В настоящее время, несмотря на значительные успехи клинического распознавания туберкулеза и наличие целого ряда функциональных методов исследования и биологических реакций, одним из основных методов определения туберкулезной инфекции в организме все же является применение аллергических туберкулиновых реакций. Благодаря применению туберкулиновых проб удается прижизненно определять наличие туберкулезной инфекции в организме.
Чем младше ребенок, тем большее диагностическое значение имеют туберкулиновые реакции, так как положительная туберкулиновая реакция у детей грудного и даже раннего возраста всегда указывает на свежий активный туберкулезный процесс, так как у них обычно необходимо учитывать ничтожный срок с момента заражения.
В настоящее время, благодаря систематическому применению туберкулиновых реакций, у детей и подростков удается чаше, чем прежде. уловить начало их появления. Поэтому у старших детей, подростков и юношей впервые появившаяся туберкулиновая реакция имеет большое диагностическое значение для выявления раннего периода туберкулезной инфекции и заставляет обращать внимание на необходимость проведения оздоровительных, профилактических и даже активных лечебных мероприятий.
У взрослых положительная туберкулиновая реакция не свидетельствует о заболевании туберкулезом, так как она может быть вызвана следами давно заглохшего или же проявившегося туберкулеза.
Механизм туберкулезных реакций. Кох считал туберкулин токсином и объяснял ответную реакцию организма на введение туберкулина результатом взаимодействия токсина и анатоксина.
Пиркет ввел понятие об аллергии – о повышенной или измененной чувствительности инфицированного организма к определенному бактерийному белку.
Если наносить туберкулин на кожу или вводить его подкожно животному или человеку, не зараженному туберкулезом, туберкулин не вызывает реакции. Если же ввести туберкулин в зараженный туберкулезом; организм, он может вызвать реакцию: 1) местную – на месте введения туберкулина (на коже, внутрикожно или подкожно) образуется воспалительная реакция различной интенсивности; 2) общую, которая выражается в повышении температуры и общих функциональных расстройствах; 3) очаговую, выражающуюся в появлении воспалительных реакций вокруг туберкулезных очагов и в появлении клинических симптомов вспышки заболевания.
Пиркет при нанесении туберкулина на скарифицированную кожу обнаружил у инфицированных детей папулу, которая гистологически представляет туберкулезную грануляционную ткань. Под аллергией Пиркет понимал лишь повышенную чувствительность организма и сближал ее с анафилактической реакцией. Эта чувствительность может быть различной – от повышенной (гиперергия) до ослабленной (анергия), когда организм нечувствителен к туберкулину.
В настоящее время работами главным образом советских авторов (П.С. Медовникова, М.П. Похитоновой, Л.М. Моделя, В.А. Равич-Щербо и др.) показано, что в механизме туберкулиновых реакций ведущую роль играет центральная нервная система и ее вегетативный отдел.
Механизм туберкулиновых реакций можно объяснить нервнорефлекторной теорией.
Антигенное раздражение вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердечнососудистой системы и других органов. Тот или другой антиген, попавший в организм, может, действуя на рецепторы как рефлекторно, так и непосредственным путем, существенно менять возбудимость всех его тканей в ответ на последующие воздействия на них данного антигена (А.Д. Адо).
По мнению многих авторов, туберкулин действует на сосудорасширяющие нервы, и реактивность кожи на туберкулин колеблется в зависимости от тонуса вегетативной и центральной нервной системы, функционального состояния капилляров, лимфатических и кровеносных сосудов тела.
Препарат туберкулина. Для диагностических целей применяется обычно «старый туберкулин Коха» (Alt-Tuberkulin). Он приготовляется из 4–6 недельной культуры на глицерино пептоновом бульоне, стерилизуется в течение одного часа текучим паром и сгущается до 1/10 объема; после этого его фильтруют через бактериологический фильтр; для консервации к нему добавляется 0,25% карболовая кислота на физиологическом растворе.
В старый туберкулин, содержащий продукты жизнедеятельности микобактерий туберкулеза, входит и среда, на которой они выращиваются, т.е. белковые продукты, которые в сенсибилизированном организме сами могут вызвать частично неспецифическую реакцию.
Выпускаемые препараты туберкулина должны быть стандартизированы, т.е. по имеющимся международным стандартам должна быть проверена их туберкулиногенность. В Советском Союзе все выпускаемые препараты туберкулина проверяются по стандарту Государственным центральным научно-исследовательским контрольным институтом имени Л.А. Тарасевича.
В последнее время предложены различные сухие препараты безбелкового туберкулина (М.А. Линникова, Н.И. Бронштейн и М.В. Шадская, Ю.К. Вейсфеллер и Егорова). Преимущество сухих препаратов заключается в том, что они являются стабильными после года хранения (М.А. Линникова, Ю.П. Коровина и др.). Кроме того, они удобны еще и потому, что выпускаются в готовом виде в любой дозировке, что облегчает применение их в широкой практике.
С диагностической целью применяются следующие методы туберкулиновых проб: 1) накожная, 2) кожная, 3) внутрикожная и 4) подкожная.
Накожная проба была предложена Моро, позднее Петрушки. Проба является очень простой и безболезненной. Она производится следующим образом: на кожу груди или живота наносят мазь, которая представляет собой смесь чистого старого туберкулина Коха пополам с безводным ланолином, и втирают ее в течение одной минуты на участке кожи диаметром 5 см. При положительной реакции через 24 часа на месте втирания появляются мелкие яркие гиперемированные узелки величиной с булавочную головку; они бывают разной величины с экссудативной зоной вокруг них, кожа на месте реакции резко гиперемирована и инфильтрирована. Эта проба широко применяется во многих странах. Однако она дает меньшее количество положительных реакций, чем кожная реакция Пиркета.
Последнее время в Дании стали применять модифицированную пробу Моро – пластырную пробу. Она производится следующим образом: без предварительного протирания кожи эфиром участок кожи на внутренней поверхности предплечья слегка протирают мелкозернистой наждачной бумагой до появления чешуек. Затем на это место наносятся три порции туберкулиновой пасты (каждая величиной с горошину), содержащей 40% старого туберкулина. Сверху кладется небольшой кусочек ваты и пластырь, которые остаются 36 часов. Реакцию можно проверять через 72 часа.
По данным скандинавских авторов (В. Грип, Н. Дункер), эта проба, применяемая у детей и юношей (до 19 лет), позволяет выявлять значительно больше инфицированных, чем внутрикожная реакция Манту с туберкулином в разведении 1: 1 000, и почти столько же, сколько реакция Манту с туберкулином в разведении 1: 100.
При массовых заболеваниях населения значительно легче применять пластырную пробу, чем внутрикожную реакцию Манту. Для более точного определения специфической туберкулиновой чувствительности организма пластырная проба не может применяться, так как она не дает возможности дозировать вводимый туберкулин.
Кожная проба была предложена в 1907 г. Пиркетом. Она до настоящего времени широко применяется почти во всех странах при определении инфицированное туберкулезом.
Для определения измененной реактивности инфицированных туберкулезом людей правильнее пользоваться различными растворами туберкулина. Н.Н. Гринчар и Д.А. Кардидоеский предлагают следующую технику. На кожу предплечья с внутренней стороны наносят четыре капли раствора туберкулина различной крепости (100, 25, 5 и 1%) и одну каплю контрольного раствора с 0,25% раствором карболовой кислоты (на котором приготовляют растворы туберкулина). Контроль служит для определения неспецифической реактивности на карболовый раствор и на экскориацию кожи. При накалывании растворов туберкулина предплечье больного должно находиться в горизонтальном положении. Каплю концентрированного 100% туберкулина наносят на самую широкую часть предплечья, несколько отступя от локтевой складки, остальные – по порядку убывающей крепости на расстоянии 3–4 см.
Экскориацию кожи надо производить, начиная обязательно с контрольного раствора, постепенно подходя к концентрированному туберкулину, иначе можно изменить концентрацию растворов и вызвать ошибочную реакцию. Реакция на 4 раствора туберкулина может весьма вариировать как по величине, так и по соответствию степени реакции силе раствора. По мнению Н.А. Шмелева, изменяющуюся реактивность больного различные типы реакции и их последовательную смену позволяет понять учение И.П. Павлова и Η. Ε. Введенского о фазовых состояниях нервной системы.
Схематически различные виды кожной туберкулиновой пробы представлены на рис. 46.
У здорового человека в ответ на царапину наблюдается небольшая воспалительная реакция, которая обычно затихает через 24 часа. Туберкулин увеличивает раздражение, и на месте нанесения на кожу крепкого 100% раствора через 24 часа может наблюдаться небольшая краснота, которая через 48 часов уменьшается. На схеме неспецифическая реакция представлена типом.
Аллергическая реакция туберкулезного больного зависит от фазовых состояний нервной системы.
Влияние даже слабых подкорковых раздражений, создаваемых туберкулезной инфекцией, по закону, выявленному Н.Е. Введенским, выражается длительной повышенной возбудимостью. Проявлением этой повышенной возбудимости будет усиленный ответ туберкулезного больного на такие сравнительно слабые разведения туберкулина, на которые здоровый человек не реагирует. Средняя специфическая реакция показана на схеме типом П.
При повышенной реактивности больного вокруг инфильтрата наблюдается лимфангит, в некоторых случаях даже и на слабые разведения. Эту резко повышенную возбудимость и слабость тормозного процесса хорошо выражает термин Введенского «экзальтационная фаза». Она представлена на схеме типом III.