Смекни!
smekni.com

Арттерапевтические техники для работы с телесным образом «я» и с психосоматическими заболеваниями (стр. 2 из 3)

Во многих случаях возникает необходимость в том, чтобы помочь пациентам осмыслить свой жизненный путь, найти смысл существования, осмыслить прошлые и настоящие отношения и принять решение. Пациенты, поступающие в реабилитационный центр, как правило, страдают тяжелыми, хроническими заболеваниями. Они находятся в весьма тяжелом физическом и психологическом состоянии, в критической точке своего «путешествия по жизни». Им нужны сочувствие, понимание, поддержка и, в то же время, предоставление им возможности обрести свое пространство, найти свою «тропинку» и поверить в свои силы. Это позволяет им постепенно преодолеть уныние, сомнения, отчаяние и апатию и продолжить свой путь. Описание одного случая из практики арттерапевта в реабилитациооном центре: Бируте, 59 лет, страдает ревматойдным артритом в течение 17 лет. Сопутствующие заболевания: гипертония, кардиопатия. Постоянные воспаления суставов, во время которых температура поднимается до 40 С. Направлена в реабилитационный центр по окончании очередного курса лечения в больнице.

«Во время первой встречи Бируте выглядела измученной, в кабинет ее привел муж. Пациентка передвигалась неуверенно, жаловалась на боли в суставах ног и рук. Суставы выглядели опухшими. Бируте сказала, что не знает, будет ли она ходить на процедуры, или нет, так как из-за повышения температуры она чувствует слабость и предпочитает оставаться в постели. Хотя пациентка выразила сомнения, что сможет регулярно посещать занятия арттерапии, ссылаясь на плохое физическое самочувствие и «плохие» художественные способности, она все же согласилась начать совместную работу»[1].

Первое занятие: Бируте выглядела более спокойной. Поскольку в этот день температура не поднималась, она дошла до моря, расположенное на расстоянии полукилометра от реабилитационного центра. Там она провела три часа и почувствовала себя лучше. Сначала арттерапевт поговорила о том, умеет ли Бируте расслабляться, и предложила ей расслабиться и сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, а затем спросила, не хочется ли ей порисовать, воспользоваться мягкими мелками или другими изобразительными материалами. Бируте взяла мелок зеленого цвета и начала рисовать волнистые линии (море), но вскоре прекратила рисовать, поскольку ей было трудно удерживать мелок. Затем, не отрывая мелка от бумаги, она стала делать полукруглые движения запястьем. Она сказала, что рисунок не получается, но линии получились пластичные, достаточно регулярные. Она всмотрелась в свой рисунок. Повернув его через некоторое время, она увидела паруса. Образ наполнился движением, полетом. Затем Бируте изобразила берег, завершив на этом создание рисунка.

Второе занятие: Бируте сказала, что чувствует себя немного лучше, связав улучшение с процедурами. Было важно дать ей получить положительный опыт творческой работы, увлечься рисунком. Ей предложили заняться созданием коллажа на свободную тему, используя для этого вырезки из журналов, и она согласилась. На это раз суставы пациентки были более подвижны, она смогла воспользоваться ножницами. Бируте выбрала фотографии цветов и других растений, птиц, панорамных пейзажей и скал. Пациентка испытала удовлетворение от работы и сказала, что не устала. Было видно, что она была увлечена новым для себя видом деятельности.

Третье занятие: Бируте пришла с подкрашенными губами, лицо выглядело просветленным. Арттерапевт предложила создать мандалу: используя специальные краски, заполнить пространство круга, начиная с центра. Бируте начала рисовать с центра полосами, затем начала «играть» с красками, накладывая их густо, искала разные способы, делала мазки и точки. Закончив рисовать, написала текст:

Сердце, в котором много красок.

Они очень красивы.

Если бы рисовала другое,

То не вышло бы так.

Смотрю, и радости нет конца.

В жизни этого не испытала и не знала,

Что еще когда-нибудь придется рисовать.

Радуюсь, что с этим встретилась

И смогла поразмышлять»

Мандала получилась разноцветная, ярко выделялись мазки, сделанные пальцами. Рисунок напоминал драгоценный камень, светящийся изнутри. Когда расставались, Бируте была в приподнятом настроении и благодарила за возможность получить новый опыт.

Четвертое занятие: Самочувствие Бируте продолжало улучшаться, руки не болели, боли временами появлялись лишь в одном колене. Было видно, что Бируте с желанием приходит на занятия, проявляет интерес к тому, что ее ждет на этот раз. На данном занятии решили исследовать гамму чувств, которые переживает Бируте, и ей было предложено представить их в виде красочной «карты». Благодаря предыдущим занятиям Бируте смогла почувствовать вкус к работе с красками, и поэтому она стала с воодушевлением рисовать гуашевыми красками, брала их помногу, местами накладывала несколько слоев. Закончив рисовать, сказала, что созданный ею образ и «есть жизнь, в которой все – и хорошее, и плохое, но больше хорошего». Было видно, что она более тщательно прорисовала положительные чувства.

Пятое занятие: Температура у Бируте с прошлого занятия не поднималась, руки и пальцы уже не выглядели скрюченными. Поговорили, как проходит лечение. Она сообщила, что будет готовиться к операции на суставах. Затем ей предложили вспомнить о тех местах, где ей приятно находиться, и, возможно, нарисовать их. Она сказала, что у нее сейчас три любимых места: одно – в любимом кресле на кухне, другое – в своем городке, в парке, и третье – новое место, находится недалеко от реабилитационного центра, на скамейке по дороге к морю. Она решила изобразить именно его. Нарисовала, как она сидит на скамейке, повернувшись лицом к соснам и елям. Она добавила, что сидеть так она может долго, час, два, хоть целый день. Рисунок состоял из вертикальных линий, изображающих устремленные к небу деревья. Она поместила себя на фиолетовую скамейку, ее собственная фигура осталась недостаточно прорисованной. Этот рисунок чем-то напоминал первый, также состоявший из параллельных линий, но волнистых, а не прямых. Однако на последнем рисунке образ получился более организованным. Было заметно тяготение Бируте к пейзажу, она словно «позволяет» пространству и природе себя лечить, доверяет им, стремится быть поближе к морю и лесу. Рисунком и выбранным местом Бируте была довольна.

Шестое занятие: Это было последнее занятие. Бируте стала намного крепче, чем в момент поступления в реабилитационный центр. Бируте сказала, что последнее время периодически вспоминает свое детство и родителей, которых уже нет в живых. Тогда арттерапевт спросила, не желает ли она передать на рисунке одно из своих детских воспоминаний. Для настроя включила спокойную музыку флейты. Бируте быстро взяла карандаш, потом акварель и нарисовала девочку 11-12 лет в красном платье и с волосами желтого цвета. Закончив рисовать, Бируте сказала, что нарисованная девочка – растерянная, многого боится, но прилежная и хорошо учится. Она вспомнила, что учительница ее поддерживала и хвалила, зная, что у нее недавно умерла мать. Когда ее спросили, далеко или изображенная девочка находится от Бируте, она ответила, что совсем близко. Тогда ей было предложено что-нибудь сказать девочке, и Бируте сказала: «Иди вперед, не волнуйся, ты достигнешь своей цели». Бируте это сказала громко, громче, чем она обычно говорить, вкладывая в обращение много сил.