Смекни!
smekni.com

Рентгендиагностика очагового туберкулеза (стр. 2 из 2)

Трудности обнаружения и правильной интерпретации этой формы туберкулеза в значительной мере связаны с суперпозицией очаговых теней с костным скелетом грудной клетки, а именно, с ребрами и ключицей. Даже на линейных томограммах так называемые тени размазывания нередко затрудняют выделение в чистом виде туберкулезных очагов. Более убедительную картину дает компьютерная томография, поскольку на аксиальных срезах очаги уплотнения легочной ткани освобождаются от суперпозиции со стороны костного скелета (рис. 1).

Особое внимание следует обращать на пациентов с ограниченными (моно – бисегментарными) изменениями казеозно-некротического характера. У таких больных в пределах одного – двух сегментов (чаще всего в S1 – S2) видны разной величины, негомогенные, иногда частично кальцинированные очаги на фоне более или менее выраженных фиброзных изменений, перифокальной буллёзной эмфиземы и в сочетании с изменениями плевры.

Считается также, что к оценке плотности очагов следует относиться с большой осторожностью. Среди рентгенологов и фтизиатров укоренилось представление, будто бы по характеру выявляемых на рентгенограммах очагов можно оценивать степень активности туберкулезного процесса.

Между тем рентгенологи знают, что на оптическую плотность очаговых и инфильтративных процессов в рентгенологическом изображении заметное влияние оказывает не столько физическая плотность очагов воспаления или опухолевой инфильтрации, сколько величина очагов, степень заполнения альвеол и состояние воздушности окружающей легочной ткани. При эмфиземе вследствие эффекта вычитания (субтракции) интенсивность очагов уплотнения легочной ткани, проекционно наслаивающихся на гиперпневматизированные, буллезно вздутые участки легкого, снижается вплоть до полного их исчезновения.

К.В. Помельцов (1971) отметил, что значительная часть кальцинированных очагов не выявляется на прижизненных рентгенограммах. И наоборот, полутень, обусловленная фиброзной капсулой вокруг кальцинированного центра очага, может восприниматься как перифокальное экссудативное воспаление.

Некоторые ученые полагают, что по рентгенологической картине трудно оценивать степень активности туберкулеза. Лучшим показателем, по их мнению, является стабильность рентгенологической картины в течение 6 мес и отрицательные данные исследования мокроты. Исходя из этого, упомянутые авторы рекомендуют рентгенологам вместо описательного термина «неактивного» или «старого туберкулеза» пользоваться термином «рентгенологически стабильный туберкулез».

При двустороннем очаговом туберкулезе в некоторых случаях возникают трудности его разграничения с диссеминированным туберкулезом. В связи с этим фтизиатрами принято относить к очаговой форме туберкулезный процесс, охватывающий верхушки легких до переднего конца второго ребра. Большую степень распространения процесса относят к диссеминированному туберкулезу. В затруднительных случаях следует принимать во внимание количество очагов, т.е. степень обсеменения. При наличии множественных густо расположенных очагов в пределах верхних легочных полей двусторонний очаговый туберкулез следует классифицировать как ограниченный диссеминированный.

В протоколе рентгенологического исследования при очаговом туберкулёзе рентгенологу необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Есть ли очаги в легких, сколько их, где они расположены, их размеры, форма, структура, имеется ли перифокальное воспаление, кальцинированные включения.

2. Состояние окружающей легочной ткани и плевры (интерстициальное воспаление, фиброз, плевральные изменения, буллёзная эмфизема, гипер- или гиповентиляция).

3. Состояние корней лёгких (есть ли кальцинированные лимфатические узлы, признаки повышения давления в малом круге кровообращения, нарушение топики, фиброзные изменения).

4. Состояние диафрагмы.

Рис. 4 Рентгенограмма ОГК и схема к ней левого легкого.

В апикальном отделе S1–2 левого легкого определяется обогащенный легочный рисунок за счет множественных полиморфных преимущественно среднеочаговых теней, склонных к слиянию с нечеткими контурами; здесь же имеются плевроапикальные наслоения. Корни легких структурны, не расширены. Купол диафрагмы четкий, синусы свободны.

Заключение: Очаговый туберкулез в S1–2 левого легкого в стадии инфильтрации.

Список использованной литературы:

1. Помельцов К.В. Рентгенологическая диагностика туберкулеза легких. М.:Медицина, 1971. 367 с.

2. Рубинштейн Г.Р. Туберкулез легких. М., 1948. 228 с.

3. Струков А.И., Соловьева И.Л. Морфология туберкулеза в современных условиях. М.: Медицина, 1986. 228 с.

4. Ерохин В.В., Земскова З.С., Уварова О.А. и др. Патологоанатомическая диагностика прогрессирующих форм туберкулеза легких в связи с новой клинической классификацией // Пробл. туб. 1996. №4. С. 32–37.

5. Авербах М.М. Туберкуломы легкого. Клинико-анатомический анализ, патологическая анатомия, патогенез и классификация по материалам резекций. М.:Медицина, 1969. 336 с.

6. Александрова А.В. Рентгенологическая диагностика туберкулеза органов дыхания. М.:Медицина, 1983.


КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра лучевой диагностики

Зав. кафедрой, д.м.н., профессор Губарев Е.А.


РЕНТГЕНДИАГНОСТИКА ОЧАГОВЫХ ФОРМ ТУБЕРКУЛЕЗА

Исполнитель: студентка

4 курса лечебного ф-та,

23 группы Бабина Е.Б.

Проверила: Яковлева Е.А.

К У Р С К – 2010