Смекни!
smekni.com

Вегетососудистая дистония (стр. 4 из 23)

Изменение пульса

Частый пульс (свыше 100 ударов в минуту), называется тахикардией (от греческого tachys — быстрый). Редкий пульс (менее 60 ударов в минуту) называется брадикардией (от греческого bradys — медленный).

Состояния аритмий также характерны для серьезных сердечно-сосудистых расстройств. При ВСД встречается дыхательная аритмия,которая характеризуется учащением ритма пульса на вдохе и уменьшением его на выдохе. Дыхательная аритмия характерна для тех, у кого повышена возбудимость вегетативной нервной системы и носит неврогенный характер. При такой аритмии через равные промежутки времени происходит дополнительный удар или несколько ударов.

Для определения нарушений пульса следует измерять его на обеих руках. Каждое измерение нужно проводить в течение целой минуты. Делается это так.

Положите безымянный, средний и указательный пальцы руки на запястье больного. Измерять пульс надо обязательно тремя пальцами — пульсация в одном из ваших пальцев может быть очень сильной, поэтому способна заглушить чужой пульс. Засеките время по секундной стрелке. В течение минуты вам нужно проследить:

- количество ударов (норма — 60—80 ударов в минуту);

- ритмичность ударов;

- тонус (не кажется ли пульс «мягким» или «сжимающимся»);

- напряженность (не производит ли пульс впечатления натянутой нитки).

Теперь сделайте то же самое с другой рукой. После этого вы будете знать, одинаков ли пульс на обеих руках.

Расстройства сердечного ритма сопровождаются либо болями за грудиной, в области сердца, либо одышкой и головной болью или головокружением.

Изменение давления

Давление измеряют с помощью тонометра. Если он есть у вас под рукой, и вы умеете им пользоваться, то вы можете сами определить наличие у вас или ваших родных ВСД. Отличительный признак вегетативно-сосудистой дистонии — необычно малая разница между верхним (систолическим) и нижним (диастолическим) показателями АД. Верхняя цифра на циферблате тонометра показывает то давление, с которым кровь выбрасывается сердцем в аорту, а нижняя — то, каким поддерживают его сосуды в то время, когда сердце отдыхает. В норме эта разница составляет 30—50 мм рт. ст., поэтому давление 120 и 70 можно считать нормальным. Если вам больше 50 лет, то ваше давление, скорее всего, поднимется до показателей 140 и 90, и это будет свидетельствовать о возрастном снижении эластичности сосудов за счет атеросклероза.

Сегодня медики считают нормальным такое давление, при котором верхнее значение не превышает 140 мм рт. ст., а нижнее не опускается менее 90 мм рт. ст. По современным данным, вред здоровью причиняет не само повышение артериального давления, а нарушение соотношения верхнего и нижнего показателей. То есть если ваше нормальное давление (120 и 70) подскочило до показателей 150 и 100, то это не столь опасно, как если бы ваше давление составило 110 и 90 мм рт. ст. АД при гипертоническом типе ВСД характеризуется повышением до 140 и 90 — 170 и 95 мм рт. ст. и сопровождается тахикардией, а гипотонический тип ВСД — снижением артериального давления до 100 и 50 — 90 на 45 мм рт. ст.

Метеозависимость

В связи с постепенным глобальным потеплением капризы погоды становятся все более непредсказуемыми, а особенно сильно страдают от разниц температуры и атмосферного давления жители северных широт. Как только случается перепад давления, у метеочувствительных людей начинает кружиться голова, они ходят буквально «держась за стену». Стоит немного повыситься температуре, как им уже требуется «скорая помощь». Не секрет, что капризы погоды тяжело переносят в основном люди пожилые — а слышали вы, чтобы ребенок жаловался на плохое самочувствие в связи с магнитной бурей? Современный человек успевает к сорока годам так расшатать свою нервную систему, что тонкая регуляция сердечно-сосудистого аппарата нарушается, и колебания столбика термометра и барометра способны вызвать значительное ухудшение самочувствия. Механизм сокращения и расширения стенок сосудов дает сбой, а самочувствие и работоспособность человека начинают напрямую зависеть от капризов погоды. Если атмосферное давление снижается, то давление в кровеносных сосудах поднимается, и наоборот, если атмосферное давление повышается — давление в кровеносных сосудах падает.

Проверьте себя по предложенному ниже тесту и определите, есть ли у вас метеозависимость.

1. Вы не выключите новости, пока не прослушаете прогноз погоды?

2. Вы держите график неблагоприятных дней под стеклом на рабочем столе?

3. Подолгу и с интересом обсуждаете погоду дома и на работе?

4. Вернувшись домой после отдыха или дальней командировки, связанной со сменой климата, вы некоторое время чувствуете себя «не в своей тарелке»?

5. Вы тонко чувствуете перемену погоды и ваши прогнозы, как правило, сбываются?

6. Если надвигается магнитная буря или происходит резкая смена погоды, вы ощущаете подавленность, упадок сил или становитесь раздражительным, резким, страдаете бессонницей?

7. В неблагоприятные по геофизическим факторам дни у вас появляются «мешки» и темные круги под глазами, лицо приобретает нездоровый цвет, на лбу проступает испарина?

8. При грозе, ветре, похолодании и геомагнитных возмущениях у вас возникает головная боль, а иногда и носовое кровотечение?

Если на большую часть вопросов вы ответили «да», значит, ваше самочувствие во многом зависит от изменений погоды, то есть вы метеозависимы.

Глава 3. ВСД — болезнь или недомогание?

«Здравствуйте, доктор!

Мне 37 лет. В течение длительного времени (около трех месяцев) я наблюдаю у себя повышение температуры тела до 37,5 °С. Причем утром температура нормальная — 35 °С—36,6 °С, днем 37,0 °С, а вечером она повышается до 37,5 °С. Участковый терапевт поставил диагноз: субфебрилитет неясной этиологии. Решив проверить состояние здоровья, я сдала анализы. Общий клинический анализ крови, биохимический анализ крови — в норме. Туберкулез (серология) — отрицательно, реакция Манту— нормальная. Тесты ВИЧ-1 и ВИЧ-2— отрицательные. Скрытых инфекций (уреаплазма, микоплазма, хламидии) — не обнаружено. Функции миндалин — в норме. Дополнительно я прошла УЗИ щитовидной железы, органов живота и малого таза (печени, почек, селезенки, желчного пузыря и других органов брюшной полости, за исключением кишечника) — никакой патологии не было обнаружено. Таким образом, кроме повышенной температуры, никаких других отклонений не наблюдаю. Посоветуйте, пожалуйста, какие анализы сдать еще, чтобы выяснить причину моего состояния.»

Скорее всего, мы имеем дело с так называемым термоневрозом (особая разновидность ВСД с нарушением терморегуляции). Однако поставить точный диагноз можно, только исключив все другие заболевания, которые протекают с небольшим повышением температуры тела. В данном случае можно посоветовать дополнительно сдать анализ мочи по Нечипоренко, а также проконсультироваться у стоматолога, лор-врача и гинеколога. Кроме того, хочется обратить внимание на возможность неточных показаний при измерении температуры в подмышечной впадине. У медиков истинной считается температура, измеряемая под языком, в слуховом проходе или в прямой кишке. В этом случае нормальная температура достигает 37,5 °С. То есть разница между температурой, допустим, в прямой кишке и в подмышечной впадине составляет от 0,5 °С до 1 °С. При выраженном термоневрозе эта разница составляет менее 0,5 °С, и возможно даже, что температура на поверхности тела окажется выше, чем в полости рта или прямой кишке.

Без сомнения, диагноз ВСД ставится, когда все другие возможные заболевания исключены. Мы можем с уверенностью говорить о синдроме ВСД, только проанализировав все имеющиеся жалобы, проведя все общие и дополнительные лабораторные и инструментальные обследования и исключив таким способом органическую патологию органов и систем.

Запомните: самолечение и особенно самостоятельное установление диагноза при заболеваниях сердечно-сосудистой системы крайне опасны! Необходима консультация вашего лечащего врача. Бесконтрольное применение лекарственных препаратов, особенно сильнодействующих, может повлечь за собой серьезные осложнения.

При ВСД отсутствуют органические изменения со стороны всех систем организма: сердечной, нервной, эндокринной, других. Данные лабораторных исследований не выходят за пределы нормы, хотя у некоторых больных имеется склонность к умеренной анемии, лейкопении с лимфоцитозом и замедлением СОЭ (один из показателей анализа крови — скорость оседания эритроцитов). Иногда наблюдается склонность к уменьшению свертываемости крови и снижению показателей основного обмена веществ.

Вместо этого наблюдаются функциональные (то есть те, которые поддаются исправлению) нарушения, особенно в деятельности сердечно-сосудистой и вегетативной нервной систем. Эти нарушения наиболее четко проявляются в период обострений. Поэтому ВСД определяется как синдром (от греч. syndrome — стечение) — сочетание признаков (симптомов), которые имеют общий механизм возникновения и характеризуют определенное болезненное состояние организма. В принципе, ВСД можно рассматривать как самостоятельное заболевание с конституциональной предрасположенностью и множеством других причин, но медики считают более правомерным рассматривать ВСД не столько как самостоятельную форму, сколько как синдром, который входит в структуру отдельных заболеваний. [Однако, в Международной классификации болезней 10-й редакции (используемой в России) существует отдельное заболевание, к которому можно отнести вегетативно-сосудистую дистонию — соматоформная вегетативная дисфункция (F45.3). — Прим. ред.]

Это состояние является пограничным между здоровьем и болезнью, между нормой и патологией, и, что немаловажно, требует медикаментозного лечения только в наиболее тяжелых случаях. Нужно помнить, что это пограничное состояние при определенных условиях, под влиянием различных внешних и внутренних факторов может перейти в патологию, причем чаще всего в заболевания так называемого психосоматического ряда. Это артериальная гипертензия (гипертоническая болезнь), ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь и др. Так, например, неправильно организованные занятия физкультурой или непрекращающийся стресс при ВСД могут спровоцировать развитие гипертонии, и вслед за ВСД могут прийти действительно серьезные заболевания.