2.1 Пороки развития, вызываемые курением
Уже в конце 60-х — начале 70-х годов медики обратили внимание на то, что некоторые черепно-лицевые аномалии встречаются как будто несколько чаще у детей, родившихся у женщин, куривших во время беременности. Более точные статистические наблюдения подтвердили достоверность этого предположения: действительно, "волчья пасть", то есть расщепление твердого нёба, и "заячья губа", то есть расщепление верхней губы, у новорожденных, матери которых курили в период беременности, встречается чаще.
Каков механизм возникновения уродств под влиянием табачного дыма, пока точно неизвестно, специальных работ по данному вопросу немного: все-таки и частота, и выраженность этой аномалии не так значительны, как, скажем, при алкогольном синдроме. Но тот факт, что курение во время беременности способствует рождению детей с черепно-лицевыми аномалиями, сомнению уже не подлежит.
Возможно, что соединения, входящие в состав табачного дыма, действуют не непосредственно на формирующиеся верхнюю губу или твердое нёбо. Вспомним, что губы и нёбо в ходе эмбриогенеза образуются в результате роста навстречу друг другу, а затем и слияния челюстных отростков. Процесс этот зависит от согласованного действия многих факторов. Нарушение же любого из них (например, нервных или эндокринных регуляций срастания) может привести либо к торможению встречного движения отростков, либо к невозможности самого слияния. А в результате — расщелина губы или твердого нёба.
Действие некоторых компонентов табачного дыма вполне подтверждает это предположение, поскольку ему подвержены нервная система или железы внутренней секреции.
Есть и другое предположение, не исключающее, впрочем, предыдущего: часто дефекты развития возникают в результате сочетанного действия внешних факторов и наследственных особенностей. Тератогeны нередко только способствуют проявлению генетической предрасположенности к тому или иному уродству; без тератогена "плохая" наследственность вообще могла бы не проявиться. Вполне вероятно, что все это в полной мере относится и к тератогенам табачного дыма.
Нельзя не отметить еще одно важное обстоятельство, проистекающее из предположения, что если уж беременная женщина курит, то вполне допустима и другая "вольность" — рюмка, другая алкоголя.
Так вот: совершенно точно установлено, что совместное действие алкоголя и табачного дыма характеризуется так называемым синергизмом (греч. synergeia — сотрудничество), в результате которого количество аномалий, их выраженность и глубина резко возрастают по сравнению с суммой последствий от действия каждого фактора в отдельности.
Синергизм действия алкоголя и табачного дыма подтвержден и в экспериментах на животных. В одном из исследований, например, было показано, что при введении этанола в определенных дозах беременным самкам мышей дефекты развития передних конечностей у плодов возникают в 10 процентах случаев. Однако если беременных самок подвергали действию таких же доз алкоголя и табачного дыма, то аномалии передних конечностей наблюдались уже у половины плодов. Один же табачный дым, без алкоголя, на развитие конечностей вообще не действовал.
Статистический анализ продолжительности жизни курящих и некурящих людей позволил выяснить, что каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на пять-шесть минут. Но никто не знает, на сколько сокращается от каждой сигареты, выкуренной беременной женщиной, жизнь будущего ребенка. Таких данных просто еще не может быть — 50—70 лет назад курящих женщин встречалось очень мало. Но сейчас, как ни печально, база для таких подсчетов уже создается.
А вот психических отклонений у потомства долго ждать не приходится — последствия никотинового воздействия на эмбрион и на плод проявляются быстро. И если ребенок плохо засыпает, часто капризничает, излишне возбуждается, то это не обязательно от плохого воспитания. Пусть мать спросит себя, не поддавалась ли она соблазну хоть изредка выкурить сигарету (или выпить бокал вина) в течение девяти месяцев.
Пожалуй, здесь необходимо сделать одну оговорку. Алкогольный синдром плода ничем другим, кроме алкоголя, вызван быть не может. Однако и "заячья губа", и "волчья пасть" могут быть следствием разных причин, среди которых курение все-таки не самая главная.
Безусловно, курение табака представляет собой серьезнейшую проблему общественного здравоохранения, одним из аспектов которой, как мы выяснили, является нарушение эмбрионального развития. Бросить курение не просто, не будем закрывать глаза на то, что результатом его может быть чувство удовлетворения, психического подъема, снижение стрессового состояния.
Но не будем закрывать глаза и на то, что потребность, вызванная этой привычкой, требует постоянного удовлетворения для того, чтобы испытать удовольствие или избежать дискомфорта, а, главное, тот относительно небольшой стимулирующий или депрессивный эффект на центральную нервную систему (курильщики ведь тянутся к сигарете и когда хотят взбодриться, и когда хотят успокоиться) не идет ни в какое сравнение с тем колоссальным вредом, который наносят три тысячи химических соединений, содержащихся в табачном дыме. Самое же существенное — табак, как и алкоголь, принося сомнительное удовольствие родителям, губят их детей.
3. Влияние наркотиков на плод
Героин, кокаин, крэк, ЛСД и фенциклидин (РСР). Когда мать принимает наркотик, вместе с ней принимает наркотик и ребенок. Если мать наркоманка, наркоманом становится ребенок, и после родов у него наблюдаются точно такие же симптомы «ломки», как при отказе от наркотиков (сильная раздражительность и нервное возбуждение). У детей, чьи матери принимали наркотики во время беременности, чаще возникают проблемы после рождения, а последствия могут остаться на всю жизнь.
Наркотики, воздействующие на ребенка во время беременности, наиболее опасны в первом триместре. Возможное воздействие наркотиков на развитие ребенка включает в себя риск рождения мертвого плода, выкидыша, пониженного веса новорожденного, задержки умственного развития, преждевременных родов, а также развития синдрома внезапной смерти ребенка. (У детей, чьи матери принимают опий, риск синдрома внезапной смерти повышается в двадцать раз.) Исследователи считают, что такие наркотики, как опий и кокаин, наносят вред ребенку и косвенным образом, сужая кровеносные сосуды плаценты и ограничивая таким образом снабжение кислородом плода, создают удушающий эффект, подобный воздействию никотина. Кокаин воздействует на мозг ребенка, приводя к повышенной раздражительности .
Марихуана. До недавнего времени считалось, что употребление матерью марихуаны во время беременности безопасно для ребенка. Однако новейшие исследования показали, что марихуана может точно так же влиять на развитие плода, как и другие наркотики, Из-за содержащегося в ней активного соединения ТНС.
4. Список литературы
1) http://hermes.ihep.su:8001/blizzard/Vredf/alkogol.html
2) http://www.rodi.ru/9months/alko.html
3) http://www.ru-med.ru/answer/nicotin.shtml
4) Мышкин В. Попытка № 48 // Men’sHealth. – 1999, № 4. – С.72-74
5) Деларю, Владимир Владимирович. Губительная сигарета: 2-е изд., перераб. и доп. / Владимир Владимирович. Деларю,. - М.: Медицина, 1987. - 76 с.
6) Радбиль, Оскар Самойлович Курение / Оскар Самойлович Радбиль,, Юрий Михайлович.Комаров,. - М.: "Медицина", 1988. - 157 с.