Федеральное агентство по высшему образованию РФ
УГЛТУ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО – КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Реферат по валеологии
На тему: «Семья, как условие сохранения и укрепления здоровья ее членов».
Выполнила студентка ЗФ
II–го курса
Cпециальности 100103
5 лет 10 месяцев
Нарсеева Т.В.
шифр 62816
Екатеринбург 2008 г.
П Л А Н.
1. Понятие «семья»
1.1. Зачем нужна семья?
2. Рождение и распад семьи. Предпосылки и причины
2.1. Распад семьи
3. Государственная охрана семьи
4. Основные слагаемые здоровья будущей матери
5.Здоровье ребенка и факторы семьи в сохранении его здоровья
5.1. Воздействие вредных факторов на плод
5.2. Задержка и нарушение внутриутробного развития ребенка
5.3. Новорожденные риска
5.4. Питание беременной женщины
5.5. Отцу новорожденного ребёнка
6. Здоровье отца и семьи
Список используемой литературы
1. Понятие «семья».
Брак - и не рай и не ад, это просто чистилище.
А. Линкольн
Слово «брак» произошло от глагола «брать». Оно родилось в те патриархальные времена, когда мужчины именно «брали» невесту – забирали ее в свой дом. В своде законов Российской империи указывалось, что «жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и в неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность».
Царское правительство и господствующие классы делали все, чтобы воспрепятствовать распространению на женское население даже тех куцых гражданских прав, которые оно вынуждено было провозгласить земской реформой 1864 года и Манифестом 17 октября 1905 года.
Женское неравноправие еще более усугублялось огромным разрывом между общепризнанными достижениями передовой русской культуры того времени и духовной жизнью большинства населения, прозябавшего в темноте и невежестве.
И браки и рождения оформлялись исключительно через церковь. А поскольку религия рассматривала расторжение брака как грех, то женщина воспитанная, в религиозном духе, даже в крайних случаях старалась не прибегать к разводу, который являлся привилегией мужа и был предельно затруднен юридически.
Также у многих народов царской России существовал обычай, сохранившийся, к сожалению, кое – где и до сих пор, - брать калым выкуп за невесту. Сделка заключалась родителями иногда даже до рождения будущих жениха и невесты. Наряду с этим практиковалось похищение девушек. Купив или похитив будущую жену, мужчина считал себя ее владельцем. Поэтому произвол был неограниченным.
Великая Октябрьская социалистическая революция подорвала экономическую основу частнособственнической монополии мужчин на брак. Однако гражданская война, разруха, голод, гибель родителей породили массовое беспризорничество, привели к резкому падению нравственных норм, регулирующих отношения между полами. Появилось и немало «горячих голов», которые стремились как можно скорее покончить с дореволюционной семьей путем «раскрепощения женщин» и установления новых «свободных норм».
Многочисленные неверные взгляды на любовь, брак, семью, существовавшие в первые годы Советской власти, можно объединить в две теории.
Первая – теория «бескрылого эроса» - утверждала, что любви нет, а есть лишь инстинктивная потребность, которая должна находить удовлетворение без всяких условностей, так же легко и просто, как утоление жажды. Эта теория получила название «теории стакана воды», сторонники которой пытались выдать ее за марксистскую.
Другая теория – «крылатого эроса» - отрицала исключительность любви, продолжительность привязанности к любимому человеку, осуждала выделение пары из коллектива. «Все для любимого человека!» - лозунг буржуазной морали, утверждали ее сторонники; установка пролетарской морали – «Все для коллектива!»
1.1. Зачем нужна семья?
Семья нужна человеку для счастья, нравственного и физического здоровья человека. С семьей связаны такие близкие и дорогие его сердцу понятия, как добро, уют, дом, мать. Семья дает опору чувствам, мечтам, надежде, помогает осуществлению жизненных планов. Она готовит человека к жизни в обществе, учит трудиться, творить, любить свое дело, доводить до конца задуманное.
Семья нужна не только человеку, но и обществу. Она способствует совершенствованию общественных отношений, воспитанию подрастающих поколений.
Что же такое – «семья»?
Если говорить языком социолога или демографа, то семьей называется небольшая группа людей, объединенных родственными и супружескими связями, общим бюджетом, и как правило, общим жильем. Но это только теоретически. В реальной действительности каждая семья темно связана с обществом, в котором она живет, его экономикой, политикой, культурой, ориентациями и настроениями людей. Хотят того члены семьи или не хотят, их образ жизни в определенной мере является отражением образа жизни этого общества. Несмотря на кажущуюся замкнутость семьи в домашнем круге, жизнь «большого мира» непременно сказывается на характере внутрисемейных отношений.
Каковы же основные функции семьи?
Важнейшая из них – «производство» самого человека, продолжение рода. Оно не ограничивается рождением, воспитанием и обучением детей. Семья играет значительную роль в обеспечении физической, психологической и нравственной готовности ее членов выполнять свои гражданские обязанности: трудиться, участвовать в распределении результатов труда, управлении обществом, повышать свой профессиональный уровень, соблюдать принятые нравственные нормы.
Семья выполняет и множество других функций. Она организует бытовое потребление, духовное развитие, моральную поддержку, эмоциональное общение, досуг, приобщение к культуре. Семья учит человека понимать и принимать жизнь целостно, такой, какова она сегодня, но семья же готовит его и к будущему, передавая ему лучшие из накопленных в прошлом традиции, нравственные ценности. Она формирует социальное и индивидуальное сознание личности.
Основная цель семьи – создание условий для всестороннего развития личности. От того, что дала семья человеку для становления его личности, зависит ее общественное значение.
Воздействие семьи на детей и взрослых происходит повседневно и непрестанно. Она начинается еще тогда, когда на формирование потребностей, установок, вкусов, нравственных качеств личности еще не влияют ни общественная система, ни средства массовых коммуникаций, ни какая – либо иная социальная группа, и продолжается до старости. Поэтому воспитательная функция семьи – один из самых значимых социальных показателей при характеристике ее современного облика. Более того, удовлетворение потребности в любви, материнстве, отцовстве, супружестве, личном счастье также непосредственно связано с этой функцией.
В настоящее время никто из ученых, занимающихся проблемами социологии и социальной психологии, не сомневается в необходимости семьи для нормального развития детей, а следовательно, для обеспечения как количественного, так и качественного уровня воспроизводства населения. Общественное воспитание не может заменить семейного, так как решающую роль в становлении личности играет не дидактика, а та специфическая психологическая атмосфера, которая создается супружеством, материнством и отцовством, отношениями между старшим и младшим поколениями в семье.
Человек должен быть кому – то нужен, о ком – то заботиться, делить с кем – то радость и горе. В определенной мере эта потребность реализуется в общении с друзьями, товарищами по работе, в окружающей человека социальной среде. Взаимоотношения на работе, в быту, учебе, на досуге очень важны для человека. Они - непременные условия его жизни. Но какое бы удовлетворение ни получал человек от широкого общения, какое бы счастье ни приносили ему работа, творчество, успех, общественное признание – он не достигнет удовлетворения, если все это не будет разделено с близким человеком: женой, мужем, сыном, дочерью. В этих единственных людях, как в зеркале, многократно отразятся переживания и успех, признание и счастье, их одобрение и оценка окажутся самыми ценными, самыми дорогими, самыми важными.
В семье мы ищем одобрение и психологическую поддержку. Как бы ни была развита человеческая личность, в ней происходит сталкивание ориентаций, позиций, ценностей, в результате чего человеку приходится испытывать разочарования, физические и душевные страдания. Поэтому каждый хочет быть уверенным в том, что близких людях, ради которых он живет, работает, в чем – то себе отказывает, в трудную минуту он найдет поддержку и опору.
Но не только в трудную - в повседневной жизни человек также нуждается в одобрении его взглядов, суждений, поступков. Наиболее естественно он удовлетворяет эту потребность в семье.
Потребность в согласовании своих ценностей и позиций в семье дополняется потребностью в солидарности и взаимопомощи, играющей большую роль в объединении членов семьи, в консолидации их действий. При этом для общества очень важно, вокруг каких ценностей объединяется семья: находится ли она в плену ложных эстетических представлений или способна научить людей, как должно жить, чтобы оправдать свое существование, утверждать идеалы добра, справедливости, достоинства, долга. В семье, которая бесконечно сталкивается с нравственным выбором, особенно важно жить по - совести. Нравственная справедливость образует здесь основу психологического комфорта и уверенности.
Все большее значение приобретает реактивная (восстановительная, оздоровительная, досуговая) функция семьи.