Смекни!
smekni.com

Влияние психообразовательной работы среди родственников на восприятие ими душевно больных членов семей (стр. 2 из 6)

Вероятные причины стигматизации психически больных лиц.

Пациенты, имеющие психические (и другие) расстройства, подвергаются дискриминации в течение, по крайней мере, 2000 лет. Ряд авторов склонны считать, что стигматизация - это нечто гораздо большее, чем просто “наклеивание ярлыков”. Дискриминация по отношению к лицам, страдающим инфекционными заболеваниями, в прошлом, возможно, была оправданной для выживания общества, и то же самое может быть верно, и для психических расстройств в долечебную эпоху. Работодатели и страховые агенты могут проявлять дискриминацию в отношении пациентов, имеющих психическое расстройство в анамнезе, из-за реальной и юридически правомерной озабоченности невыходами на работу.

Стереотипы восприятия “безумия”, вероятно, вырабатываются в детстве и постепенно закрепляются, зачастую неумышленно, в процессе обычных социальных взаимодействий. Часто психическое заболевание воспринимается как что-то пугающее, постыдное, нереальное, надуманное и неизлечимое; психически больные характеризуются как опасные, непредсказуемые, ненадежные, нестабильные, ленивые, слабые, никчемные и/или беспомощные. В общественном сознании стигма обычно ассоциируется с теми болезнями, в которых считаются повинными сами люди. Психические расстройства часто приписывают к интеллектуальной или нравственной несостоятельности и/или наследственным факторам, для которых не существует адекватного лечения.

Таким образом, подсознательный страх – главная причина любой дискриминации психически больного. Этот страх постоянно подкрепляется сообщениями в средствах массовой информации о случаях насилия, в которых участвуют душевнобольные. Люди часто говорят о шизофрении, имея в виду не болезнь в буквальном, медицинском значении термина, а образ мыслей, который представляется им противоречивым, бессмысленным.

Если люди хотят представить чьи-то мысли и действия как особенно противоречащие здравому смыслу или являющиеся «пустой болтовнёй», то называют их шизофреническими. Для большинства людей «шизофрения» – «это заблуждение ума и души, ведущее к полному безумию, ужасу, непредсказуемости, неспособности руководить своими поступками, безответственности». Слова, обозначающие лиц с различными психическими расстройствами, или производные от них («дебил», «шизо», «идиот», «кретин», «олигофрен», «психопат» и т. п.) прочно вошли в наш лексикон и часто используются в моменты эмоциональных срывов в качестве ругательств и оскорблений. Думается, что это является ещё одним фактором стигматизации.

Появлению стигмы и отношению общества на различных исторических этапах к душевно больным людям посвящена работа А. Курбанова «Гражданско-правовые отношения в сфере психического здоровья: исторический аспект». Он пишет: «Истории известны два основных типа отношения к людям, страдающих психическими расстройствами, - отвержение и почитание. Согласно первому, деяния таких лиц признавались преступлениями, за которые следует божья кара. В памятниках права, начиная с римского, таких лиц называли «в уме лишенные», «безумные», «умалишенные», «сумасбродные», «действующие в припадке болезни, приводящей в умоисступление или совершенное беспамятство», «душевнобольные и слабоумные» и даже «одержимые бесом», «беснующиеся», «скудоумные», «юродивые», «под видом изумления бываемые» и «лунатики (сонноходцы)».

На всех этапах развития государственности существовал институт общественного призрения душевнобольных. Характер его законодательного регулирования был обусловлен отношением - государства, общества к душевнобольным, степенью понимания причин возникновения и форм проявления психических расстройств. Организация общественного призрения определялась уровнем развития общественных отношений, сословными различиями и накоплениями, естественнонаучными знаниями и материальными возможностями государства. Исходным началом служило положение, согласно которому «на государстве лежит обязанность покровительствовать, а в случае нужды и помогать существованию всем, кто по своему умственному состоянию не способен исполнять требования общественного порядка». При этом государство отделяло призрение душевнобольных от призрения других категорий граждан, например, малолетних или лиц с физическими недостатками. Это было связано с необходимостью совмещать процесс лечения и специального врачебного наблюдения с целью охраны, как самого душевнобольного, так и общества от опасных проявлений болезни.

В трагический период позднего средневековья считалось, что психическая болезнь есть божье наказание. Распространение христианства в средние века несло с собой идеи гуманности, благотворительности и вызвало к жизни систему монастырского призрения душевнобольных. Однако факты свидетельствуют и о противоположном подходе к таким больным представителей власти и духовенства: они принимали душевнобольных за колдунов и лиц, угрожающих господствующему строю, применяли к ним жесткие меры наказаний. Множество экзальтированных помешанных были сожжены на кострах для предотвращения воображаемой опасности».

Единая теория стигматизации.

Автор теории Rahman Haghighat, считает, что значение стигматизации возрастает в связи с расизмом, дискриминацией по возрасту и полу, кроме того, она служит препятствием при лечении пациентов.

Происхождение стигматизации он связывает с четырьмя факторами:

- Конституциональное происхождение

Конституциональные факторы обусловливают нарушение способностей к «надлежащему» социальному восприятию и обработке информации. После столкновения с каким-либо больным шизофренией люди чаще думают, что человек был «растрепанный и странный». Доказано, что головной мозг придает больший вес отрицательным, а не положительным оценкам. Кроме того, головной мозг при перегрузке информацией, по-видимому, рассматривает повторяющиеся способы поведения отдельного человека как независимые примеры поведения его группы, поэтому повторные случаи насилия, применяемые одним или несколькими психически больными, скорее будут интерпретироваться как самостоятельные случаи насилия, совершаемого классом пациентов с психическими заболеваниями.

Кроме того, головной мозг также имеет тенденцию связывать отрицательные события (которые бывают реже, чем нейтральные и положительные) с другими «более редкими» объектами, например, с представителями групп меньшинств (которые в свою очередь немногочисленные и более необычные), а не большинства. Когда человек преследует собственные интересы, конституциональные факторы, по-видимому, приводят к пристрастным, несправедливым суждениям о других людях, однако иногда их можно оправдать, поскольку имеется некоторая вероятность защиты, которую они могли бы обеспечить: например, отдавая предпочтение отрицательным оценкам людей, можно было бы избежать опасности.

- Психологическое происхождение

В целом, люди не желают несчастья другим, однако они готовы использовать «несчастливых других», чтобы чувствовать счастливее себя. В группах, в которых вознаграждение распространяется равномерно, люди менее удовлетворены по сравнению с людьми в группах, в которых есть несчастливый человек, хотя они, вероятно, признают несправедливость ситуации. Люди, подвергаемые угрозам, неудачам в повседневной жизни, и лица с низкой самооценкой склонны принижать других, чтобы повысить собственную самооценку и усилить чувство благополучия. Таким образом, стигматизирующие получают пользу от наличия стигматизируемого, обеспечивающего их психологическими дивидендами - примерами, которые они считают «более плохими», чем они сами, чтобы восстановить душевное равновесие. В противоположность этому, лица с более высоким интеллектом и более высокой самооценкой скорее будут поддерживать положительное отношение к пациентам с расстройствами, вероятно, потому, что им не нужно принижать психических больных, чтобы чувствовать себя умными или положительными.

Стигматизирующие, по сути, все мы, сталкиваясь со стигматизируемым, по-видимому, чувствуют себя неспокойно лишь потому, что странное поведение могло бы бросить вызов нашим нормам, ценностям и ожиданиям. Чтобы уменьшить напряженность, мы избегаем стигматизируемых.

Мысль о том, что люди могут переносить болезнь или травму, не будучи виновными, пугает нас, и мы нуждаемся в заверении, что такая же судьба не постигнет и нас. В дальнейшем, некоторые из нас могут предположить, что дискриминируемые или их родители сделали что-то неправильно и понесли заслуженное наказание за свои грехи. Это позволяет преследовать собственные интересы без невыносимого чувства вины.

- Экономическое происхождение

Рассуждения стигматизирующего имеют так же экономические аспекты. «Я должен избегать опасностей, чтобы выжить и конкурировать»: чтобы повысить свой доступ к ресурсам, соперники используют стигматизацию как оружие в социально-экономической борьбе. Стигматизация, по-видимому, более интенсивна в более конкурирующих, корыстных обществах, смягчаемых легкой доступностью ресурсов. Например, количество случаев линчевания чернокожих в США в 1882-1930 годах зависело от экономических показателей, в частности от ценности хлопка. Когда экономическое положение ухудшалось, количество случаев линчевания чернокожих возрастало; как только экономическое положение улучшалось, подобных случаев было меньше.

Сегодня дискриминация может проявляться не в линчевании. Одна спортивная команда может обвинить другую в злоупотреблении психоактивными веществами или в недостойном социальном поведении. Здесь первая проецировать одно из многих отвергаемых обществом свойств, чтобы дискредитировать соперника и увеличить собственные возможности.