Смекни!
smekni.com

Этические аспекты отношения медицинского работника к жизни и смерти (стр. 2 из 5)

Таким образом, во многих аспектах смерть нельзя назвать естественной. Она такова лишь с физиологической точки зрения. С точки зрения различных религий, телесная смерть верующего человека есть только начало другой, более духовной жизни. Для сознания же человека принятие собственной смерти далеко не лёгкое решение. В противном случае не было бы прогресса в медицине, а все спокойно ждали бы своего конца земной жизни, не предпринимая попыток её продления.

3. Стремление к бессмертию и невыносимое бремя жизни

Как отмечалось выше, биологический потенциал человека рассчитан на 120 лет, об этом же упоминает и Библия. [7), стр.330] Человек никогда не избавится от желания жить вечно или, по крайней мере, долго. Идея обретения бессмертия, особенно если он достиг зрелого возраста, всегда занимала его ум. Человечество накопило богатый опыт достижения бессмертия, в связи с этим выделяют несколько его видов.

Первый связан с бессмертием в потомках и осуществляется путём передачи генного аппарата родителей детям, внукам и т. д., он близок большинству людей. Кроме принципиальных противников брака и семьи и женоненавистников, многие стремятся увековечить себя именно этим способом. Одним из мощных влечений человека является стремление увидеть свои черты в детях, внуках и правнуках.

Второй – сохранение тела умершего, то есть мумификация или криогенизация. Опыт ещё египетских фараонов, практика современного бальзамирования говорят о том, что в ряде цивилизаций это считается принятым. Достижения техники конца 20-го века сделали возможной криогенизацию тел умерших с расчётом на то, что медики будущего их оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни. Несмотря на попытки одних свести счёты с жизнью другие готовы на всё ради собственного бессмертия. За процедуру бессмертия путём замораживания в жидком азоте занимающиеся этим компании взимают от 120 до 500 тысяч долларов.[7), стр.331] Кроме этого, в настоящее время существует немало различных теорий старения и продления жизни путём оказания влияния на клетку ферментом теломеразой или изменения кода ДНК. [там же]

Для ряда восточных цивилизаций, особенно японской, характерно своеобразное «слияние с природой», упование на «растворение» тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое «тело», в вечный круговорот материи. К такому решению близка исламская модель отношения к жизни и смерти и разнообразные материалистические или точнее натуралистические концепции. Четвёртый определяется итогами деятельности человека, в плодах материального и духовного производства, которые входят в копилку человечества.

Существует ещё много концепций обретения бессмертия, а также многочисленных мистических течений, основанных на реальном наличии потустороннего мира и возможности общения с ушедшими. Более того, появляются сведения о наличии у каждого человека своеобразного энергетического фантома, который покидает человека незадолго до физической смерти, но продолжает существовать в других измерениях.

Если человечество так волнует проблема бессмертия, значит, в определённых временных рамках жизни людям становится тесно. Почему же в современном обществе так распространены самоубийства людей, как младших, так и более старших возрастных групп? Наиболее исчерпывающе ответ на этот вопрос можно получить, проанализировав причины ухода этих людей из жизни. За последние годы наметилась тенденция к росту детских самоубийств, начиная с дошкольного возраста. На конференции психиатров стран СНГ 1998 года в Москве среди причин такого роста были названы: стремительный рост семейного алкоголизма, неустроенность и жестокость безработных взрослых и едва ли не на последнем месте по частоте среди причин суицида – несчастная любовь подростков. На той же конференции профессор Модест Кабанов в своём выступлении привёл интересные факты, полученные экспертами ВОЗ при изучении проблемы детских суицидов на примере двух стран Норвегии и Швеции. Оказалось, что причиной самоубийств может стать рост вседозволенности у детей, отсутствие у них обязательств перед другими.[7), стр.333] В поисках новых ощущений, в погоне за нереальными представлениями о жизни, лишённые всяких граней дозволенного, они, в конечном счёте приходят к глубокому разочарованию, что и становится для них фатальным. Тенденция к подобному уходу от реальности присутствует и в среде наших детей и подростков. Поэтому задача родителей состоит в воспитании в детях чувства долга и ответственности, адаптация детей к условиям современной жизни, не создавая иллюзий, чтобы в дальнейшем выработать у них адекватное отношение к жизни.

Моральное нездоровье любого общества диагностируется по уровню жизни его членов, а так же по моральному здоровью его самых незащищённых слоёв – пенсионеров и детей. Неутешителен тот факт, что 1998 года неуклонно возрастает уровень показателей самоубийства пожилых людей. В этой категории населения среди причин суицидов лидируют боязнь одиночества и нищета.[7), стр.333]

В аспекте этического отношения медицинских работников к суицидальным попыткам уместно использовать книгу Л. Трегубова и Ю. Ватина «Эстетика самоубийства» в качестве своеобразного пособия по проведению психотерапевтической работы с пациентами находящимися в состоянии депрессии. Кроме того, в книге отмечается, что психически здоровый человек тщательно обдумывает свой уход из жизни, беря во внимание не только скорость наступления смерти и ощущение наименьших страданий, но и оценивает этот акт с точки зрения эстетики, считаясь с тем какие эстетические переживания, может вызвать вид тела у окружающих. Именно на этом моменте, по мнению авторов, и необходимо делать акцент, работая с пациентом, испытывающим суицидальные намерения. [7), стр.334] Помимо социальных причин суицидов люди самостоятельно прерывают свою жизнь по причине невыносимых страданий, которые причиняют им тяжёлые заболевания и неспособности справиться с возникающими при этом проблемами.

С этической точки зрения любая форма участия в осуществлении самоубийства или помощи пациенту со стороны медицинского работника недопустима. В 1992 г. по этому поводу была принята специальная декларация о пособничестве врачей при самоубийстве. [7), стр.335] К сожалению, в единичных случаях, но суицидальные попытки всё же имеют место в наших стационарах. В моей практике был случай, когда женщина, подавленная своим тяжелейшим состоянием после ампутации обоих нижних конечностей пыталась повеситься с помощью простыни на спинке своей кровати. Причём, женщина сильная, достойно прожившая свою жизнь, воспитавшая одна в послевоенные годы троих замечательных сыновей. К счастью, её попытка не увенчалась успехом. На мой взгляд, подобные побуждения появляются у людей, психически здоровых, но с тяжёлой соматической патологией в период адаптации к новым условиям жизни, когда очень велика роль присутствия рядом близких людей или тех, кто по долгу службы должен вселять уверенность в жизни. Поэтому именно в этот период важно как можно реже оставлять больного наедине со своими переживаниями и избегать всяческих разговоров о сложности предстоящей жизни.

Таким образом, проблема самоубийства раскрывает не только медико-этическую сторону, она охватывает многие области жизни общества: экономическую, социальную политическую, обще-этическую и юридическую. К сожалению, следует признать, что самоубийства будут всегда на почве конфликтов, разочарований, трагедий. Однако значительно снизить их число вполне реально при условии морального оздоровления общества и изменении мотивации к жизни пациентов медицинскими работниками.