Массовое употребление наркотиков в Европе началось в XIX веке, и этому способствовало литературное течение того времени, когда сами авторы произведений употребляли наркотики, в основном, гашиш и опиум, входили в состояние галлюциногенных снов, в которых писали свои произведения, описывая прелести наркотического состояния.
В начале XX века в американской литературе получила широкое распространение пропаганда употребления марихуаны, способной изменить состояние психики и сделать духовную жизнь человека богаче. Литераторы сами на себе ставили эксперименты, описывая потом в своих произведениях впечатления, фантастические видения необычной реальности, и это все становилось достоянием гласности массового сознания людей.
В 1960 году во время пребывания в Мексике, гарвардский психолог Т. Лири съел несколько галлюциногенных грибов. Переживаемые доктором ощущения привели его к мысли, что сила наркотиков способна преобразить и изменить не только личности отдельных людей, но и влиять на установление более справедливых общественных отношений.
Большая часть американской молодежи стала сторонниками идей Т. Лири и в начале XX веканачались массовые эксперименты с наркотиками, особенно в среде студенческой молодежи. Это являлось одновременно и формой социального протеста против бессмысленного убийства невинных людей во Вьетнаме, с которым США вели войну. Начинает зарождаться движение хиппи, среди которых врачи, философы, психологи, теологи, верящие, что наркотики могут изменить общество [9].
Однако трагические последствия, приводящие к гибели молодых людей, принимающих наркотики, массовые отравления, расстройства психики заставили американское общество провозгласить новые идеи в деле употребления наркотиков. Они сводились к мысли о том, что постичь тайны своего состояния, вызванного употреблением наркотических веществ, может только подготовленный человек, обладающий знаниями медицины, психологии, философии, необходимыми для правильного восприятия и осмысления эффектов, производимых наркотиками.
Поэтому ученые попытались предложить молодежи новые пути достижения необычного эмоционального состояния, такие как система медитативных упражнений, йога, музыка, а наркотики вернуть в стены научных лабораторий и психиатрических клиник для медицинских целей.
В России в послевоенный период наркомания существовала в республиках Средней Азии, в других же регионах, она не имела широкого распространения. Так, число лиц, которые лечились от наркомании в Москве, в 50-х годах насчитывало в разные годы от 3 до 7 человек на один миллион населения.
Проблема наркомании начала приобретать остроту в середине 70-х годов. Со стороны органов здравоохранения и милиции принимались некоторые довольно робкие меры, но в силу того, что проблема не стала актуальной (о ней даже не принято было говорить), общество в 90-х годах, когда начался лавинообразный рост наркоманов, оказалось неподготовленным к решению данной проблемы [22].
По статистическим данным в России число наркоманов перешло 7% и составляет более 10 млн. человек. В России уже нет людей, так или иначе, не сталкивавшихся с наркотиками: либо они пробовали их сами, либо их друзья, знакомые, родственники, либо им предлагали наркотики. За последние четыре года число школьников и студентов, употребляющих наркотики, возросло в 6-8 раз. Получили распространение «семейная наркомания» и даже приобщение родителями малолетних детей. Число смертных случаев от употребления наркотиков увеличилось за последние 10 лет среди населения России в 12 раз, среди детей – в 42 раза. Рост наркомании резко обостряет проблему СПИДа. Ежедневно во всем мире 6000 человек заболевают СПИДом, из них 70 % приходят к этому через внутривенное введение наркотиков.
Ежегодно в страну ввозится более тысячи тонн наркотических средств, из них около 80 тонн только одного героина. На российском рынке уровень цен на героин, кокаин и другие наркотики существенно выше, чем в США, Европе, что делает Россию международным рынком сбыта наркотиков. И вряд ли является случайным тот факт, что именно за последние 10 лет число наркоманов в США уменьшилось вдвое, а в России многократно возросло. Наша страна оказалась совершенно не готовой к наркотической агрессии внешнего мира.
По данным международной организации здравоохранения в каждом школьном классе 3-4 ученика – наркоманы. Подсчитано, что каждый наркоман вовлекает в наркозависимость от 10 до 15 человек в год, а значит, эта социальная болезнь прогрессирует. Наряду с этим большая часть наркоманов больна гепатитом, СПИДом и другими неизлечимыми болезнями. Общаясь, они заражают окружающих людей [19].
Таким образом, за последнее время в России увеличилось число заведенных уголовных дел за распространение наркотиков, принят ряд законов по борьбе с наркоманией, однако количество наркоманов не уменьшается, а продолжает расти. Несмотря на то, что злоупотребление наркотиками стало одной из важнейших мировых проблем совсем недавно – лишь в XX веке, опыт употребления людьми наркотических веществ измеряется тысячелетиями.
1.2 Обоснование актуальности наркологической проблематики
Алкоголизм, наркомании, токсикомании принадлежат к наиболее значимым социальным болезням. Алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества (ПАВ) – это исторически выявленные и социально закрепленные адаптогены, то есть средства, участвующие в обеспечении адаптации, приспособления к условиям и требованиям жизни благодаря своему действию на психическое (психофизическое) состояние – настроение, эмоции, тонус, поведение.
Именно в качестве социальных адаптогенов алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества включаются в механизмы индивидуального и массового (прежде всего, группового) поведения, массовой культуры, занимая важное место в бытовых обычаях, традициях, формах коммуникации и досуга.
Психобиологические эффекты алкоголя и наркотиков и других психоактивных веществ обуславливают не только их позитивную социальную роль, но и определяют многочисленные разнообразные формы их негативного влияния на индивидов и социум в целом.
В индивидуальном плане мы имеем дело с закрепление роли конкретного психоактивного вещества в качестве важного, а затем основного регулятора состояния, самочувствия, настроения, поведения. Это, в свою очередь, приводит к формированию психической, а затем и физической зависимости от данного химического вещества, то есть к развитию наркологического заболевания.
Наркологические болезни – важнейшая группа (категория) социальных болезней. Их социальность многомерна. Они развиваются у индивидуума как члена макросоциума (общества, этноса) и одновременно – как члена микросоциума (семьи, дружеской группы, рабочего коллектива и т.д.). В их генезе взаимодействует констелляция биологических, психологических и социальных факторов. Эти болезни возникают в рамках типичных для данного макросоциума алкогольных и (или) наркотических традиций [11].
И в то же время – они являются следствием наличия особых, более или менее прочно фиксированных, стабильных, системных отношений с алкоголем, наркотиками, другими психоактивными веществами в значимой для индивидуума (референтной) микросоциальной группе – в семье, в бытовом (коммунальном, территориальном, дружеском) сообществе, в производственной, профессиональной, учебной группе.
Речь идет о любой сформулированной системе межличностных отношений, характерных для определенного рода общения, трудовой или общественной деятельности и включающих в качестве облигатного или существенно значимого элемента потребление алкоголя или других психоактивных веществ – в виде «ритуалов» различных дружеских групп, компаний или деятельности менеджеров, работников торговли, рабочих тех или иных специальностей и т.д.
Алкоголизм и наркомании – социальные болезни еще и потому, что от них страдает и больной как член общества и составляющих его структур, и страдает само общество: в их динамике возникают разнообразные социальные (семейные, трудовые, криминальные) конфликты; обществу причиняется материальный ущерб; больной личностно и социально изменяется, меняя свой актуальный статус и (или) социально деградирует – в семейном, трудовом плане, начинает вести асоциальный образ жизни или обнаруживает какие-либо антисоциальные формы поведения [3].
Следовательно, психоактивные вещества, играя, несомненно, определенную позитивную социальную роль – адаптивную, культурную, экономическую, в то же время являются важнейшими негативными, деструктивными социальными факторами – в здравоохраненческой, психолого-поведенческой, демографической, экологической, экономической сферах, в сфере правопорядка.
Следует также подчеркнуть, что личностные адаптивные и эмоциональные реакции, фиксирующие формы взаимоотношений и индивидуального поведения, ролевые сдвиги у членов социального окружения больного трансформируются в систему прочных патологических связей между больными и его окружением, прежде всего – его семьей, которая принимает характер особой стойкой деформации поведения и психоэмоционального состояния членов окружения – супругов, детей, родителей и других. Этот социально-психологический феномен носит название созависимости и требует специальных мер для его коррекции и устранения.
Таким образом, очерчивается широкий круг социальных проблем, с одной стороны, непосредственно или опосредованно обуславливающих массовое и индивидуальное злоупотребление алкоголем или наркотиками, формирование и течение наркотических заболеваний, а с другой стороны, обусловленных неадекватными в социальном плане отношениями с психоактивными веществами или различными негативными проявлениями и последствиями собственно наркологической патологии.
Все эти проблемы требуют внимания со стороны общества и организации целенаправленной работы по их разрешению, а также исследования на эмпирическом и теоретико-методологическом уровнях.