В тех же случаях, когда в дальнейшем обнаруживается несоответствие идеала и действительности, немалое значение имеет понимание того, что семья, супружество требуют творческих усилий партнеров. Это позволяет более терпимо относиться к противоречиям, возникающим в браке, сознательно создавать условия, обеспечивающие развитие каждого члена семьи как в интересах самого человека, так и в интересах этой небольшой человеческой общности.
От целей и мотивов заключения брака в большой мере зависит развитие отношений между супругами, другими членами семьи, их адаптации к различным этапам и условиям существования семейно – брачного союза. Разумеется, мотивы, которыми руководствуются люди при вступлении в брак, могут в дальнейшем под влиянием обстоятельств измениться. Но только осознание их дает человеку возможность трезво оценить те ожидания, которые он связывает с семьей, быть готовым к тем процессам, которые в настоящее время в ней происходят.
В нашей стране проводятся многочисленные исследования мотивов вступления в брак, во время которых людей просят ответить на вопрос, что легло в основу их решения создать семью именно с этим человеком. Опрашиваемым предлагается большой набор ответов: любовь, общность взглядов и интересов, взаимная симпатия, дружба, уважение, внешняя привлекательность, нравственные качества, желание иметь детей, чувство одиночества (боязнь одиночества), сострадание, вероятность скорого рождения ребенка, материальная обеспеченность, наличие жилой площади у будущего мужа (жены), узаконение добрачных отношений, желание родителей и тому подобное.
И где бы ни проводились исследования, будь то Москва или Санкт – Петербург, Минск или Пермь, Литва или Киргизия, с кем бы ни начинался разговор: со студентом или рабочим, служащим или ученым, инженером ли педагогом, - наибольшее число голосов получала любовь. За ней следуют общность взглядов и интересов, взаимная симпатия, дружба, уважение и другие подобные духовные или моральные побуждения. Небольшой удельный вес занимают заявления вступающих в брак о том, что семью они создают потому, что надоело одиночество, настало время выходить замуж (жениться) или ждут ребенка надо просто узаконить добрачные отношения. И совсем невелик процент браков, заключенных по материальному расчету.
Можно соглашаться или не соглашаться с предлагаемыми социологами формулировками мотивов. В них не все четко, содержание одних совпадает с другими или частично входит в это содержание, их можно по – разному трактовать, одни из них жизненно важны, другие носят как бы дополнительный характер. Одни мотивы затрагивают дальнюю перспективу семьи, другие продиктованы сиюминутными обстоятельствами. Кроме того, нельзя не учитывать, что решение какой – то части вступающих в брак может базироваться на неосознанных мотивах, так как их выбор делается на фоне эмоциональной привлекательности, повышенных переживаний. В этом случае опрошенные не знают, что сказать, и часто отвечают то что от них ждут.
Однако недостатки проведенных исследований ни в коей мере не принижают их ценности. Полученные данные достаточно убедительно демонстрируют основные тенденции в формировании ценностных ориентаций и установок молодежи, связанных с семейной жизнью. на первый план вместо материальных стимулов выдвигаются нравственно – эмоциональные побуждения, внутренние регуляторы поведения базируются не столько на долге, сколько на нравственной ответственности за свободно принятое решение.
Вместе с тем довольно низкий уровень ориентации на материальные ценности не означает полного их игнорирования. Надо отдавать себе отчет в том, что мотивы вступления в брак не существуют отдельно, а связаны с целым комплексом факторов, и поэтому, когда опрошенным была предоставлена возможность мотив «материальная обеспеченность» сгруппировать с другими мотивами, он не остался без внимания. Так молодожены хотят иметь свой дом, стать как можно скорее экономически самостоятельными, улучшить материальный и психологический комфорт, но не ценою отказа от любви и духовной близости. Характерно, что, если семья создается с целью узаконить добрачные отношения, реализовать данное обещание, либо в случае ожидания ребенка, материальная обеспеченность приобретает особое значение: она осознается или рассматривается как необходимое условие осуществления взятой на себя ответственности.
Современное общество не одобряет браков из корыстных соображений, в которых главное – материальный расчет, а не взаимное влечение людей. но не нужно смешивать расчет и трезвое осмысление человеком, как он будет реализовывать свои планы и ожидания, с помощью каких средств обеспечит благополучие семьи. Последнее как раз свидетельствует о серьезности его подхода к браку.
Любовь развивает эмоциональную сторону личности и в свою очередь облагораживает первичные чувства (инстинкты). Но полнота настоящей человеческой любви связывается с высшей духовностью, альтруистической, эстетической, мировоззренческой развитостью человека.
Признание любви основным мотивом вступления в брак и супружеских отношений еще не снимает многих проблем, связанных с удовлетворенностью супружеством, стабильностью семьи, личным счастьем. Ведь каждый понимает это чувство по – своему – одни, возможно, чрезмерно усложнено, другие, наоборот, слишком упрощенно. Формирование способности любить связано с формированием личности человека в целом.
В то же время из всех способностей человека способность любить – одна из самых важных для его счастья. Сегодня выросли поколения людей, для которых любовь представляет огромную эмоциональную и нравственную ценность. У них сформирована потребность любить и быть любимым.
Не принижая значения общности материальных потребностей, сексуальной совместимости, следует подчеркнуть то огромное значение, которое имеет духовная, нравственная сторона жизни семьи. Глубокое осмысление своих идейных, нравственных, эстетических позиций убережет супругов от чрезмерного преувеличения материальной стороны семейной жизни, поможет уловить ту почти незаметную грань между добром и злом, преступив которую семья обрекает себя на равнодушие, бесчеловечность.
Если в семье утилитарные устремления начинают теснить возвышенные – это предвестник беды. Вне глубокой волнующей мысли, веры в добро, утверждения прекрасного нет и подлинной духовности в семье. Расплата за это рано или поздно придет. Она горьким эхом откликнется в детях.
И не только в них. Самовыражение с помощью вещей, не созданных своим трудом, нередко приводит к сужению и обесценению и самого супружеского общения, распаду брака вообще.
Общность интересов, понимание важны не только как мотив вступления в брак. В любой семье наступает момент, когда эти факторы начинают играть более важную роль, чем любовь. Живя под одной крышей, видя друг друга каждый день, люди могут утратить присущую периоду ухаживания романтичность отношений. И это очень часто происходит, если людей не связывают более крепкие узы, чем любовная страсть. Эти узы – понимание и единомыслие, все оттенки понимания от физического прикосновения до еще самим не осознанной, не высказанной мысли любимого человека.
Сегодняшний брак по свободному выбору обязывает человека ко многому. Он сам выбирает себе спутника жизни и сам должен взять на себя всю меру понимания его личности, ответственности за его жизнь.
В прочном брачном союзе любовь и понимание идут рука об руку. Испокон веков на Руси люди, поздравляли молодоженов со словами «совет да любовь», не отрывая одного от другого. Более того, любовь ставилась в зависимость от совета. Ведь наступает час, когда надо посмотреть на жизнь серьезно, выработать ясный взгляд на отношения, понять всю глубину связи, установившейся между входящими в семью людьми. Во избежание недопонимания, размолвок и ссор надо советоваться, надо считаться не только со своими желаниями, потребностями, особенностями, но и с желаниями, потребностями, особенностями близкого человека.
Чаще всего вступающие в брак называют значительными для супружеской жизни те характеристики людей, которые особенно культивируются в обществе. Больше других ими ценятся такие качества, как доброта, трудолюбие, культура, осуждают пьянство, моральную распущенность, неискренность, черствость, невежество. Молодые люди отдают предпочтение нравственным качествам в их наиболее ярких проявлениях: бескорыстию, самоотверженности, товариществу, готовности прийти на выручку. Они чувствительны к моральным оценкам своих избранников со стороны окружающих, проявляют максимализм в суждениях. Высока у них и самооценка. Многие из них считают, что имеют достаточно развитое чувство любви к творчеству, доброжелательны, принципиальны, организованны. В то же время в оценках присутствует и значительная доля самокритичности к себе, к своим возможностям, достигнутому уровню духовного и физического развития.
Было замечено также, что среди тех, кто в качестве основного мотива вступления в брак назвал любовь, больше людей, ценящих творческое отношение к делу, любящих свою работу, имеющих друзей. Те же, кто считают, что при заключении брака важен расчет, больше ориентируются на служебную карьеру, на проведение свободного времени вне семьи.
Интеграция – это процесс органичного, предполагающего личный добровольный выбор, включения человека в семейно – брачный союз. Она предполагает согласованность представлений и мнений супругов по различным аспектам семейных отношений.
Если семейная интеграция – это социально обусловленная согласованность совместной деятельности супругов, то дезинтеграция – это разрушение семейного союза. Для того чтобы сдержать его, стабилизировать семью, необходима адаптация, то есть приспособление супругов даже к неблагоприятной для сохранения семьи обстановке.
Этот процесс затрагивает духовную, психологическую, сексуальную, информационную, культурную и бытовую сферы. Но ведущей сферой является духовная, так как в период адаптации идет взаимный поиск объединяющих супругов ценностей.