Развитию традиций С.П. Боткина и его учеников в области эндокринологии в военно-медицинской академии им. С.М. Кирова способствовало то, что в 1932 г. в клинике факультетской терапии академии, которой в своё время в течение 29 лет руководил С.П. Боткин, было организовано эндокринологическое отделение. Это позволило приступить к разработке многих нерешённых проблем эндокринологии. Из клиники вышли научные работы по применению гидролизатов у эндокринных больных (В.Д. Вышегородцева), по функциональной диагностике заболеваний щитовидной железы (Л.П. Иванов), по оценке деятельности сердечно-сосудистой системы при базедовой болезни (Д.О. Крылов). В докторской диссертации "О промежуточном азотистом обмене холестеринемии в связи с другими биохимическими показателями при различных эндокринных заболеваниях" В.А. Бейер убедительно показал, что функциональная недостаточность печени является одним из ранних и постоянных симптомов тиреотоксикоза. Это положение В.А. Бейера явилось новым в патологии внутренних органов при диффузном токсическом зобе. Современная схема комплексного лечения диффузного токсического зоба включает печеночно-охранительную терапию.
В учение о нейроэндокринной системе, как едином физиологическом комплексе, много нового внесли Я.А. Ратнер, И.С. Вайнберг, А.В. Тонких. Было доказано влияние симпатической нервной системы на функцию щитовидной железы и развитие экзофтальмии (А.В. Тонких), оценено значение гипоталамуса и симпатической нервной системы в патогенезе диффузного токсического зоба.
С.П. Боткин в своих лекциях указывал, что базедова болезнь нередко сопровождается анемией. Внедрение в широкую практику стернальной пункции, предложенной в 1927 г. М.И. Аринкиным, позволило вскрыть патогенез изменений крови и костномозгового кроветворения при диффузном токсическом зобе (М.И. Аринкин, З.И. Козловская и др.). Чёткие представления о функциональном состоянии кроветворной системы при этом заболевании позволили разработать такую тактику лечения диффузного токсического зоба антитиреоидными препаратами, вызывающими гранулоцитотоксический эффект, которая свела до минимума опасность развития агронулоцитоза при применении метилтиоурацила, мерказолила и других антитиреоидных препаратов.
Многие ученики С.П. Боткина (М.Волков, Л.Попов, П. Успенский, В. Кудревицкий и др.) занимались под его непосредственным руководством изучением редкого в ту пору заболевания – сахарного мочеизнурения. Особенно много клинических и экспериментальных наблюдений было осуществлено М.М. Волковым. Основываясь на изучении флоридзиновой глюкозурии у собак, он пришёл к "признанию возможности образования сахара при распаде белковых соединений, дающему подтверждение взгляду на сахарное мочеизнурение как на общее заболевание тканей организма". М.М. Волков в работе "К вопросу о содержании углеводов в организме при сахарном мочеизнурении", опубликованной в "Еженедельной клинической газете" (первой газете отечественной клинической медицины, которая издавалась с 1880 г. в Петербурге при содействии С.П. Боткина), попытался выявить, опираясь на данные макро- и микроскопического исследования умерших от сахарного диабета, патогенез диабетической комы (в органах умершей при развёрнутой картине диабетической комы был обнаружен ацетил). М.М. Волков в этиологии сахарного диабета отводил существенную роль поражению центральной нервной системы и указывал в докторской диссертации, что с "этиологической точки зрения, диабет представляет различные формы, изучение которых может дать рациональные показания для терапии". "Отдельные случаи диабета представляют и клинические особенности, на основании которых, может быть, удастся клинически классифицировать формы этой болезни". М.М. Волков уделял большое внимание изучению вопросов терапии сахарного мочеизнурения. Он считал, что "безуглеводная диета несомненно уменьшает и в некоторых случаях даже уничтожает выделение сахара с мочой, а вместе с этим благоприятно влияет на размеры жажды и мочеотделения. Соблюдение так называемой строгой диеты приводило "к временному, а иногда и прочному улучшению самочувствия больных, увеличению их сил, нарастанию веса, нередко, но по крайней мере, более лёгких формах удавалось достигнуть на более или менее продолжительное время исчезновения всех симптомов болезни".
Другой ученик, а в последующем приемник С.П. Боткина Л.В. Попов проводил сравнительное изучение некоторых лекарственных средств при сахарном диабете. Ему ещё в 1871 г. удалось показать, что двууглекислая сода оказывает благотворное влияние на самочувствие больных сахарным диабетом и способствует повышению содержания мочевины.
Важная роль в становлении и развитии эндокринной хирургии в России принадлежит Сергею Петровичу Фёдорову (1867 – 1936) – выдающемуся хирургу, профессору, заслуженному деятелю науки России (1928 г.). С 1920 г. в клинике проф. С.П. Фёдорова широко практиковались оперативные вмешательства на щитовидной железе (ЩЖ) по поводу зоба. С.П. Фёдоров предлагал перевязывать нижние паращитовидные артерии при анкилозирующем спондилоартрите, протекающем на фоне гиперкальциемии. Занимался исследованием состава крови при заболеваниях щитовидной железы (1911 – 1912 гг.), проблемой эктопированного зоба (зоба корня языка). Выступал на заседаниях Русского хирургического общества Пирогова с демонстрацией пациентов с язычным зобом (1908 г.). В отдельные месяца 20-х годов резекции ЩЖ составляли в клинике от 10 до 20% от всех выполняемых оперативных вмешательств. 15 марта 1920 г. С.П. Фёдоровым впервые в России предпринята попытка аллотрансплантации ткани ЩЖ. Приводится протокол операции от 15 марта 1920 г.: "Под смешанным хлороформно-гедоналовым наркозом (разовая доза гедонала 200,0 и 5,0 хлороформа) поперечный разрез над более выпуклой частью опухоли. Вылущена правая доля увеличенной щитовидной железы до уровня перешейка и резецирована после перетяжки основания узла тремя шёлковыми лигатурами. Пересажены межмышечно три кусочка щитовидной железы величиной с лесной орех другой больной, оперированной по поводу струмы. Рана зашита наглухо, только в верхнем углу справа вставлен небольшой тампон". На основе идей С.П. Фёдорова были разработаны многие перспективные, и по-прежнему актуальные, методы диагностики и лечения заболеваний, относящихся к разным областям хирургической науки (желчная хирургия, урология, нейрохирургия, переливание крови и др.).
В развитии отечественной эндокринологии принимал активное участие организатор советского здравоохранения Н.А. Семашко. При его содействии эндокринологические лаборатории были преобразованы в НИИ (в Москве в 1925 г., в Харькове в 1927 г.), которые сыграли положительную роль в комплексном изучении проблем эндокринологии.
Алексей Васильевич Мартынов (1868 – 1934) предложил клиновидную резекцию щитовидной железы (операция Мартынова в 1929 г. была признана восьмым Международным конгрессом хирургов). В 1941 г. эта методика претерпела некоторые изменения и стала больше приближаться к субтотальной. А.В. Мартынов усовершенствовал двустороннюю клиновидную резекцию, предложенную Микуличем. Им была выполнена первая в России операция удаления паращитовидной железы по поводу аденомы.
Существенный вклад в развитие хирургии органов эндокринной системы внёс Владимир Андреевич Оппель (1872 – 1932). Советский хирург, профессор, один из основоположников военно-полевой хирургии, Владимир Андреевич особое внимание уделял хирургическому лечению патологии желез внутренней секреции, в том числе базедовой болезни. Им предложены ряд новых и оригинальных операций в этой области: удаление доли ЩЖ вместе с частью паращитовидных желез (тиреопаратиреореоэктомия по В.А. Оппелю) для лечения анкилозирующего полиартрита, резекция хвоста поджелудочной железы, удаление надпочечника при самопроизвольной гангрене стопы.
Н.П. Кравков обосновал учение о пореживающих вне организма органах и о возможности извлекать из этих органов, ещё живых после смерти своего хозяина, более натуральные и более близкие, если не тождественные, автокоиды или действующие начала эндокринных органов.
В.Д. Шервинский – основатель терапевтической эндокринологии, редактор и один из авторов руководства "Основы эндокринологии" (1929 г.). В 1879 г. он защитил докторскую диссертацию на тему "О жировой эмболии". Уже в этой работе выразилось стремление объединить морфологические изменения с функциональными, выяснить их роль в развитии болезни. В статье "К вопросу об осложнениях гриппа" (1892) он отмечал возможность появления сахарного и несахарного диабета при этом заболевании. "Я думаю, – писал он, – что диабет у Б.Е. развился также вследствие гриппа как результат поражения той области нервной системы, изменения которой обусловливают появление сахарного диабета". В 1892 г. В.Д. Шервинский высказал мнение о существовании в головном мозгу центров водного и углеводного обмена, а в 1914 г. обратил внимание на существование тесных взаимосвязей между гипофизом и центральной нервной системой. В 1907 г. В.Д. Шервинский в своих лекциях говорил о связи функции желез внутренней секреции с деятельностью нервной системы. Согласно его взглядам, беспрестанно меняющиеся жизненные условия действуют на железы внутренней секреции через нервную систему, являющуюся регулятором для приспособления функции к разнообразным влияниям внешней среды. Особенно большое значение имел его доклад на заседании Московского терапевтического общества в 1910 г. "О внутренней секреции и её клиническом значении". В данной работе В.Д. Шервинский указывал, что базедова болезнь обусловливается нарушением нормального взаимодействия между нервной системой и щитовидной железой. "Раздражение первой влияет на функцию щитовидной железы, а изменение функции щитовидной железы резко влияет, в свою очередь, на нервную систему, главным образом на вегетативную нервную систему с преимущественным отражением на тот или другой отдел и на область промежуточного мозга". Уделяя большое внимание вопросам эндокринологии, В.Д. Шервинский останавливался на связях эндокринных органов с нервной системой, указывая, что не только нервная система координирует функцию эндокринных желез, но и последняя в свою очередь оказывает на нервную систему существенное влияние, необходимое для её нормальной деятельности. Он говорил: "Если органы внутренней секреции вырабатывают вещества, необходимые для поддержания возбудимости и тонуса известных отделов нервной системы, если без воздействия этих органов нервная система перестала бы проявлять свои реакции на различнейшие влияния, приходящие извне и возникающие в самом организме, то собственно жизнь сложного организма высших животных сделалась бы немыслимою; регуляторные аппараты, заведующие жизненными процессами, не получали бы стимулов, поддерживающих их способность к работе, и должны были бы атрофироваться". В.Д. Шервинский, таким образом, правильно оценил значение взаимосвязей между внутренними органами и, в частности, эндокринной и нервной системы и её высшими отделами. Его мнение о влиянии внутренней среды организма, в том числе эндокринных желез, на состояние центральной нервной системы было подтверждено более поздними работами павловских лабораторий. Вопреки мнению большинства зарубежных учёных, признававших автономность эндокринных желез, В.Д. Шервинский на основании клинических наблюдений и эмбрионального развития указывал на теснейшую связь, "спаянность" между эндокринной и нервной системой. Подчёркивая роль высших отделов нервной системы в развитии базедовой болезни, диабета и некоторых других заболеваний, он, в частности, говорил: "Потрясение нервной системы играет огромную роль и является преобладающим и, может быть, самым крупным звеном в цепи причин базедовой болезни". В.Д. Шервинский первый высказал мысль о важной роли гормонов надпочечников в приспособительных реакциях организма. В.Д. Шервинский также значительно расширил представления о патогенезе и клинике акромегалии и предложил применять половые гормоны при этом заболевании. В.Д. Шервинский обращал внимание на важное клиническое значение состояния эндокринной системы при многих заболеваниях – внутренних, нервных, хирургических и других, при которых "эндокринные железы вовлекаются в большей или меньшей степени в патологический процесс". Более того, он считал возможным "влияние эндокринных желез на развитие новообразований". Он останавливал внимание врачей на значении неясных, стёртых форм заболеваний эндокринных органов, подчёркивая влияние их на проявление других заболеваний, особенно в растущих и стареющих организмах. Он писал, наконец, о важном значении эндокринологии для зоотехники. Теоретическое значение этих вопросов велико и сохраняет своё значение до настоящего времени. Наибольшая эффективность гормональной, а не лекарственной терапии при многих заболеваниях, хорошо теперь известная, доказывает правильность давно высказанного В.Д. Шервинским мнения, что главную роль обычно играет не инфекция, а реактивность организма. В 1909 г. после преодоления многочисленных препятствий, чинимых царским правительством, В.Д. Шервинский вместе с инициативной группой врачей добился созыва I Всероссийского съезда терапевтов. На последующих съездах он был постоянным их руководителем и докладчиком. На II съезде терапевтов в 1910 г. он сделал доклад на тему "Патогенез и лечение базедовой болезни", на III съезде в 1911 г. – программный доклад "О роли надпочечников в патологии", на X съезде в 1928 г. – "О лечении базедовой болезни с терапевтической точки зрения". После победы Великой Отечественной социалистической революции по его инициативе были организованы специализированные лаборатории в Москве и Харькове, которые затем были преобразованы в научно-исследовательские институты эндокринологии. Организация крупнейших в мире научно-исследовательских институтов эндокринологии (в Москве – в 1925 г., в Харькове – в 1927г.) сыграла положительную роль в комплесном изучении различных проблем эндокринологии. В 1924 г. В.Д. Шервинский избирается председателем вновь организованного Эндокринологического общества. В 1925 г. В.Д. Шервинский выступил в Российском эндокринологическом обществе с докладом "Развитие эндокринологии России", где отметил большое значение нервной системы для клиники эндокринных заболеваний. Ряд интересных работ В.Д. Шервинский написал в последний период своей жизни: "К вопросу о показаниях к оперативному лечению зоба" (1925), "Малые дозы и гомеопатия" (1926), "Гигиеоклиника" (1932), "Ангионевротический отёк" (1937). В статье "Гигиеоклиника" он откликнулся на предложение М.Горького изучать здорового человека. По мысли В.Д. Шервинского, эта клиника должна совмещать в себе экспериментальные исследования над здоровыми людьми и задачи института по продлению жизни.