В настоящее время не остается сомнений, что симпатические нервы стимулируют реабсорбцию натрия. Показано значение симпатических нервов в задержке натрия после кровотечения. Вполне вероятно, что роль симпатических нервов в изменениях реабсорбции натрия значительно возрастает в условиях патологии, в частности при сердечной недостаточности (Мерзон А. К., 1966), острых нарушениях гемодинамики (Лебедев А. А., Малачевская А. С., 1967), адаптации к высокой температуре окружающей среды (Абдуллаев Т. А., 1967) и др. Наличие прямых нервных влияний на реабсорбцию натрия не исключает того, что главная роль в регуляции натриевого гомеостаза принадлежит гуморальным агентам, а также изменениям фильтрации и внутрипочечной гемодинамики (Ратнер М. Я. и др., 1973).
Кратко остановимся на значении блуждающего нерва. Наличие в, нем волокон, влияющих на диурез, является установленным. Показано, что усиление диуреза при растяжении левого желудочка предотвращается ваготомией на шее. Перерезка блуждающего нерва на шее снижает экскрецию осмотически свободной воды у интактных собак, а также, согласно исследованиям некоторых авторов, тормозит повышение диуреза при расширении внутрисосудистого объема жидкости, Эти эффекты не связаны с афферентными влияниями из сердца, так как у собак с перерезанными сердечными ветвями блуждающего нерва ваготомия в области шеи также приводила к снижению при водном диурезе экскреции осмотически свободной воды. При этом не было изменений гемодинамики или экскреции электролитов. Блуждающие нервы играют несомненную роль и в осуществлении рефлекторных реакций, направленных на сохранение ионного баланса. Мы уже приводили данные о том, что рефлекторные импульсы, возникающие при введении натрия и калия в сосуды печени и ведущие к изменению почечного транспорта соответствующих ионов, проходят по блуждающим нервам.
3. Влияние фармакологических веществ
Поскольку вещества могут влиять на почки непосредственно, косвенным путем или тем и другим путями одновременно, измененную реакцию денервированной почки на введение вещества в общий кровоток можно объяснить чувствительностью почек непосредственно к данному веществу или к факторам (гуморальный агент, изменение гемодинамики и др.), опосредующим действие его на почку. Например, необычная реакция денервированной почки на введение в общий кровоток ацетилхолина не обязательно указывает на ее иную чувствительность к данному веществу, так как эффект может зависеть от измененной реакции почки на острую гипотензию, вызванную ацетилхолином, или на выброс в кровь АДГ или других гуморальных факторов.
Начнем рассмотрение фактического материала с наиболее подробно изучавшегося вопроса о влиянии адреналина на функцию денервированной почки. Такая почка, по данным некоторых авторов, сильнее реагирует на адреналин, что выражается в более заметном угнетении диуреза и объясняется в соответствии с известным законом Кеннона — Розенблюта повышением чувствительности денервированных структур. При этом одни исследователи трактуют это как результат сенсибилизации лишь сосудов, другие — как следствие повышенной чувствительности и канальцев, третьи — вообще не наблюдали сенсибилизации денервированной почки к адреналину. В опытах, проведенных нашим сотрудником Б. А. Пахмурным, сравнение реакций интактной и денервированной почек на адреналин производили в условиях спонтанного диуреза и после водной нагрузки. Адреналин в количестве 0,1 —10 мкг/кг/мин внутривенно в течение 20—40 мин вызывал в обеих почках двухфазные изменения. Снижение диуреза вследствие уменьшения фильтрации и усиления реабсорбции воды сменялось полиурией в результате главным образом уменьшения реабсорбции воды в канальцах при несущественных изменениях фильтрации. В первые дни после денервации характер изменений в обеих почках был примерно одинаков, но начиная с 5—7-го послеоперационного дня начали выявляться различия. Денервированная почка проявляла повышенную чувствительность к адреналину, что выражалось большим угнетением диуреза на стороне денервации в результате более выраженного усиления реабсорбции и снижения фильтрации.
Можно было предположить, что адреналин оказывает косвенное влияние на канальцы путем стимуляции нейрогипофиза, и более выраженная реакция денервированной почки на адреналин является результатом ее сенсибилизации к АДГ. Однако опыты с введением питуитрина показали, что в этом случае изменения мочеотделения, а также фильтрации и реабсорбции протекают одинаково в интактной и денервированной почках в большинстве случаев. В части опытов, когда после введения адреналина деятельность почек нормализовалась, инъецировали питуитрин. В этих случаях наглядно выступало наличие повышенной чувствительности денервированной почки к адреналину и отсутствие ее к питуитрину, что подтверждает данные В. Ф. Васильевой (1953). Нельзя, однако, забывать, что влияние адреномиметических веществ на почки может опосредоваться через повышение системного артериального давления. Как показано А. В. Дубищевым (1972), увеличение диуреза и натрийуреза у собак в ответ на гипертензию, вызванную умеренными дозами норадреналина (0,3—1,0 мкг/кг/мин), наблюдается только на интактной почке. В денервированной (пересаженной) почке имеет место даже небольшая задержка натрийуреза. Введение в общий кровоток эфедрина вызывает такую же, что и при введении норадреналина, реакцию со стороны интактной почки. Диурез и натрийурез в пересаженной почке не изменяются. Вероятно, при гипертензии уменьшается тонус почечных нервов, усиливающих канальцевую реабсорбцию.
При введении ацетилхолина в общий кровоток наблюдается, как правило, снижение диуреза, особенно на фоне водной нагрузки, напоминающее действие питуитрина и выраженное в одинаковой степени на интактной и денервированной почках (Пахмурный Б. А., 1961). Это действие обязано главным образом усилению реабсорбции. Оно, вероятно, зависит от косвенного влияния ацетилхолина, что было отмечено также А. А. Лебедевым, наблюдавшим примерно тот же эффект. Влияние ацетилхолина на почки может быть опосредовано путем усиления секреции АДГ, а также гемодинамических сдвигов. В последнем случае, как показано А. В. Дубищевым (1972), снижение натрийуреза и диуреза наблюдается в интактной почке и отсутствует в пересаженной. Вероятно, в данном случае ведущую роль играла гипотензия, поскольку ацетилхолин вводили капельно и в меньших дозах, тогда как Б. А. Пахмурный вводил его одномоментно, что могло вызвать рефлекс на нейрогипофиз. По-видимому, денервация не изменяет реакции почки на АДГ, но снижает ее реакцию на стимуляцию нервов, вызванную острым падением артериального давления. Попутно отметим, что в цитированных исследованиях А. В. Дубищева пересаженная полка значительно меньше реагировала также на гипотензию, вызванную бензогексонием.
В нашей лаборатории изучалась также реакция денервированной почки на внутривенное введение новокаина (10—15 мг/кг), который усиливал реабсорбцию воды, особенно на фоне водной нагрузки, в такой же степени, что и на интактной почке (Пахмурный Б. А., 1961). То же относится и к действию аминазина, который вызывал у собак антидиурез и усиление канальцевой реабсарбции, оказывая выраженные на обеих почках. Денервированная почка отвечала обычным образом (антидиурез за счет кратковременного снижения фильтрации и более длительного усиления реабсорбции) и на внутривенное введение сальсолина.
Ацетилхолин, новокаин, аминазин, сальсолин, а также питуитрин часто вызывают усиление диуреза после некоторого снижения его. Полиурическая фаза, как и антидиуретическая, проявляется при этом одинаково на интактной и денервированной почках.
Итак, денервация почки не изменяет чувствительности клубочкового и канальцевого отделов нефрона к действию изученных веществ. Исключением является адреналин, на введение которого денервированная почка отвечает более резким уменьшением как спонтанного диуреза, так и особенно диуреза после водной нагрузки, что обусловлено более резким уменьшением кровотока и фильтрации, а также большим усилением реабсорбции в денервированной почке. Сенсибилизация клубочков и канальцев денервированной почки к адреналину свидетельствует о значении симпатических нервов в регуляции их деятельности.
Как будет показано далее, в механизме действия ацетилхолина, новокаина, сальсолина и аминазина на почки основное значение имеет влияние их на гипоталамо-гипофизарную систему (мобилизация АДГ). Изучая влияние этих веществ на деятельность денервированной почки, мы тем самым исследовали чувствительность почки после ее денервации к эндогенному АДГ. В связи с тем, что в подавляющем большинстве случаев денервированная почка реагирует на эти вещества аналогично интактной, становится возможным заключить, что денервация почки не изменяет ее чувствительности не только к экзогенному (питуитрин), но и эндогенному АДГ. Эта мысль, высказанная в связи с изучением реакций денервированной почки (Пахмурный Б. А., 1961; Берхин Е. Б., Пахмурный Б. А., 1968), была полностью подтверждена и результатами опытов на пересаженной почке (Лебедев А. А., 1971).