Пальпация паравертебральных мышц и остистых отростков позвонков с определением их экскурсии относительно друг друга позволяет с достаточной точностью установить локализацию неподвижных сегментов позвоночника. Локализованная болезненность при пальпации большого седалищного бугра, большого вертела бедренной кости или вырезки седалищной кости может указывать на локализованную аномалию, например на бурсит в области большого седалищного бугра или большого вертела или на энтезит, т.е. воспаление в области прикрепления мышечных сухожилий к костям (например, в месте прикрепления отводящих и разгибающих мышц бедра).
Проксимальное сдавление спинномозговых корешков L5 и S1 предполагается на основании возникновения дистальной боли при пальпации над малоберцовым нервом у головки малоберцовой кости (L5) и над большеберцовым нервом (S1) в плюсневом канале. Перкуторная болезненность, постепенно выявляемая по ходу позвоночного столба, заставляет заподозрить костную аномалию, такую как компрессионный перелом позвонка, его метастатическое поражение или какой-либо инфекционный процесс в позвонке или межпозвоночном диске. Перкуторная болезненность в области реберно-позвоночного угла неизбежно связана с ретроперитонеальной (чаще всего почечной) патологией.
Наклон туловища при ходьбе в противоположную по отношению к опорной ноге сторону, компенсирующая походка Тренделенбурга предполагают, прежде всего, наличие аномалии в тазобедренном суставе. При осмотре могут обнаруживаться подтверждающие признаки начальной потери внутренней ротации бедра в сочетании с положительным симптомом Патрика и медиальной болью в паху, которая иногда иррадиирует в колено. При первичном заболевании тазобедренного сустава попытка хождения вызывает чрезмерное напряжение как в крестцово-подвздошном сочленении на стороне поражения, так и в большом вертеле бедра. Каждый из названных признаков (в отдельности или в сочетании) может поначалу представляться основной патологией, пока не обнаружится потеря подвижности тазобедренного сустава как провоцирующий фактор других симптомов. Трохантерный (вертельный) бурсит сам по себе может имитировать поясничную радикулопатию с дистальной иррадиацией болей по седалищно-большеберцовому нервному пучку к латеральной поверхности колена.
Неспособность больного ходить на носках или пятках из-за слабости сгибателей подошвы или дорсальных флексоров стопы соответственно предполагает радикулопатию L5 в первом случае и поражение корешка S1 - в последнем. Аналогично этому затруднения при приседании с последующим вставанием говорят о слабости четырехглавой мышцы бедра, что связано с поражением корешка L4. Мануальное тестирование мышц (наиболее пренебрегаемая часть клинического обследования) также может быть достаточно информативным. Слабость сгибателей бедра предполагает поражение L3, четырехглавой мышцы - поражение L4, дорсифлексора стопы и разгибателей большого пальца - поражение L5, а икроножной мышцы - радикулопатию S1. Глубокие сухожильные рефлексы тестируются на обеих сторонах с последующим сравнением данных. Отсутствие или ослабление коленного рефлекса предполагает радикулопатию L4, рефлекса с двуглавой мышцы бедра - поражение L5, а асимметрия ахиллова рефлекса - компрессионный синдром корешка S1.
Тестирование с поднятием выпрямленной ноги (ПВН) может оказаться как диагностически информативным, так и дезинформативным, что зависит от возраста больного и наличия или отсутствия сопутствующих признаков, определяемых при поднимании перекрещенных и выпрямленных ног (ППВН). Этот тест бывает положительным, когда поднимание контралатеральной конечности (ноги) вызывает боль по ходу седалищного нерва в пораженной конечности. Явно положительный тест с поднятием выпрямленной ноги у более молодых пациентов чаще связан с пролапсом межпозвоночного диска, чем у больных более старшего возраста, особенно если он сочетается с положительным ППВН. Аналогично этому у более молодых лиц прогрессирующая неспособность разогнуть ногу в колене на стороне поражения с натяжением седалищного нерва в подколенной ямке говорит в пользу пролабирования межпозвоночного диска. Там, где это отмечается в сочетании с болезненным симптомом "бренчания" (наблюдаемого как подергивание седалищного нерва ниже колена), это почти всегда патогномонично наличию грыжевого выпячивания диска с давлением на соответствующий спинномозговой корешок. Дополнительные подтверждающие тесты включают определение обострения боли при дорсальном сгибании стопы или при наклоне головы (флексия), выполнении приема с поднятием выпрямленной ноги, что помогает щадить седалищный нерв. У больных постарше положительный тест ПВН или ППВН менее специфичен в отношении клинической диагностики, но он также позволяет предположить присутствие радикулярного компонента поражения.
Гиперрефлексия и признаки разгибания пальцев стопы предполагают наличие миелопатии с локализацией поражения выше уровня Т12-L1, где оканчивается спинной мозг (медуллярный конус). Болями внизу спины и нарушениями в проводящей системе могут проявляться метастатические поражения, грыжеобразование в торакальных межпозвоночных дисках и (в редких случаях) остеопоротические компрессионные переломы позвонков на границе между грудным и поясничным отделами позвоночника. Внезапные тазовые расстройства с сопутствующей симметричной и многоуровневой арефлексией и слабостью нижних конечностей могут быть связаны с грыжеобразованием в поясничном диске по средней линии при поражении отделов спинного мозга дистальнее конского хвоста и ниже медуллярного конуса. В подобной ситуации при быстром прогрессировании парапареза может потребоваться неотложная декомпрессионная хирургическая коррекция.
Сенсорные расстройства при наличии радикулярных синдромов могут помочь в установлении уровня корешкового поражения. Миотомные мышечные боли и дерматомная дизестезия могут сопровождаться иррадиацией боли по ходу склеротома. Поражение корешков S1 и L5 может проявляться соответственно мышечной болью в икроножной мышце, имитирующей тромбофлебит, и мышечной болью по передней поверхности голени, симулирующей ее ушиб. Парестезия большого пальца стопы предполагает поражение корешка L5, а парестезия мизинца стопы - радикулопатию S1. Поражение суставов в области крестцово-подвздошных сочленений или в межпозвоночных суставах поясничного отдела может также распознаваться по отраженной боли в соответствии с топографией данного склеротома. Боль при аномалии крестцово-подвздошного сочленения обычно иррадиирует в паховую область, переднелатеральную поверхность бедра и нижний квадрант живота, что часто симулирует острый аппендицит или перекрут овариальной кисты. Хотя симптомы боли и дизестезии невозможно объективизировать таким же образом, как физические признаки, вдумчивый врач все же может реплицировать или ослабить эти симптомы с помощью соответствующих приемов, основанных на хорошем знании анатомии.
Рациональный подход к диагностике и лечению поясничных болей основывается на ясном представлении о дегенеративных процессах в позвоночнике. Начинаясь с изменений гидроскопических свойств пульпозного ядра, эти процессы могут прогрессировать от дегенерации фиброзных колец одного диска до многоуровневого поражения. Последующие дегенеративные изменения в диске с ассоциированным поражением межпозвоночного сустава могут сопровождаться относительно нечастым пролабированием пульпозного ядра диска. Чаще прогрессирующее поражение задних поверхностей межпозвоночных суставов сопровождается сужением отверстий или спинномозгового канала, что вызывает симптомы, связанные с латеральным или центральным стенозом. Комбинация ретрогрессивных (дегенеративных) и пролиферативных изменений в передней части диска и в задней части межпозвоночных суставов проявляется как клинической симптоматикой, так и рентгенологическими изменениями, в основе которых лежит дегенеративный процесс во всех трех суставах. В развитии этого процесса клинически четко определяются три стадии. Стадия дисфункции сопровождается болевыми симптомами и ограничением подвижности, часто без рентгенологических или клинических аномалий. Такие больные обычно отвечают на консервативное лечение пероральными анальгетиками, физиотерапевтическими процедурами, включающими термотерапию, специальные упражнения и мануальное воздействие.
Вторая стадия - стадия нестабильности - сопровождается признаками нарушения подвижности сегментов позвоночника, что лучше всего подтверждается рентгенологическим обнаружением псевдоспондилолистеза, возникшего вследствие далеко зашедшего дегенеративного заболевания дисков с сохранением стабилизирующей функции в межсуставных взаимоотношениях. Эта стадия дегенеративных изменений может быть распознана клинически по ограничению гибкости позвоночника, развитию реактивного сколиоза, уменьшению поясничного лордоза и (в отдельных случаях) по наличию неврологических аномалий, включая нарушение глубоких сухожильных рефлексов, уменьшение мышечной силы и ограничение возможности поднятия выпрямленной ноги. Консервативная терапия на этой стадии также часто бывает успешной при использовании тех или иных фиксирующих корсетов. В случае преобладания радикулярной симптоматики благоприятное влияние оказывает периодическая тракция поясничного отдела позвоночника.