Смекни!
smekni.com

Становление и развитие охраны здоровья на белорусских землях (стр. 1 из 3)

Становление и развитие охраны здоровья на белорусских землях

СОДЕРЖАНИЕ

1. Развитие медицины в Беларуси в период древности

2. Организация врачебно-санитарного дела в эпоху капитализма

3. Утверждение принципов советского здравоохранения

4. Развитие отрасли на современном этапе

Список использованных источников


1. Развитие медицины в Беларуси в период древности

Первобытно-общинный строй.

Сложность в изучении этого периода заключается в отсутствии письменных источников. Но есть остатки материальной культуры. На Туровщине в некоторых погребениях найдены глиняные стопки, которые вероятно предназначались для дозировки жидких лекарств и могли быть использованы в качестве кровососных банок. В могильниках Зарубинецкой культуры обнаружены горшочки размером 5-10 см в ширину и 10-15 см в высоту, которые также использовались для лекарств.

Около 100 тыс. лет назад средняя продолжительность жизни равнялась 20 годам. По мере развития продолжительность жизни росла. Некоторые из орудий палеолита (скребла, кремневые отщепы, 2-сторонне обработанные каменные рубила) могли использоваться для вскрытия нарывов, обработки костных отломков при открытых переломах, для кровопусканий.

В период бронзового и железного веков на территории Беларуси было найдено много орудий, которые могли использоваться в лечебных целях (узкие бронзовые ножики, специальные ножи-серпы, которые не могли употребляться для жатвы, железные ножи различной конфигурации, которые могли использоваться для хирургического вмешательства, железные шилья и иглы для прокола гнойников, зернотерки для изготовления лекарств). В 1865 г. К. Тышкевич обнаружил маленькие весы, помещенные в футляре, выделанном из рога и при них кусочек металлического сплава, также был найден своеобразный пинцет. Эти находки относят к рубежу нашей эры.

В древнюю эпоху развивались представления о загробной жизни. На этой основе выработались похоронные обряды. Труп укладывался в яму, обставленную крупными костями мамонта и засыпанную красной краской (охрой – природная минеральная краска из плотных глин) и углем, которые служили магической заменой крови или огня. Таким образом, труп отделялся от верхнего слоя земли костяным щитом и воздушной прослойкой, что создавало благоприятные условия для мумификации. Трупы оборачивали в бересту, которая хорошо сохраняет предметы, в нее обернутые.

В железном веке было распространено трупосожжение. Это связано с представлением о том, что огонь имеет очистительную силу.

Постепенно происходило собирание и обобщение медицинского опыта. Первые врачеватели – женщины (т.к. поиском растительной пищи в основном занимались женщины). С наступлением патриархата эта роль переходит к мужчине. Их называли такими словами, имеющими смысловую общность: кудесник, волхв, ведун, чародей, ворожей, говорун, мудрец, знахарь, колдун, врач. Была специализация врачей. Среди народных лекарей Руси в период раннего феодализма были костоправы, пильные (лечение грыжи) врачи, панчужные (ревматизм), чечуйные (геморрой), бабки-повитухи и др. Повсеместно использовались заговоры. Считали, что болезни вызываются духами, которые вселяются в человека.

Хотя древние люди при лечении болезни на первый план выдвигали заговоры, но и расширялся арсенал лечебных средств. Ведущую роль играли средства растительного мира. Собирались растения в период наибольшего накопления в них лечебных веществ (почки сосны в феврале-марте; почки тополя и березы в марте и апреле; березовый, кленовый, липовый соки – в период сокодвижения и т.д.). Из них готовились настои, отвары, порошки, мази.

Также использовались лечебные средства животного происхождения. Для приготовления мазей – гусиный, куриный, говяжий, рыбий, барсучий, ежовый, медвежий, собачий жиры. Также с лечебной целью назначались мед, молоко, сметана, телячья печень и т.д. Воде приписывались очистительные, целебные свойства, широко использовались тепловые процедуры: ванны, ингаляции, компрессы, обертывания, паренья в бане.

IX-XIII вв. характеризуются возникновением и ростом городов, количественным ростом междоусобных войн, как следствие этого – тяжелые условия жизни и возникновение эпидемий. Летопись сообщает о "моровой язве" в Полоцке в 1092 г. "Придивное чудо явилось в Полоцке в наваждении. Ночью стоял топот, что-то стонало на улице, рыскали бесы как люди. Если кто выходил из дома, чтобы посмотреть, тот час уязвляем бывал бесами язвою и оттого умирал, и никто не осмеливался выходить из дома… Потому люди и говорили, что это мертвецы бьют полочан. Началось же это знамение с Друцка…" Здесь мы видим меры предосторожности – самоизоляция. Вэтот период эпидемии были распространенным явлением. В Гродно в XI-XIII cтроились благоустроенные жилые каменные здания. Каменные строения также были в Минске, Полоцке, Волковыске. В пасадах этих городов строились деревянные дома, внутри которых делались дощатые и глинобитные полы и ставились глинобитные печи. Отапливались эти дома "по-черному". Гигиеническое значение имели захоронения трупов. В XI веке их хоронили на горизонте, а с XIII века – в ямах.

Соблюдается телесная чистота. В "Повести временных лет" упоминается о путешествии святого Андрея по Днепру. "Удивительное я видел в славянской земле. Видел бани деревянные, и разожгут их до красна, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут, еле живые, и тогда обольются водою студеною, и только так поживут. И творят это всякий день".

У лекарей большой популярностью пользовалось "резание". Раны зашивались суровыми конопляными нитками, "струнами" из кишок и брюшины молодых животных. Перевязочным материалом служила баранья шерсть. На территории Беларуси были обнаружены хирургические орудия этого периода: пинцеты, ножницы, иглы, долота и т.д. Кроме хирургии внутренние болезни лечили диетой, различными зельями. Уже в произведениях Нестора, К. Туровского, В. Мономаха и др. встречаются описания симптомов различных болезней ("Слово о расслабленном"). Лекари того времени знали различные заболевания: хорея, эпилепсия, дрожательный паралич, различные формы психозов, чахотка, подагра, почечные колики, тиф, малярия, легочная чума и др.

Возникают небольшие лечебные стационары. В середине Х века княгиня Ольга организовала больницу. Создавались так называемые "монастыревы больницы". Были купеческие и цеховые больницы в Новгороде.

В период ВКЛ и РП в ответ на усиление католического влияния в городах создаются православные братства, которые на ряду с мастерскими и лавками содержали больницы, выдавали пособия больным. Но с каждым годом положение народных масс ухудшалось (произвол шляхты). Часто крестьяне и животные жили в одном доме. С. Будный отмечал, что крестьяне "отруби, как свиньи едят, а зерно на чинш продавать должны…" Такие условия способствовали распространению болезней. До XIV в. в ВКЛ зафиксировано 25 эпидемий, в XIV в. – 18, в XV – 26, в XVI – 46. Войны сопровождались эпидемиями (Русско-польская война 1654-1667 гг., Русско-шведская война 1700-1721 гг.).

Меры борьбы с эпидемиями. Устанавливались карантины, санитарные дозоры, заставы. Дезинфицирующие средства: окуривание помещений можжевельником и полынью; принимать внутрь мяту, дягилевый корень, нюхать губку с уксусом; прожаривать вещи; вымораживать вещи и помещения. Наряду с банным делом большое гигиеническое значение имели удаление нечистот, мощение каменных улиц. В Могилеве были поденщики по уборке улиц и площадей.

Организация врачебного дела. Официальные власти преследовали врачевателей-эмпириков, обвиняли их в колдовстве, предавали их суду. Хирургическую помощь оказывали цирюльники (это слов произошло от искаженного греческого слова "хейругас" или "рукодельник" (цирюльник выполнял широкий круг работ от срезания мозолей до ампутации конечностей). Банщики (более низкая квалификация) ставили банки, прикладывали пластыри, занимались массажем в банях. Цирюльники объединялись в цеха. Цеха состояли из мастеров (братьев), подмастерьев (товарищей) и учеников (хлопцев). Лица, которые получили медицинскую подготовку вне цеха или ушли из цеха раньше срока, назывались "портачами" и в городах преследовались.

Появляются в Беларуси доктора медицины. В 1506 году в Кракове Ф. Скорина получил звание лекаря. А 9 ноября 1512 г. в Падуе – стал доктором медицины. После 1520 г. он был врачом Виленского епископа (при дворах крупных феодалов всегда были врачи, чаще всего иностранцы).

В 1774 г. подскарбий ВКЛ А. Тизенгауз пригласил в Гродно профессора анатомии, хирургии и истории естествознания Лионского медицинского колледжа Жана Эммануэля Жилебера. В октябре 1775 г. он прибыл и основал медицинскую академию. При академии были образованы анатомический театр и музей, ботанический сад, библиотека. В 1779 г. – первый выпуск академии – 12 человек. В 1781 г. академия была переведена в Вильно. Также Жилебер в Гродно организовал акушерскую школу. С середины XVI века в Беларуси появляются аптеки.

2. Организация врачебно-санитарного дела в эпоху капитализма

После разделов Речи Посполитой белорусские земли вошли в состав Российской империи. Перестраивается медико-санитарное дело. В губерниях были организованы Приказы общественного презрения, которые открывали и содержали богоугодные заведения (больницы, сиротские дома и т.д.). В Могилеве и Полоцке такие Приказы появились в 1781 г., в Витебске и Минске – в 1796 г. В уездах вводились должности уездных врачей. Их обязанности заключались в "пользовании людей всякого состояния по уезду, без требования за свой труд воздаяния", "в немедленном прекращении опасных болезней", "в свидетельстве скоропостижно умирающих для обнаружения тому причин". В 1797 г. был издан указ "О создании губернских врачебных управ" в составе инспектора, оператора и акушера, имеющих звание доктора. Они должны были производить "физическое и топографическое описание всей губернии, соблюдать народное здравие, открывать начало болезни" и т.д. Управы получали право принимать на работу в губернию врачей, вести наблюдение за деятельностью аптекарей, повивальных бабок и других лиц медицинской профессии. Таким образом, в конце XVIII века наметились контуры врачебно-санитарной организации в губерниях. Но возможности у уездного центра в пресечении "повальных болезней" были невелики.