Развитию и длительному сохранению логографического письма очень способствовал так называемый корнеизолирующий строй языка, при котором слова грамматически не изменяются (не склоняются, не спрягаются и т.п.), а отношения между словами выражаются при помощи строго определенного порядка слов в предложении, при помощи строго определенного порядка слов в предложении, при помощи служебных слов (например, предлогов) и интонаций; эта особенность языка была, в частности, одной из причин длительного сохранения логографического письма в Китае. Наоборот, для языков, в которых слова грамматически изменяются, логографическое письмо оказывалось очень неудобным. Это обусловлено тем, что логограмма обычно обозначает целое слово. Поэтому без помощи дополнительных слоговых или буквенно-звуковых знаков логографическое письмо не в состоянии отразить грамматические изменения слов.
Аналогично этому слоговое письмо оказывалось удобным для тех языков (например, для японского), которые состоят из ограниченного количеств разных слогов необходимо было создавать или огромный ассортимент слоговых знаков, что очень усложняло бы письмо, или же примиряться с неточной передачей языка. Особенно неудобно слоговое письмо для языков, в которых часто встречаются смежные или конечные согласные. Это обусловлено тем, что слоговые знаки, как правило, обозначают или изолированные гласные звуки (например, а, о, э, у) или же сочетания согласного звука с гласным (например, та, то, тэ, ту, ка, ко, кэ, ку).
Исторически формирование слогового письма шло разными путями. Исходя из этого все слоговые системы принято подразделять на четыре группы[17].
К первой группе относят слоговые системы (шумерская, ассиро-вавилонская, урарту, минойская, критская, майя и др.), возникшие в результате внутреннего преобразования идеографических систем или образовавшихся на их основе, - кипрское и библосское письмо. Правда, ни одна из этих систем не является чисто слоговой. Поэтому их часто называют слого-идеографическими.
Вторую группу составляют слоговые системы (эфиопская, индийская – кхароштхи, брахми), появившееся на основе консонантно-звукового письма путем его вокализации. Возникновение слоговых систем данного типа относится к последним столетиям до нашей эры и первым векам нашей эры.
Третью группу составляют слоговые системы, возникшие первоначально как дополнение к идеографическим для обозначения грамматических аффиксов (японская кана, корейская кунмун). Появление их относится к еще более позднему периоду (конец I – середина II тысячелетия н.э.)[18].
К четвертой группе относятся новоизобретенные в XIX – начале XX в. слоговые системы, предназначавшиеся для небольших народностей Америки, Африки и Азии.
I.4.1 Слоговые системы письма, восходящие к идеографическим
Как уже отмечалось, слоговые системы письма, восходящие к идеографическим системам, подразделяются на две разновидности[19]:
· системы, появившиеся в результате внутреннего преобразования идеографического письма;
· самостоятельные системы, возникшие на основе или под влиянием идеографической письменности.
К древнейшим слоговым системам первой разновидности относятся шумерская (а также производные от нее: ассиро-вавилонская, эламская, хурритская, хеттская, урартская письменности), критская (минойская) и письменность майя. Вторую разновидность составляют киданьское малое и чжурчженьское малое письмо, а также кипрская и библосская слоговые системы.
Слоговые знаки в письменных системах первой разновидности обычно развивались из односложных идеограмм, применявшихся первоначально для обозначения омонимически звучащих слов. Затем эти идеограммы стали использоваться для обозначения сходно звучащих с ними частей многосложных слов, превращаясь таким путем из знаков, обозначающих слова, в слоговые знаки[20].
Что касается слоговых знаков письменных систем второй разновидности, то они возникли, как правило, на основе использования тех или иных элементов идеографических знаков. Влияние идеографии в этих слоговых системах сказывалось на внешней форме силлабических знаков, их расположении в строке, направление строки и т.д.
I.4.2 Слоговые системы письма, возникшие на основе консонантно-звукового письма
Исторически более поздним путем формирования слоговой письменности является происхождение ее из консонантного письма в результате вокализации последнего.
В.А. Истрин отмечает, что в соответствии с возникновением для этих слоговых систем были характерны полное отсутствие идеограмм, большая стройность, применение для обозначения слогов с одинаковыми гласными или согласными звуками знаков, близких по своей графической форме. В этом усматривается тот факт, что «создатели этих систем осознавали членение речи не только на слоги, но и на звуки; однако в связи с особенностями их языка или по иным причинам им были удобнее слоговые знаки»[21].
Как уже говорилось, таким путем возникли древнейшие индийские системы брахми и кхароштхи, производные от них слоговые письменности, а также эфиопское слоговое письмо.
I.4.3 Слоговые системы, возникшие первоначально как дополнение к идеографическим для обозначения грамматических аффиксов
Слоговые системы письма, возникшие первоначально как дополнение к идеографическим системам, начали функционировать в тех языках, которые характеризовались наличием грамматических форм, не передаваемых идеограммами. Эти слоговые системы появились значительно позднее слоговых систем, восходящих к идеографическим или сформировавшихся на основе консонантно-звукового письма. Слоговые знаки обозначали здесь только аффиксы с грамматическим значением, тогда как корни слов передавались идеограммами. Исследователи письма отмечают, что в соответствии с таким назначением данным слоговым системам была свойственна большая продуманность и стройность, поскольку они более чем какие-либо другие системы представляли собой результат сознательного творчества[22]
К слоговым письменностям подобного рода относятся японская слоговая азбука кана и корейское письмо.
I.5 Буквенно-звуковое (фонемографическое) письмо
Буквенно-звуковые знаки впервые появились в древнеегипетском письме, а первая чисто звуковая система письма была создана в конце II тысячелетиях до н.э.[23] наиболее передовым торговым народом древности – финикийцами; от финикийцев это письмо было заимствовано евреями, арамейцами, греками, а затем получило распространение у большинства народов мира. Буквенно-звуковым письмом принято называть такое письмо, в котором каждый графический знак (буква) обозначает не целое слово, как в идеографии, и не слог, как в слоговом письме, а отдельный типовой звук – фонему.
В общей истории развития письменности буквенно-звуковое письмо сформировалось значительно позднее слогового. Это по мнению некоторых исследователей, объясняется тем, что буквенно-звуковые системы предполагают уже более развитую способность к разложению речи на простейшие ее элементы – звуки (фонемы) чем это наблюдалось в период в период формирования предшествующих письменных систем.
Возникновение буквенно-звукового письма в чистом его виде было для многих народов мира несомненным шагом вперед, так как существенно облегчало передачу языка на большие расстояния при помощи минимального набора письменных знаков, способствовало распространению грамотности и тем самым объективно содействовало поступательному движению общества к высотам цивилизации.
Буквенно-звуковое письмо выступает в двух разновидностях: консонантно-звуковой и вокализованно-звуковой.
I.5.1 Консонантно-звуковое
Консонантно-звуковое письмо применяется главным образом семитскими народами – финикийцами, арамейцами, евреями, арабами и др. Консонантно-звуковое письмо, называемое так потому, что его знаками обозначались только согласные звуки (консонанты), является древнейшей разновидностью буквенно-звукового письма. Появление консонантно-звукового письма в его чистом виде относится ко второй половине II тысячелетия н.э.[24]
Консонантно-звуковые системы письма (протосинайская, протоханаанская, угаритская, финикийская, древнееврейская, арамейская, арабская и др.) возникли и закрепились преимущественно в тех языках, где значение, заключенное в корне, связано с согласными звуками, которые обозначались на письме определенными буквами. Гласные звуки, прослаиваясь между согласными, служили для образования грамматических форм и производных слов.
Гласные не имели отдельных букв для своего обозначения и примысливались при чтении. Это создавало с одной стороны, весьма «экономное» письмо, позволяя обходиться небольшим количеством разных графических знаков (от 20 до 30), а с другой стороны, делало консонантно-звуковое письмо менее точным чем письмо вокализованно-звуковое, в передачи речи и нередко затрудняло понимания написанного. В связи с этим в некоторых языках, например в еврейском и арабском, со временем стали обозначаться и гласные, используя особые различительные знаки, надстрочные и подстрочные, правда, не всегда последовательно.
I.5.2 Вокализовано-звуковой
Вокализовано-звуковое письмо представляет последующий этап в развитии буквенно-звукового письма (см. Приложение IV). Вокализовано-звуковое письмо впервые возникло в IX – VIII вв. до н.э.[25] у древних греков, а от них перешло к римлянам (латинского письмо), к славянам и другим народам.
Оно связано с обозначением на письме как согласных, так и гласных звуков (фонем).
Во II – I тысячелетии до н.э.[26], когда складывалась алфавитная письменность, финикийцам принадлежало первенство в торговле на Востоке. Они были отважными мореплавателями. Сталкиваясь с различными государствами, расположенными по побережью Средиземного моря, в том числе и с Грецией, финикийцы усваивали достижения народов этих стран и одновременно влияли на развитие их культуры.