Смекни!
smekni.com

Содержание макрофагов в нестабильной атеросклеротической бляшке (стр. 1 из 2)

Реферат на тему:

«Содержание макрофагов в нестабильной атеросклеротической бляшке»


Содержание макрофагов в нестабильной атеросклеротической бляшке, уровень их активности и экспрессии ММРз и ТФ определяются системными процессами, прежде всего, выраженностью нарушений обмена ЛП. Поэтому снижение уровня ХС в сыворотке у кроликов с наследственной ГХЕ с 809 до 481 мг/дл через 32 нед применения церивастатина сочетается с уменьшением накопления макрофагов в атеромах аорты и экспрессии ими ММР-1, ММР-3, ММР-9 и ТФ [6].

Большинство исследователей разделяет точку зрения, что активация системного воспаления у больных с ОКС является первичной и лежит в основе его развития, а не отражает реакцию на повреждение миокарда, хотя сам по себе некроз миокарда является мощным противовоспалительньм стимулом. Так, уже через 15 мин ишемии, сопровождаемой реперфузией, возникает каскад воспалительных реакций, включающий продукцию свободных радикалов, цитокинов, прежде всего ИЛ-113 и ИЛ-6 - главных детерминант высвобождения белков острой фазы, активации системы комплемента, экспрессии молекул адгезии, адгезии нейтрофилов к эндотелию и кардиомиоцитам с последующим их повреждением. Однако у больных с предшествовавшей нестабильной стенокардией острая фаза воспалительного ответа значительно больше выражена как до развития острого ИМ, так и на высоте не критических явлений. У них закономерно отмечают значительно повышенный уровень СРП и 5АА, тогда как подобные изменения наблюдают только у 45 % больных с острым началом ИМ. Это различие не зависит от размеров некроза или наличия признаков реперфузии. Кроме того, высокую активность моноцитов при поступлении наблюдали только у больных с нестабильной стенокардией, а между выраженностью острой фазы и размером ИМ корреляции не отмечали.

Гепатоциты секретируют СРП через 6 ч после специфической стимуляции. Поэтому наличие высокого уровня СРП в срок до 6 ч после появления симптомов ОКС не может быть связано с некрозом миокарда и отражает уровень локального воспаления в бляшке до ее разрушения. Это подтверждалось и отсутствием у исследованных больных повышенного уровня в плазме МВ-фракции КФК или тропонина. Ранее при посмертном исследовании лиц, умерших от ИМ, было показано, что уровень СРП у них коррелировал с количеством склонных к разрушению тонкостенных бляшек. Эти данные свидетельствуют о том, что повышенный уровень СРП в первые 6 ч развития ОКС является отражением воспалительной активности в разрушенной бляшке [236].

В то же время, высокий уровень белков острой фазы у пациентов с нестабильной стенокардией не коррелирует изолированно ни с выраженностью атеросклеротического поражения сосудов, ни с выраженностью некроза миокарда. Более четкую зависимость отмечали между активностью системного воспаления и характером динамики процесса после ОКС, и выраженность острой фазы прямо коррелировала как с кратко-, так и долговременным прогнозом. У 45 % пациентов с нестабильной стенокардией, у которых уровень СРП оставался повышенным на протяжении 3 мес после выписки, риск повторных дестабилизации в течение 1 года был достоверно более высоким.

Иммунный характер воспалительного ответа у лиц с нестабильной стенокардией проявляется достаточно часто параллельно возрастанием содержания в крови маркеров воспаления (СРП-I, ИЛ-6, ИЛ-8), увеличением количества лимфоцитов, имеющих рецепторы ИЛ-2. В этих ситуациях роль основного фактора может принадлежать окисленным ЛПНП, так первые содержание в крови при остром ИМ достоверно более чем в контроле достигает 0,04 % всех циркулирующих ЛПНП. В другом исследовании этот показатель достигал 5 % [114], тогда как общее содержание ХС и спектр ЛП практически не отличались в группах исследованных пациентов. При этом повышение уровня окисленных ЛП в крови определяло как выраженность системной воспалительной реакции, так и риск клинической дестабилизации, что подтверждалось увеличенным более чем в 2 раза содержанием специфических антител к окисленным ЛПНП у пациентов с повышенным уровнем СРП.

Помимо этого, результаты исследований биоптатов пораженных артерий свидетельствуют о наличии отчетливой положительной корреляции между риском развития ОКС, его тяжестью, содержанием в крови окисленных ЛПНП и интенсивностью накопления в атеросклеротической бляшке макрофагов, фагоцитировавших окисленные ЛПНП [66].

Одной из непосредственных причин дестабилизации атеросклеротической бляшки может являться действие окисленных ЛПНП на лектиноподобные рецепторы ЬОХ-1, экспрессируемые ГМК, с развитием их апоптоза. Этот эффект наиболее характерен для краев бляшки, наиболее склонных к разрушению; он полностью воспроизводится в условиях культуры, где окисленные ЛПНП в концентрации более 60 мкг/мл вызывали гибель ГМК посредством апоптоза [136].

Сравнительное исследование, включавшее 38 больных со стабильной, 38 с нестабильной стенокардией и 20 лиц контрольной группы, позволило установить связь дестабилизации клинического течения ИБС с активацией иммунного воспаления, которое проявлялось значительным возрастанием активности моноцитов, Т-лимфоцитов, возрастанием содержания в сыворотке хемокинов - ИЛ-8, МСР-1, М1Р-1а. Эти изменения сочетались с развитиемоксидантного стресса, о чем свидетельствовало снижение уровня антиоксидантов (витамина Е и 3-каротенов), увеличение содержания в плазме продуктов свободнорадикальной пероксидации липидов, прежде всего 8 изопростанов. Свободные радикалы активируют моноциты с увеличением продукции ими ИЛ-8 и МСР-1, тогда как МСР-1 по принципу обратной связи стимулирует высвобождение моноцитами СОР. В результате при нестабильной стенокардии между оксидантным стрессом и продукцией хемокинов образуется порочный круг, определяющими патогенез ОКС [15].

Результаты ряда исследований свидетельствуют и об угрозеаутоиммунного компонента в активации при развитии ОКС моноцитов крови, так и резидентных макрофагов в атеросклеротической бляшке. Показано, что при обострении ИБС в крови преобладают СО4 Т-клетки, характеризующиеся высоким содержанием 1РК-у, а нестабильная бляшка в отличие от стабильной инфильтрирована особым клоном Т-клеток, которые способны в большом количестве продуцировать 1РК-у. В то же время, количество КК в крови увеличено примерно в равной степени у пациентов как со стабильной стенокардией, так и с ОКС. Содержание в крови ИЛ-2 как показателя хронического воспалительного процесса увеличивается также независимо от характера клинического течения ИБС, тогда как повышение уровня ИЛ-6 - маркера острой фазы воспаления — наблюдают более чем у 60 % больных с нестабильной стенокардией и только у 25 % — со стабильной. При этом повышение уровня ИЛ-6 у больных с нестабильной стенокардией отмечается и в отсутствие появления в плазме тропонина Т или кардиальных ферментов. Это также свидетельствует о первичной роли острого воспаления в дестабилизации атеросклеротической бляшки, хотя в определенной степени воспаление усиливается и вследствие некроза кардиомиоцитов.

В то же время показано, что аутоиммунная воспалительная реакция в условиях ОКС может иметь и вторичный характер, возникать в ответ на прямое повреждение клеток миокарда и стенки сосуда и способствовать ускоренному разрешению воспаления. В этом случае признаки транзиторного иммунного ответа с возрастанием количества циркулирующих активированных Т-клеток, что отмечают только через 7-15 сут с момента дестабилизации ИБС, и это сочетается с более ранним и благоприятным ее исходом. В ряде исследований установлено, что при неосложненном течении нестабильной стенокардии только начальный ее этап сочетается с острой фазой воспалительного процесса и повышением уровня СРП, тогда как последующая тракторная активация иммунной системы определяет затухание стабильности, о чем свидетельствуют маркеры как гуморального, так и клеточного иммунитета. При этом большее возрастание рост антител и содержания Т-клеток сочетается с большей активации воспалительной реакции и лучшей клиникой.

Возможно, несколько упрощенным явлениям о том, что иммунное воспаление следует рассматривать только как повреждающий фактор и причину нестабильной стенокардии. Часто иммунная реакция имеет вторичный характер по отношению к механизмам дестабилизации течения ИБС и способствует ускоренному разрешению системного воспаления. К важнейшим белкам острой фазы воспаления относится ИАГТ-1, который усиленно секретируется клетками эндотелия под действием ИЛ-1 и ЛПС и снижает фибринолитические свойства крови. Этот эффект определяет зависимость между наличием инфекции и возникновением ИМ, смертность от которого достоверно возрастает во время эпидемий гриппа; он является результатом активации свободнорадикальных реакций и угнетается антиоксидантами, в частности витамином С. В связи с этим, уменьшение содержания в плазме витамина С при воспалительных и инфекционных процессах способствует более интенсивной активации белков острой фазы, развитию протромботического состояния в результате повышения активности ИАП-1 и содержания фибриногена. В проспективном исследовании в течение 3 лет было установлено, что у лиц с ИБС высокий уровень цитокина ИЛ-6 как маркера системного воспаления сочетался с возрастанием риска летального исхода более чем в 4 раза, тогда как у лиц без ИБС влияние ИЛ-6 на риск летального исхода было недостоверным. Это подтверждает представления о том, что влияние воспаления на риск кардиальной смерти связано с вовлечением провоспалительных цитокинов в дестабилизацию и разрушение атеросклеротической бляшки, прежде всего, посредством влияния на экспрессию ММРз и усиление деструкции матриксных белков.

Кроме того, ИЛ-6 обладает способностью активировать свертывание крови через систему комплемента, а СРП активирует моноциты с экспрессией ими ТФ. Этот процесс сочетается с системной активацией циркулирующих тромбоцитов и лейкоцитов, повышением уровня СРП, который примерно у 50 % пациентов остается повышенным даже через 3 мес после выписки. Длительное сохранение персистирующего воспалительного процесса после исчезновения клинических симптомов у лиц с ОКС свидетельствует об устойчиво повышенном риске повторных дестабилизации на протяжении как минимум одного года.