Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Московский Областной Медицинский Колледж №2»
Реферат
По учебной дисциплине:
«Основы сестринского дела»
Тема: «Социальная работа в хосписе»
Студент группы 2Ф
Шеломанов Андрей
2010
План
Введение
1. История социальной работы в хосписе и современное состояние проблемы.
Проблемы инкурабельных больных
1.1 История вопроса и современное состояние проблемы
1.2 Проблемы инкурабельных больных
2. Социальная работа в хосписе
2.1 Медико-социальный аспект
2.2 Социально-психологический аспект
2.3 Социально-правовой аспект
Заключение
Список литературы
Введение
В современной жизни становится все больше и больше прав и все меньше обязанностей. А жизнь без ответственности всегда бездуховна. Из мира уходят любовь, забота о других, искренность в отношениях, честность, достоинство. Жить становится холодно и одиноко. Общество живет по принципу: нужно жить сегодня, не думать ни о чем неприятном, и уж конечно, не допускать мысли о смерти... Инстинктивный страх смерти – не помнить, не думать о ней.
Однако согласно страшной статистике, каждый год раком заболевает более 400 тысяч человек. Ежегодно на земном шаре от злокачественных опухолей умирает 7 млн. человек, из них более 0, 3 млн. – в России. По сложности и важности для человечества проблема рака не знает аналогов.
Начало развития хосписного движения в мире – это неизбежный результат раздумий о духовном, это естественное стремление изменить, поправить мир, покаяться.
Для России хоспис – явление новое. В советское время было не принято говорить о неизлечимых болезнях, прежде всего это “табу” касалось онкологии. Сейчас Российское общество делает попытки повернуться лицом к проблеме безнадежных больных и умирающих. Одно из доказательств тому – создание хосписов и специальных служб по уходу за этой категорией пациентов.
Хосписы нацелены исключительно на помощь безнадежным больным, тем, кто часто становится ненужным “балластом” в обычных учреждениях здравоохранения. Так уж устроена система медицинской помощи не только у нас, но и в других странах: основные ресурсы, естественно, направляются на излечение и выздоровление пациента. Если излечить не удается, то человек оказывается, фактически, вне интересов системы медицинской помощи. Хоспис же обеспечивает смертельно больного человека не только профессиональной помощью в лечении симптомов болезни, квалифицированной сестринской помощью, но и оказывает психологическую и духовную поддержку больным, их родственникам и близким.
В нашей стране имеет место такая парадоксальная ситуация, при которой государственные медицинские учреждения не располагают ресурсами для обеспечения социального аспекта паллиативной помощи, а благотворительные организации предпочитают оказывать финансовую поддержку только тем проектам, в которых принимает участие государство. Такую позицию отчасти можно объяснить непониманием объема и задач социальной службы хосписов и отделений паллиативной помощи, сведением функций социальных работников к помощи пациентам при получении пенсий, инвалидности, поэтому данная тема сегодня является особенно актуальной.
Цель работы: раскрыть сущность социальной работы в хосписе.
Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
1) провести анализ медико-социальной, социально-психологической и социально-правовой литературы по проблемам социальной работы в хосписе в России;
2) осветить существующие проблемы инкурабельных больных;
3) описать основные аспекты социальной работы в хосписе в медико-социальном, социально-психологическом и социально-правовом планах.
1. История социальной работы в хосписе и современное состояние проблемы. Инкурабельные больные
1.1 История вопроса и современное состояние проблемы
Само слово “хоспис” этимологически не связано со смертью, имеет латинское происхождение и означает – “странноприимный дом”, лишь в более поздние периоды оно получило ряд неожиданных значений, перекликающихся с целями и задачами сегодняшнего хосписа.
В настоящее время хосписы – это учреждения, где осуществляется комплексная помощь умирающим онкологическим больным, а иногда и больным СПИДом. Хосписы бывают независимыми, но большинство из них входят в состав медицинских учреждений, оказывающих полный спектр услуг. Среди независимых хосписов следует особенно отметить единственный на сегодняшний день хоспис на дому для детей созданный Е. И. Моисеенко в 1993 году в Санкт-Петербурге.
Комплексная программа работы хосписа обычно включает госпитализацию лежачих больных, уход за пациентом на дому с предоставлением широкого спектра услуг, медицинское и психологическое консультирование и постоянную врачебную и сестринскую помощь, цель которой – снятие болей и контроль за состоянием пациента.
Сегодняшние принципы работы хосписов, берут свое начало еще в раннехристианской эре. Зародившись вначале в Восточном Средиземноморье идея хосписов достигла Латинского мира во второй половине четвертого века нашей эры, когда Фабиола, римская матрона и ученица святого Джерома открыла хоспис для паломников и больных. С этого времени множество монашеских орденов прилагали значительные усилия, чтобы выполнить заповедь из притчи об овцах и козлах – накормить алчущего, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или узника. Эти принципы наряду с заповедью “так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали мне” были основой благотворительной деятельности, распространившейся по всей Европе.
Первый хоспис создала в 1842 году мадам Жиан Гарнье во французском городе Лионе. В хосписе ухаживали за людьми, умирающими от рака. Первый современный хоспис (он носил имя Святого Кристофера) был открыт в Лондоне в 1967 году Сесилией Сандерс. В начале 70-х, благодаря Элизабет Коблер-Росс, хосписное движение начало развиваться и в США. На сегодняшний день хосписы являются неотъемлемой частью системы здравоохранения во всех цивилизованных странах. Многим тысячам людей они дают поддержку в конце их жизни, давая им возможность умереть с достоинством в безопасной, благожелательной обстановке.
Возникновению хосписов в России мы обязаны английскому журналисту Виктору Зорза, который организовал первый хоспис в Санкт-Петербурге. Вместе с ним основателем хосписного движения в России является врач-психиатр, доктор медицинских наук, профессор НИПНИ имени В. М. Бехтерева и кафедры психиатрии МАПО, почетный доктор Эссекского университета в Англии А. В. Гнездилов, получивший недавно сан священника. Эти люди посвятили себя самой трудной проблеме – помощи умирающим людям.
Первоначально возникновение хосписа в России вызвало резко негативную реакцию, как среди части чиновничества, так и среди населения, видевшего в хосписах очаги онкологической “заразы”. Однако через короткое время репутация “оазиса милосердия”, где “не ждут денег”, “не просто работают, но служат больным”, где “снимают боль как физическую, так и психологическую”, произвела огромное впечатление. В дальнейшем такие учреждения появились в Тульской области, Иванове, Архангельске, Астрахани, Москве и других городах.
Сегодня в России хосписы и отделения паллиативной помощи прочно утвердились в системе здравоохранения как учреждения, призванные оказывать многостороннюю квалифицированную помощь онкологическим пациентам и членам их семей. Признание необходимости и эффективности такого вида помощи подтверждается открытием новых хосписов и отделений паллиативной помощи. Проблемы паллиативной медицины как научного направления еще достаточно новы для России. Однако исследования и литература по этим вопросам, особенно на Западе, имеют уже достаточный потенциал. В отечественных источниках, к сожалению, можно констатировать заметный пробел.
В настоящее время в различных городах России открыто 25 хосписов существующих на деньги благотворителей. Для сравнения: в США, в штате Кентукки на 3600000 жителей – 26 хосписов.
Важную роль в деятельности хосписов играют волонтеры (добровольцы). На Западе и в Америке это зрелые люди или пенсионеры, а у нас, в России – студенты, сестры из церковных общин, молодые люди, проходящие службу в армии. Работу в хосписах, как и их создание, в какой-то мере можно считать миссионерской деятельностью. Миссия этих людей не только в том, чтобы поддержать безнадежно больного, но и в том, чтобы общество в целом стало гуманнее.
Социальная помощь в создании качества жизни ни в ком не вызывает сомнений. Решение проблем семьи, быта, работы, финансовых вопросов, завещания – все это долг общества пациенту и обратная с ним взаимосвязь.
Однако сегодня, на практике, складывается сложная ситуация при оказании социальной помощи пациентам и членам их семей. Так, согласно приложению к приказу Минздрава России от 08.09.92 № 247 “О включении в номенклатуру учреждений здравоохранения хосписов” хосписы и отделения паллиативной помощи являются медико-социальными учреждениями. При этом причиной госпитализации в стационары хосписов и отделения паллиативной помощи у более чем 30% пациентов являются социальные или медико-социальные показания. Тем не менее, в ходе исследования, проведенного на базе хосписов Санкт-Петербурга, было выявлено, что главные врачи большинства хосписов считают, что острой необходимости в создании социальной службы нет. Такую позицию отчасти можно объяснить непониманием объема и задач социальной службы хосписов и отделений паллиативной помощи, сведением функций социальных работников к помощи пациентам при получении пенсий, инвалидности.