Смекни!
smekni.com

Этапы становления эндокринологии в России (стр. 2 из 13)

В 1910 г. М.Н. Чебоксаров установил существование секреторных нервов, регулирующих выделение адреналина. Эта работа послужила мощным толчком для возникновения целого ряда исследований, посвящённых в основном трём проблемам: 1) наличию нервных образований в железистых элементах эндокринных желез, 2) существованию для других желез секреторных нервов, могущих быть установленными физиологическими экспериментами, 3) рефлекторному влиянию на деятельность эндокринных желез.

В 1916 г. В.Н. Шамовым было установлено, что шейный симпатический нерв содержит секреторные волокна для гипофиза.

Весьма важное значение имеет исследование К.М. Быкова и его сотрудников о корковой регуляции всех функций организма, а также влиянии коры головного мозга на эндокринные железы. Установленный К.М. Быковым факт, что исходящие из коры головного мозга нервные импульсы изменяют уровень работы щитовидной железы и через неё влияют на обменные процессы организма, имеет решающее значение. Им было доказано также, что в механизме условнорефлекторной анурии гипофиз выступает в качестве интегральной части многозвеньевой реакции. Несомненно, что трофическое влияние центральной нервной системы, осуществляемое условнорефлекторным механизмом, распространяется и на железы внутренней секреции.

Формирование эндокринологии в нашей стране связано с именем С.П. Боткина. Клинические идеи С.П. Боткина и его учеников легли в основу научных представлений об этиологии, патогенезе, клинике и лечении многих эндокринных заболеваний. С.П. Боткин первым в России описал микседему в 1887 г. С тех пор в нашей стране и за рубежом появилось великое множество работ по микседеме и гипотиреозу, но никому не удалось так ярко и полно представить клиническую картину микседемы, как это сделал С.П. Боткин. С.П. Боткин высказал идеи о роли норвных центров в патологии щитовидной железы. Его взгляды о ведущем значении поражения нервных центров в развитии базедовой болезни и микседемы способствовали направлению исследовательской мысли в сторону выявления роли и значения нервной системы в генезе эндокринных заболеваний, а также на изучение взаимоотношений между нервными и эндокринными факторами. После победы Великой Октябрьской социалистической революции по его инициативе в тяжёлых условиях гражданской войны впервые в мире были организованы специализированные эндокринологические лаборатории. Современные представления о патологии щитовидной железы берут начало в выдающихся работах С.П. Боткина. В лекциях "О базедовой или гревсовой болезни", "Базедова болезнь и утомлённое сердце" С.П. Боткин дал великолепное описание картины данного заболевания. В происхождении заболевания С.П. Боткин придавал большое значение нервно-психической травматизации. "Влияние психических моментов не только на течение, но и на развитие базедовой болезни, – писал он в 1884 г., – не подлежит ни малейшему сомнению. Горе, различного рода потери, испуг, гнев, страх неоднократно были причиной развития и иногда крайне быстрого, в течение нескольких часов, самых тяжёлых и характерных сиптомов базедовой болезни. Такие симптомы, как "раздражительность и беспокойство", С.П. Боткин рассматривал как наиболее характерное проявление базедовой болезни, имеющее при постановке диагноза даже большее значение нежели зоб и пучеглазие.

Учение С.П. Боткина о базедовой болезни получило развитие в трудах П.В. Троицкого, работавшего в клинике госпитальной терапии Медико-хирургической академии под руководством ученика С.П. Боткина проф. В.Н. Сиротинина. В 1901 г. П.В. Троицкий защитил докторскую диссертацию на тему "К вопросу о патогенезе базедовой болезни". Основываясь на собственных экспериментальных клинических исследованиях, он представил новые доказательства в пользу теории С.П. Боткина о нейрогенном патогенезе базедовой болезни.