Реферат
на тему: «Рентгенодиагностика остеопсатироза и остеосаркома»
Рентгенологическая картина О. весьма характерна, однако рентгенодиагностика этого заболевания не всегда является легкой задачей, поскольку каждому случаю присущи свои индивидуальные особенности и далеко не всегда достаточно полно выражена вся симптоматика заболевания. Как и при несовершенном костеобразовании, кости при О. выглядят относительно прозрачными, причем степень повышенной проницаемости для рентгеновых лучей широко варьирует. Балочная система развита при О. плохо, трабекулы тонки, нежны, губчатое вещество имеет широкопетлистую структуру. Корковый слой истончен так, что костномозговые каналы трубчатых костей широки. Длина трубчатых костей отнюдь не уменьшена, кости не укорочены и не утолщены, как это свойственно несовершенному костеобразованию. Остеопороз на нижних конечностях вследствие ограничения или даже прекращения их опорно-двигательной функции резче выражен, чем на верхних конечностях. Эпифизы костей и области суставов кажутся сравнительно толстыми и неуклюжими, шаровидно деформированными. Для О. характерны деформации костей, подчас очень значительные. Бедро дугообразно искривлено вверх и наружу, как при рахите, но сохраняет нормальную длину. Болыпеберцовая кость имеет вид сабельных ножен, выступающих острым передним гребнем вперед. Малоберцовая кость следует за болыпеберцовой не строго параллельно; она особенно истончена, уподобляясь едва заметному тонкому извитому шнуру. Изменения костей всегда двусторонни, симметричны, но не полностью одинаковы на обеих сторонах и не зеркально точны.
Число переломов костей при О. никогда не бывает так велико, как при явной врожденной форме несовершенного костеобразования. Обычно приходится видеть одновременно рентгенологические признаки не более 3—6 переломов. Чаще всего ломаются кости нижних конечностей, в особенности бедренная кость, реже — кости голени. На месте перелома после его заживления деформация кости меняет свой характер и вместо дугообразной становится угловой, аналогично угловому горбу (ангуляции), присоединяющемуся к кифозу позвоночника. Костные мозоли, как правило, не имеют особенно больших размеров, вполне удовлетворительно обызвест-вляются и окостеневают. У детей старшего возраста иногда наблюдается довольно сложная по структурному рисунку картина перестройки костного вещества. В редких случаях кость приобретает крупноячеистый вид, так что некоторые авторы говорят об особой кистовидной форме О. Эта картина определяется почти исключительно в одном месте — в дистальных двух третях бедра.
Очень часто рентгенологическое исследование обнаруживает при О. типичные зоны перестройки кости Лоозера, располагающиеся в виде поперечных светлых полос или чаще в виде более пли менее глубоких треугольных насечек гл. обр. на выпуклых участках деформированных диафизов. Они то одиночны, то множественны. Их излюбленным местом служат большеберцовые кости, однако подчас поражаются чуть ли не все большие трубчатые кости. Лоозеровским зонам не соответствуют никакие местные клинические проявления, в частности участки болезненности. Их не следует смешивать с истинными полными или неполными переломами. Костные периостальные скобки, располагающиеся на уровне зон перестройки, иногда едва заметны, порой же они довольно грубы и при поверхностном расположении могут прощупываться, но не достигают размеров настоящей костной мозоли.
В отличие от несовершенного костеобразования, при котором позвоночник не вовлекается в патологический процесс, при О. рентгенологически почти всегда удается определить уклонения от нормы. Позвонки изменены структурно, поротичны, прозрачны, тела их слегка расширены. Иногда на всех, многих или на отдельных телах площадки сильно вдавлены, тела становятся двояковогнутыми, а хрящевые диски, наоборот, высоки, чечевицеподобны, двояковыпуклы. Как правило, развиваются более или менее выраженные кифосколиозы. Поэтому неудивительно, что при тяжелых системных поражениях скелета, когда годами не прекращаются переломы конечностей и изменения позвоночника, у больных О. наблюдается отставание и даже уменьшение роста, т. е. известная степень низко-рослости или даже карликовости.
Довольно характерную картину представляет при О. череп. Широкий лоб выпячивается вперед и круто поднимается, височные кости нависают над наружными слуховыми проходами, а уши оттопырены книзу и кнаружи. Весь мозговой череп велик и производит впечатление неправильного усеченного конуса, вершиной покоящегося на позвоночнике. Иногда и у взрослых остаются зияющими швы, их даже можно прощупать. Как правило, видны многочисленные добавочные, вставочные (вормиевы) косточки швов. Имеются указания, что при общем остеопорозе массив каменистой кости не только не теряет костного вещества, но даже может склерозироваться. Во всяком случае, этот участок основания черепа с обеих сторон контрастно выступает на фоне более прозрачных, чем в норме, элементов черепа.
В редких случаях О. осложняется чрезвычайно интересным в теоретическом и не менее важным в практическом дифференциально диагностическом смысле патологическим процессом, а именно так называемой псевдосаркомой. Речь идет об избыточных, исключительно обширных костных разрастаниях, бурно развивающихся на месте очередного перелома или даже без явного нарушения целости кости. Эти колоссальные костные разрастания неизбежно симулируют как клинически, так и рентгенологически злокачественное новообразование — остеогенную саркому. Если костная мозоль при О. нормальна или даже несколько велика, то в процессе заживления она претерпевает закономерное обратное развитие. Однако в некоторых случаях костная мозоль достигает огромных размеров, распространяясь вдоль почти всего длинника диафиза и возвышаясь над I поверхностью кости на несколько ее диаметров. При этом костные разрастания весьма плотны и обнаруживают на рентгенограммах поперечную исчерченность, напоминающую радиальный, «солнечный» рисунок или рисунок частокола при истинной остеогенной саркоме. Гистологический контроль дает возможность исключить бластоматозпый рост. Главное же заключается в том, что костные разрастания подвергаются без всякого лечения самопроизвольному обратному развитию. Иногда они рецидивируют у одного и того же больного в разных местах, напр. на бедре и плече. Природа этого удивительного осложнения при О. остается полностью неразгаданной: ведь сущность основного заболевания заключается именно в слабости остеопластической периостальной деятельности, в то время как при осложнении О. ложной саркомой имеет место противоположное качество, а именно — беспрецедентная надкостничная остеопластическая сверхактивность. В свете современных клинико-рентгенологических наблюдений над псевдосаркомами обоснованное сомнение вызывают старые указания на подлинное озлока-чествление при О.
Научно обоснованных лечебных средств при О. пока не существует. Попытки повлиять на течение и исход болезни эндокринными, гормональными, витаминными, диететическими и другими средствами не сопровождаются успехом. Остаются лишь общие щадящие мероприятия, призванные предотвратить или, по крайней мере, сократить число неминуемо наступающих переломов. Сами же переломы вполне успешно, обычно даже в сокращенные сроки, поддаются обычному лечению.
ОСТЕОСАРКОМА — злокачественная опухоль, возникающая из костной ткани. О. встречается чаще других злокачественных новообразований костей. В последнее время более широко пользуются термином остеогенная саркома.
Название «остеогенная саркома» предложено Бладгудом и Юингом для обозначения первичных весьма злокачественных опухолей костей, к-рые развиваются из элементов, участвующих в костеобразовании. Прежде в группу остеогенных сарком также включались хондросаркомы. В наст, время большинство авторов по предложению Фемистера выделяет хондросаркомы в самостоятельную группу. По данным, приведенным Коли, остеогенная саркома наблюдается среди прочих сарком кости в 66% случаев. По данным К. И. Прокофьевой, на 353 больных со злокачественными опухолями костей у 238 имелись остеогенные саркомы. О. наблюдаются у мужчин чаще, чем у женщин.
Остеосаркомы чаще всего поражают в молодом возрасте (от 11 до 30 лет — до 65% случаев); однако они могут наблюдаться в любом возрасте (даже в грудном и в старческом). Иногда остеогенные саркомы возникают на почве деформирующей остеодистрофии (по данным разных авторов, от 2,5 до 11%), особенно часто это имеет место в пожилом и старческом возрасте. Такие саркомы протекают очень злокачественно. О., как правило, поражают одну кость. Наибольшим распространением пользуется деление О. на формы:
а) склерозирующая (остеобластическая);
б) остеолитическая. Имеется предложение о выделении третьей, смешанной, формы с наличием одновременных остеобластических и остеолитических изменений; однако в действительности все О. являются в той или иной степени смешанными, так что выделение третьей формы (смешанной) недостаточно обосновано. Склерозирующая О. (наиболее частый вид остеогенной саркомы) характеризуется интенсивными процессами формирования в опухоли остеоидной или костной ткани; преобладают склеротические изменения.
О. возникают обычно в метафизарной зоне на концах больших трубчатых костей. Почти в 2/„ случаев поражаются кости нижних конечностей, а '/3 приходится на нижний конец бедра. Частыми местами поражения также являются верхние концы плечевой и болыпеберцовой костей; в большеберцовой кости наиболее часта локализация в медиальном мыщелке, а в плечевой — в области дельтовидной бугристости. В. Шлапоберский.
Патологическая анатомия. О. поражает главным образом эпиметафизарные отделы длинных трубчатых костей, чаще других — нижний конец бедренной, верхний конец больше-берцовой, верхний конец плечевой, малоберцовую кость, а также лопатку, тазовые, челюстные, кости предплечья, реже другие части скелета.