Смекни!
smekni.com

Соматопсихические заболевания (стр. 1 из 4)

Реферат на тему:

Соматические расстройства и нарушения физиологических функций как проявление психической патологии

Волгоград 2010


Соматические расстройства и нарушения физиологических функций как проявление психической патологии

Изучение соматических проявлений психических расстройств имеет чрезвычайное практическое значение. Это положение подтверждают факты. Во-первых, соматические жалобы имеются более чем у половины пациентов с психическим расстройством. При этом соматическое нарушение как психологически более понятное заставляет в первую очередь обращаться к врачам-интернистам. Во-вторых соматические изменения при психических расстройствах могут напоминать практически все известные соматические заболевания, и дифференциальная диагностика во многих случаях весьма трудна. Кроме того, у больного психическое и соматическое заболевания могут сосуществовать. В-третьих, лечение соматических расстройств вследствие психического заболевания с помощью традиционных средств соматической медицины в преобладающем большинстве случаев оказывается неэффективным.

Перечисленное выше определило необходимость выделения в МКБ-10 внутри класса психических расстройств специального раздела, включающего нарушения физиологических функций — [F5].

1. Расстройства приема пищи

В большинстве случаев расстройства приема пищи выступают не самостоятельная патология, а как одно из проявлений других синдромob.

Расстройства приема пищи могут представлять собой самостоятельное расстройство:

•нервная анорексия [F50.0];

•булимия [F50.2];

•пикацизм [F50.8];

•пикацизм у детей [F98.3].

или проявление других синдромов:

•депрессии;

•кататонии;

•бреда отравления;

•абстинентного синдрома.

Резкое снижение аппетита характерно для депрессии, при этом пациенты отмечают, что не получают удовольствия от еды, что вкус и аромат пищи померкли, все стало безвкусным и неаппетитным. Хотя при депрессии больные не хотят есть, они могут заставить себя, если об этом просят врач и родственники. Похожее поведение наблюдается у больных с абстинентным синдромом: несколько дней после прекращения употребления наркотиков или алкоголя они не хотят есть, но могут заставить себя против желания. При кататоническом синдроме более никак не выражают своего отношения к еде, однако часто совершенно отказываются от нее, более того, их не удается накормить даже после настойчивых уговоров. После назначения лекарственных средств становится понятно, что аппетит у таких больных не снижен, что они хотят есть, но нарушения двигательной сферы мешают им удовлетворить эту потребность. При бреде отравления больные стараются есть только те продукты, в безопасности которых они абсолютна уверены; иногда для них важно, кто приготовил пищу или кто положил ее в тарелку.

Синдром нервной анорексии (anorexianervosa) развивается чаще у девушек в пубертатном и юношеском возрасте и выражается в сознательном отказе от еды с целью похудения. Для пациенток характерно недовольство своей внешностью (дисморфомания—дисморфофобия),примерно у 1/3 из них до возникновения заболевания было небольшое превышение массы тела. Недовольство воображаемой тучностью больные тщательно скрывают, не обсуждают его ни с кем из посторонних. Снижение массы тела достигается ограничением количества пиши, исключением из рациона высококалорийных и жирных продуктов, комплексом тяжелых физических упражнений, приемом больших доз слабительных и мочегонных средств. Периоды резкого ограничения в еде перемежаются с приступами булимии, когда сильное чувство голода не проходит даже после приема большого количества пиши. В этом случае больные искусственно вызывают рвоту.

Резкое снижение массы тела, нарушения в электролитном обмене и недостаток витаминов приводят к серьезным соматическим осложнениям— аменорее, бледности и сухости кожных покровов, зябкости, ломкости ногтей, выпадению волос, разрушению зубов, атонии кишечника, брадикардии, снижению АД и пр. Наличие всех перечисленных симптомов свидетельствует о формировании кахексической стадии процесса, сопровождающейся адинамией, потерей трудоспособности. При возникновении данного синдрома в пубертатном периоде может наблюдаться задержка полового созревания.

Булимия — неконтролируемое и быстрое поглощение больших количеств пищи. Может сочетаться как с нервной анорексией, так и с ожирением. Чаще страдают женщины. Каждый булимический эпизод сопровождается чувством вины, ненависти к самому себе. Пациент стремится освободить желудок, вызывая рвоту, принимает слабительные и диуретики.

Нервная анорексия и булимия в некоторых случаях бывают инициальным проявлением прогредиентного психического заболевания (шизофрении). В этом случае на первый план выступают аутизм, нарушение контактов с близкими родственниками, вычурная (иногда бредовая) трактовка целей голодания. Другой частой причиной нервной анорексии являются психопатические черты характера. Таким пациенткам свойственны стеничность, упрямство и упорство. Они настойчиво стремятся к достижению идеала во всем (обычно прилежно учатся).

Пикацизм (пика) (от лат.pica — «сорока») — стремление к поеданию несъедобного: земли, бумаги, волос, кала (копрофагия). У взрослых данный симптом часто указывает на тяжелое психическое заболевание: шизофрению, олигофрению, деменцию. У маленьких детей такое поведение («пробовать все на зуб») можно отнести к проявлениям здоровой поисковой активности. Длительное сохранение и настойчивое повторение такого поведения наблюдается при раннем детском аутизме. От истинного пикацизма следует отличать поведение больных с бредовыми и сверхценными идеями, убежденных в том, что, съедая какие-то вещества, они могут улучшить свое здоровье (например сторонники уринотерапии).

Лечение больных с расстройствами приема пищи должно проводиться с учетом основного диагноза, однако при любом из вариантов нарушения питания следует соблюдать несколько общих правил. Стационарное лечение в подобных случаях обычно более эффективно, чем амбулаторное, поскольку в домашних условиях не удается достаточно хорошо контролировать прием пищи. Обязательнымиусловиями успешности терапии считают восполнение дефектов диеты, нормализацию массы тела (например, путем организации дробного питания), налаживание деятельности желудочно-кишечного тракта, общеукрепляющую терапию. Для подавления сверхценного отношенияк приему пищи применяют нейролептики. Психотропные средства используют также для регулирования аппетита. Многие нейролептики (френолон, этаперазин, аминазин) и другие средства, блокирующие гистаминовые рецепторы (пипольфен, ципрогептадин), а также трициклические антидепрессанты (амитриптилин) повышают аппетит и вызывают прибавку массы тела. Для уменьшения аппетита применяются психостимуляторы (фепранон) и антидепрессанты из группы ингибиторов обратного захвата серотонина (флуоксетин, сертралин). Большое значение для выздоровления имеет правильно организованная психотерапия.

Расстройства сна

Нарушение сна — одна из наиболее частых жалоб при самых различных психических и соматических заболеваниях. Во многих случаях субъективные ощущения больных не сопровождаются какими-либо изменениями физиологических показателей.

Бессонница [F51.0] — одна из наиболее частых жалоб у соматически и психически больных. Бессонница связана не столько с уменьшением продолжительности сна, сколько с ухудшением его качества, неудовлетворенностью им.

Причинами жалоб на ухудшение сна могут быть:

•особые жизненные ситуации: приятные и неприятные ожидания, обида, интересная работа, тревога за будущее, смена часовых поясов, непривычная обстановка;

•естественное уменьшение потребности во сне у пожилых;

•острые психозы: депрессия, мания, острый приступ шизофрении, делирий;

•апноэ во сне;

•зависимость от алкоголя, наркотиков и снотворных средств; боль.

При возникновении нарушений сна в первую очередь важно исключить такие острые психозы, как депрессия, мания, острый приступ шизофрении, начинающийся делирий. Во всех этих случаях нарушения сна никак не связаны с ситуацией, они отличаются упорством, плохо поддаются лечению обычными дозами снотворных средств. При депрессии больные плохо засыпают и рано просыпаются, жалуются, что на всю ночь «не сомкнули глаз», чувствуют подавленность и безнадежность в утренние часы. При мании больные деятельны, суетливы, не хотят ложиться спать, рано просыпаются и тут же включаются в работу, заявляют, что не нуждаются во сне. При делирии больному мешает заснуть тревога, при любой попытке закрыть глаза возникают пугающие кошмары, видения, образы. Острый приступ шизофрении также сопровождаться тревогой, возбуждением, галлюцинациями или, наоборот, бессмысленным упрямством, ступором, отказом лечь в пocтель. Во всех этих случаях требуется срочная госпитализация.

Причиной настойчивых просьб дать снотворное может быть зависимость от алкоголя, наркотиков или снотворных средств. Бессонница служит одним из частых проявлений абстинентного синдрома. Чтобы заснуть, больному требуется доза препарата, существенно превышающая среднюю. Хотя при борьбе с лекарственной зависимостью вpaчи стремятся к полному отказу от приема опасного вещества, во многих случаях одномоментный отказ может привести к возникновению опасного для жизни состояния (делирия, эпилептического статуса и др.) Поэтому при лечении зависимости от барбитуратов и транквилизаторов дозу снотворных уменьшают постепенно и сочетают их с лекарствами не вызывающими зависимости, например с седативными нейролептиками (аминазин, левомепромазин, хлорпротиксен) или антидепрессантами (амитриптилин, миансерин).

Нарушения сна у больных с неврозом в первую очередь связаны с тяжелой психотравмирующей ситуацией. Пациенты могут, лежа в постели, подолгу обдумывать беспокоящие их факты, искать выход из конфликта. Основной проблемой в этом случае является процесс засыпания. Часто психотравмируюшая ситуация вновь проигрывается в кошмарных сновидениях. При астеническом синдроме вследствие неврастении и сосудистых заболеваний мозга (атеросклероза) на фоне раздражительности и гиперестезии больные особенно чувствительны к любым посторонним звукам: тиканье будильника, звуки капающей воды, шум транспорта — все не дает им уснуть. Ночью они спят чутко, часто просыпаются, а утром чувствуют себя совершенно разбитыми, неотдохнувшими.