Таким образом, м-холиноблокаторы влияют на многие системы организма. Их назначают в тех случаях, когда имеются (2, стр.23):
1. Почечная и печеночная колики, холецистит, спазм пилорического отдела желудка и спастическая непроходимость кишечника.
2. Гастрит с повышенной секрецией, язвенная болезнь (препаратом выбора является пирензепин).
3. Астматический бронхит, профилактика бронхоспазма (следует помнить, что, замедляя секрецию жидких компонентов, эти препараты вызывают сгущение слизи и затрудняют ее отделение).
4. Брадикардия и полная предсердно-желудочковая блокада.
Скополамин в составе комбинированных таблеток используется во время путешествий для профилактики укачивания и лечения его последствий. Он же является препаратом выбора для анестезиолога при подготовке больного к операции (усиливает действие наркозных средств, предупреждает слюнотечение и рвоту).
Отравления м-холиноблокаторами очень опасны. Для них особенно характерно стойкое расширение зрачков и повышение температуры тела, угнетение центральной нервной системы (потеря сознания, отсутствие рефлексов, угнетение центра дыхания). При отравлении атропином угнетению центральной нервной системы предшествует стадия возбуждения (галлюцинации, бред, судороги, одышка). Все явления развиваются на фоне гиперемии кожи лица, шеи и груди, сухости кожи и слизистых оболочек, в том числе рта, с развитием афонии (отсутствие голоса), тахикардии, аритмии ("скачущий" пульс), задерживается мочеиспускание и дефекация.
Отравление атропином очень похоже на обострение психоза и ряд лихорадок. Помочь больному можно только в условиях стационара.
Н-холиноблокаторы, или ганглиоблокаторы, блокируют никотинчувствительные холинорецепторы в нервных узлах (ганглиях, отсюда и название - ганглиоблокаторы) вегетативной нервной системы. В передаче нервного импульса обычно участвуют несколько нейронов. Исполнительные вегетативные волокна прерываются в ганглиях (возбуждение передается ацетилхолином за счет активации н-холинорецепторов постсинаптической мембраны). Здесь заканчиваются преганглионарные волокна, идущие от головного и спинного мозга и берут начало вегетативные сплетения (постганглионарные), заканчивающиеся в различных органах.
Н-холиноблокаторы, или ганглиоблокаторы, не обладают избирательностью действия и для них характерен широкий спектр эффектов. Поэтому они находят лишь ограниченное применение в медицинской практике, когда необходимо кратковременное снижение кровяного давления, в частности, в нейрохирургии.
Но есть и другая группа н-холиноблокаторов, действующая на н-холинорецепторы не в нервных узлах, а в местах контакта нервных окончаний со скелетно-мышечной мускулатурой. Представим себе, что что-то мешает ацетилхолину соединиться со своим рецептором в месте контакта нервной и мышечной клеток. Мышца перестанет сокращаться, она расслабится. Нет приказа, нет и работы. Так действует один из сильнейших ядов - кураре, который, попадая в организм, вызывает полный паралич мышц, в том числе дыхательных, и смерть. Смерть тихую, без судорог и стонов. Сначала расслабляются мышцы шеи, конечностей, затем паралич распространяется по всему телу и захватывает грудную клетку и диафрагму - дыхание останавливается. Выделение и изучение свойств действующего вещества этого яда - тубокурарина - позволило ученым создать на его основе лекарства, снижающие тонус скелетной мускулатуры (так называемые миорелаксанты), применяемые для полного расслабления мускулатуры при проведении операций. Различающиеся по механизму действия и длительности эффекта они используются не только в хирургической практике, но и для лечения заболеваний, при которых повышается тонус скелетных мышц.
Нервная система очень сложная по строению и по функции, обеспечивает регуляцию всех видов деятельности целостного организма. Имеется много лекарственных веществ, направленно усиливающих или ослабляющих активность разных отделов ее.
Наибольшее практическое значение имеют вещества, действующие на разные отделы центральной нервной системы, а также на периферические отделы (на холинергические, адренергические и афферентные нервы).
Основным элементом всей системы является нервная клетка. Из этих клеток, а также из их аксонов и дендритов, находящихся в определенных взаимосвязях, и состоит вся нервная система. Клетка генерирует возбуждение в ответ на раздражение и передает его другим нервным клеткам или эффекторным органам (6, стр.55).
Фармакологическими веществами можно очень дифференцированно влиять на разные части клетки. Универсальным физиологическим процессом нервных клеток, легко изменяющимся под влиянием лекарственных веществ, является нервный импульс, т.е. волна возбуждения, распространяющаяся по нервному волокну. Нервный импульс является единственным носителем информации в пределах нервной системы, обеспечивающим сигнальную функцию ее. Он возникает только при изменении электрического поля в поверхностной мембране клетки. В физиологических условиях импульсы возникают в рецепторах; там же они легко трансформируются в электрический ток. Они образуются ив синаптических соединениях между нервными клетками благодаря изменению проницаемости мембран. Поступление нервного импульса в окончание пресиноптического конца вызывает образование соответствующего медиатора. А последний соединяется с родственными реактивными структурами. Одни медиаторы вызывают деполяризацию мембран, которая в клетке стимулируется и, достигнув определенного критического уровня, сопровождается генерацией распространяющегося потенциала с выражением локального синоптического возбуждения. Медиатор другого строения вызывает повышение мембранного потенциала постсинаптических реактивных структур, а вследствие этого затрудняется возникновение распространяющегося потенциала, и активность клетки снижается, т.е. происходит синаптическое торможение.
Взаимодействие этих возбуждающих и тормозящих факторов является основой интегративной деятельности центральной нервной системы. В каждой клетке образуется только один тип медиатора, по этому принципу различают клетки возбуждающие и тормозящие.
Изучение нейрохимического действия психотропных средств началось почти одновременно с их широким и успешным применением в клинической практике.
В значительной мере этому способствовали сделанные приблизительно в то же время важные открытия в области физиологии и нейрохимии мозга, в частности установление активирующей роли ретикулярной формации ствола мозга. В основе современных представлений о механизме действия фармакологических веществ, изменяющих функции центральной и периферической нервной системы, так называемых нейротропных средств, лежит синаптическая теория (В.В. Закусов, 1973; С.В. Аничков, 1974). Согласно этой теории, местом действия или точкой приложения большинства нейротропных веществ являются межнейронные контакты (синапсы), где передача нервного возбуждения осуществляется с помощью химических передатчиков, или медиаторов. Хотя для большинства синапсов центральной нервной системы природа химических передатчиков остается не установленной, многочисленные факты, полученные в физиологических, биохимических и фармакологических исследованиях, свидетельствуют в пользу правильности медиаторной теории передачи нервного возбуждения. В свете этой теории получают объяснение многие фармакологические эффекты психотропных средств (К.С. Раевский). Фармакологическими веществами можно влиять на разные звенья процессов нервной клетки. И это влияние бывает угнетающим или возбуждающим.
Из большого количества веществ, угнетающих центральную нервную систему используют: наркотические, снотворные, нейролептические, транквилизирующие, седативные, болеутоляющие и жаропонижающие.
К данной группе лекарственных средств относятся вещества, которые изменяют функции ЦНС, оказывая прямое воздействие на различные ее отделы - головной, продолговатый или спинной мозг.
По морфологическому строению ЦНС можно рассматривать как совокупность множества отдельных нейронов, число которых у человека достигает 14 млрд. Связь между нейронами обеспечивается путем контакта их отростков друг с другом или с телами нервных клеток. Такие межнейронные контакты называются синапсами (sinapsis - связь, соединение).
Передача нервных импульсов в синапсах ЦHC, как и в синапсах периферической нервной системы, осуществляется с помощью химических передатчиков возбуждения - медиаторов. Роль медиаторов в синапсах ЦНС выполняют ацетилхолин, норадреналин, дофамин и другие вещества.
Лекарственные вещества, влияющие на ЦНС, изменяют (стимулируют или угнетают) передачу нервных импульсов в синапсах. Механизмы действия веществ на синапсы ЦНС различны.
Так, некоторые вещества могут возбуждать или блокировать в синапсах рецепторы, с которыми взаимодействуют определенные медиаторы (6, стр.45).
Например, наркотические анальгетики стимулируют так называемые опиатные рецепторы, а нейролептики блокируют дофаминовые и адренергические рецепторы. Имеются также вещества, которые изменяют синаптическую передачу нервных импульсов за счет влияния на процессы выделения определенных медиаторов.
Например, противопаркинсоническое средство мидантан усиливает выделение медиатора дофамина. Отдельные вещества изменяют синаптическую передачу нервных импульсов путем влияния на инактивацию определенных медиаторов. Так, антидепрессанты из группы ингибиторов фермента моноаминоксидазы (МАО) препятствуют инактивации норадреналина под влиянием этого фермента.