Смекни!
smekni.com

Витамины (стр. 2 из 2)

В условиях длительной недостаточности солнечного облуче­ния (рабочие, занятые на подземных работах, рабочие горно­рудных производств, шахтеры, работники метрополитена, под­водники и др.) работающие должны подвергаться систематиче­скому дозированному облучению в фотариях, а при необходи­мости обеспечиваться питанием повышенной D-витаминной ак­тивности. В дополнительном обеспечении витамином D нужда­ются также дети и лежачие больные. Содержание витамина D в продуктах питания следующее (мкг на 100 г съедобной части продукта): в сельди атлантической жирной—30, печени трес­ки—100, лососе (горбуша)—12, нототении мраморной—17,5, кете—16,3, шпротах—20,5, икре осетровой зернистой 8, окуне морском 2,3, молоке коровьем — 0,05, масле сливочном несоле­ном—1,5, масле крестьянском—1,3, сливках 20% жирности— 0,12.

Таким образом, витамин D хорошо представлен в рыбных продуктах. Его много в печени трески и печеночном рыбьем жи­ре, в сельди, шпротах, нототении мраморной и др. Витамин D содержится и в молочных продуктах, однако в незначительных количествах, не превышающих 1—2 мкг (кроме сухих детских молочных смесей).

3. Витамины группы Е (токоферолы)

Витамины группы Е объединяют 8 токоферолов. Витамин E в чистом виде, в форме токоферола выделен в 1936 Эвансом и Эмерсоном, а в 1938 г. осуществлен его синтез.

Молекула токоферола состоит из кольца производного бензохинона и изопреноидной боковой цепи. Витамин Е включает природные и синтетические вещества, производные токола, характеризующиеся биологической активностью. По биологическому действию токоферолы делятся на вещества витаминной и антиокислительной активности.

а) Физиологическое значение

Физиологическое значение витамина Е в основном заключается в антиокисличтельном действии на внутриклеточные липиды и предохранении липидов Токоферолы принимают участие в обмене белка (в синтезе нуклеопротеидов, а также в обмене креатина и креатннина).

Токоферолы оказывают нормализующее действие на мышеч­ную систему. Достаточный уровень токоферолов способствует развитию мышц и нормализует мышечную деятельность, пред­отвращая развитие мышечной слабости и утомления. Токоферо­лы могут широко использоваться в спортивной медицине и в спортивной практике как средство нормализации мышечной деятельности, при больших физических нагрузках в период напряженных тренировок. Витамин Е применяется с лечебной целью при прогрессирующей мышечной дистрофии—тяжелом заболевании человека.

б) Недостаточность.

Недостаточность витамина Е у животных вызывает мышечную дистрофию. При этом нарушается актив­ность ферментов фосфорнлировання креатина, в мышцах сни­жается содержание миозина и одновременно происходит замена его коллагеном. Важной стороной биологического действия ви­тамина Е является его влияние на функцию размножения.

У крыс при недостатке токоферолов возникают нарушения полового цикла. У самцов нарушается сперматогенез, дегене­ративно изменяется эпителий семенных канальцев, теряется способность к оплодотворению, у самок наступает бесплодие, а при беременности—прекращение ее и гибель плода.

Витамин Е содержится в значительном количестве в расти­тельных маслах, зародышах злаков и зеленых овощах н дру­гих продуктах (мг на 100 г съедобной части продукта): в хлоп­ковом масле—114, кукурузном—93, арахисовом—84, подсол­нечном рафинированном—67, маргарине молочном—25, сое— 17,3, облепихе—10,3, горохе—9,4, печени трески—8,8, крупе гречневой — 6,65, кукурузе — 5,5, горошке зеленом — 2,6, яйце курином—2, печени говяжьей— 1,28.

Суточная потребность взрослого человека в витамине Е ори­ентировочно определена в 12—15 мг.

4. Витамины группы К (филлохиноны)

К витаминам группы К относятся природные вещества— витамин K1 (фнллохннон) и витамин К2 (менахинон). Из син­тетических препаратов известны витамин Кз (метннон) и водо­растворимый препарат викасол, обладающие высокой биологи­ческой активностью. Свое название витамин К получил от сло­ва “коагуляция” (свертываемость).

а) Физиологическое значение.

Витамины группы К участвуют в процессах свертывания крови. Они оказывают влияние на биосинтез прокоагулянтов и являются стимуляторами биосинте­за в печени четырех белков ферментов, необходимых для свер­тывания крови и образования активных тромбопластина и тромбина.

У взрослого человека витамин К2 синтезируется кишечной микрофлорой (до 1,5мг в сутки). Синтез витаминов К кишеч­ной микрофлорой исключает возможность возникновения у взрослого человека первичного К-авитамнноза. Реальная опас­ность К-витаминной недостаточности и развития первичного К-авитаминоза возникает у детей в первые 5 дней их пост­эмбриональной жизни, когда их кишечник еще недостаточно заселен микрофлорой, способной синтезировать витамин К.

У взрослого человека возможны вторичные К-авитаминозы, развивающиеся в результате прекращения усвоения витаминов К в кишечнике или вследствие прекращения его эндогенного синтеза кишечной микрофлорой. Наиболее частой причиной вто­ричной недостаточности витамина К являются болезни печени. Вторичный К-авитаминоз может иметь место при обтурационной желтухе, когда вследствие прекращения поступления желчи s двенадцатиперстную кишку нарушается усвоение жирораст­воримых веществ, в том числе витаминов группы К.

б) Источники.

Филлохинон (витамин Ki) содержится в зеленых листьях салата, капусты, шпината, крапивы, а также в не­которых травах (люцерна и др.). Под влиянием солнечного света зеленые листья растений синтезируют филлохинон.

Витамин К2 содержится в животных продуктах и бактериях. Он может также продуцироваться бактериями в верхних отде­лах толстого кишечника. Из микроорганизмов кишечного трак­та, синтезирующих витамин К, наибольшее значение имеет ки­шечная палочка.

Содержание витамина К в пищевых продуктах следующее (мг на 100 г съедобно” части продукта): в цветной капусте— 0,06, зеленом горошке—0,1—0,3 мг, моркови—0,1, шпинате— 4,5, томате—0,4, землянике—0,12, картофеле—0,08, молоке— 0,002, яйце—0,02, курином мясе—0,01, телятине, баранине, сви­нине—0,15, свиной печени—0,6, говядине и треске—0,1.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Петровский К.С., Ванханен В.Д. Гигиена питания. – М., 1982.

2. Трактат о питании. – М., 1987.