивы к действию бактериальных токсинов. По мере усложнения организации (губки, кишечнополостные) инфекция сопровождается первыми реактивными изменениями в зараженном организме: мобилизуются соединительнотканные клетки-фагоциты, возникает впервые специальная тканевая реакция в форме примитивного воспаления. Дальнейшие усложнения организации животных и прежде всего развитие у; них нервной системы обусловливают появление более тонких механизмов реактивности, представляющих картину инфекции у высших позвоночных; и у человека.
Вместе с тем развиваются различные специфические средства борьбы организма с возбудителями инфекции - патогенными микробами: способность вырабатывать антитела, реактивные изменения жизнедеятельности зараженного организма (лихорадка, воспаление, охранительное торможение в высших отделах нервной системы, парабиоз в периферических нервах и других возбудимых тканях).
Подобные отношения между реактивностью и резистентностью имеют место и при рассмотрении их особенностей в ранних возрастных периодах высших животных и человека. Действительно, в раннем детстве млекопитающие животные лучше переносят среду с пониженным содержанием кислорода (Н.Н. Сиротинин), более устойчивы к бактериальным токсинам (дифтерийному и др.). Этот факт свидетельствует, однако, не о низкой реактивности, а о наличии специальных средств, помогающих существованию организма в этих условиях. Применительно к действию недостатка кислорода эти средства заключаются в меньшей интенсивности окислительных процессов и соответственно в меньшей потребности в кислороде и одновременно в наличии ферментных систем, обеспечивающих освобождение энергии за счет десмолитических расщепительных процессов.
Низкая чувствительность к бактериальным токсинам объясняется отсутствием соответствующих реактивных структур в связи с недостаточным развитием нервной системы. Нервная система высших животных организует также более совершенные реакции замещения, компенсации при частичном повреждении органов в больном организме высшего животного. Так, можно удалить у собаки две ноги (одну переднюю и одну заднюю), и она быстро научится бегать на двух оставшихся. Если же предварительно лишить собаку коры больших полушарий головного мозга, то она не будет в состоянии компенсировать повреждения после ампутации у нее двух ног.
Таким образом, реактивность и резистентность организма к вредоносному действию внешней среды - это два проявления, или два обозначения, одного и того же процесса защитной, приспособительной деятельности организма.