Повреждения колюще-режущими орудиями. Колюще-режущие предметы (кинжал, финский, охотничий, перочинный ножи, ножницы и т.д.) имеют острый колющий конец и одно или два лезвия. По характеру заточки клинка все колюще-режущие предметы делятся на обоюдоострые, имеющие два лезвия (например, кинжал) и односторонне-заточенные, имеющие лезвие и обушок (например, финский, перочинный ножи и т.д.), причем обушок может быть закругленным или прямоугольным. Колото-резаное ранение образуется за счет вкалывания острия и последующего разрезания тканей, поэтому края кожной раны и стенки раневого канала обычно бывают ровными. Сама кожная рана чаще всего имеет прямолинейную или веретенообразную форму, а характер ее концов будет зависеть от заточки клинка. При обоюдоостром клинке концы раны острые, при односторонне-заточенном – один конец будет остроугольным, а другой, соответствующий обушку клинка, – закругленным или даже П-образным. Поэтому колото-резанные ранения представляют собой комбинацию повреждений колющим и режущим орудием. Они являются наиболее частым видом ранений острыми предметами. Колото-резаное ранение имеет входное отверстие, раневой канал и выходное отверстие, если ранение сквозное[3].
Повреждения рубящими орудиями. Рубящие орудия (топоры, косы, шашки, тяпки и пр.) причиняют обычно обширные повреждения, что связано с большой силой нанесения ранения, которая зависит как от значительного веса самого орудия, так и от большой кинетической энергии, развивающейся при движении такого орудия. Характер ранения зависит от остроты рубящего орудия, его веса и силы, с которой наносится повреждение. Ранения, причиняемые топорами с острым лезвием, имеют линейную или слегка дугообразную форму, гладкие, прямые и ровные края и сопровождаются обильным кровотечением. Характер концов такого ранения будет зависеть от глубины проникновения рубящего орудия. При повреждениях затупленными топорами края раны могут быть слегка осаднены и кровоподтечны, особенно с той стороны, где угол между топором и телом был острым. Это осаднение является одним из признаков, позволяющих судить о направлении удара.
Повреждения пилящими орудиями. Повреждения пилящими орудиями (пила, ножовка, циркулярная пила) довольно редко встречаются в судебно-медицинской практике. Их исследование имеет значение при расследовании факта расчленения трупа с целью сокрытия тела пострадавшего. Пилами причиняются прямолинейные раны с несколько зазубренными и осадненными краями, перемычками тканей на дне, царапинами и насечками на концах раны. В окружности раны, по ее краям и в глубине раневого канала наблюдают большое количество мелких частиц мягких тканей и костного вещества. Изучая признаки повреждений на теле пострадавшего, судебно-медицинский эксперт может установить вид и степень развода зубьев, расстояние между ними, характер заточки и ряд других признаков. Успешное решение экспертных вопросов во многом зависит от квалифицированного осмотра и изъятия объектов на месте обнаружения трупа или его отдельных частей, в том числе тщательного изъятия костных опилок и т.д.
Огнестрельные повреждения. Под огнестрельными повреждениями понимают такой вид механической травмы, который происходит в результате выстрела из огнестрельного оружия, взрыва снаряда, гранаты, запала или какого-либо взрывчатого вещества. Характер огнестрельных ранений зависит в первую очередь от особенностей оружия и боеприпасов. Судебно-медицинская экспертиза огнестрельных повреждений с учетом данных осмотра места происшествия и всех обстоятельств дела может оказать большую помощь при расследовании.
При выстреле из канала ствола, кроме пули, вылетают пламя, газы, копоть и порошинка. При выстрелах из смазанного оружия из канала ствола вылетают также капельки оружейной смазки. Указанные частицы, возникающие при выстрелах, относятся к дополнительным факторам выстрела и оставляют на теле человека определенные следы, а иногда даже повреждения. При выстреле не происходит полного сгорания пороха и поэтому несгоревшие или частично обгоревшие порошинки при близких дистанциях могут быть обнаружены на преграде. Они могут внедряться в ткань одежды, пробивать ее, а также осаднять эпидермис. В некоторых случаях они обнаруживаются в глубине раны. Обнаружение порошинок в окружности входной раны свидетельствует о близкой дистанции выстрела. Кроме того, исследованием порошинок может быть разрешен вопрос о виде использованного пороха.
Большое значение при экспертизе огнестрельных повреждений имеет исследование одежды, на которой могут оставаться признаки близкого выстрела, кусочки преграды, через которую прошла пуля перед повреждением тела, и др. Сопоставление повреждений одежды и тела пострадавшего может дать основание для разрешения вопроса о направлении выстрела и в некоторых случаях о положении потерпевшего в момент ранения.
Определение дистанции выстрела. Под дистанцией выстрела понимается расстояние между дульным срезом ствола оружия и поверхностью повреждаемого тела. В судебной медицине различают три дистанции: выстрел в упор, выстрел с близкого расстояния и выстрел с неблизкого расстояния. Такое разделение обусловлено своеобразным распределением дополнительных факторов выстрела.
Под выстрелом в упор – понимается выстрел из оружия, плотно (полный герметический упор), неплотно (неполный герметический упор) или боковой частью (боковой упор) прижатого к поверхности тела. Основными признаками выстрела в упор являются расположение дополнительных факторов внутри раневого канала или на небольшой части кожи вокруг огнестрельной раны, разрывы кожи и штанцмарка – отпечаток (ссадина) дульного среза ствола оружия, а также ало-красное окрашивание тканей в области входного отверстия (карбоксигемоглобин).
Под выстрелом с близкого расстояния признают выстрел с такой дистанции, когда на тело (одежду) пострадавшего действуют дополнительные факторы выстрела – пламя, газы, копоть, порошинки. Цифровое выражение расстояния близкого выстрела зависит от системы оружия, характера и состояния боеприпасов и степени изношенности оружия.
Следует упомянуть и о компетенции судебно-медицинского эксперта в отношении исследования взрывной травмы, которая не должна выходить за пределы установления факта повреждений, причиненных взрывом, и должна включать описание характера, объема и локализации полученных повреждений на трупе и его одежде, а также установление возможной позы и удаления от центра взрыва. Все остальные вопросы, связанные с установлением природы взрыва, типа использованного взрывчатого вещества, массы заряда, особенностей конструкции взорванного устройства, способа его взрывания, механизма приведения в действие и другие входят в компетенцию эксперта-взрывотехника. Только использование профессиональных познаний при исследовании взрывной травмы путем проведения ряда экспертиз (судебно-медицинской, взрывотехнической, комплексной экспертизы материалов и т.д.) позволит получить максимум доказательной информации по уголовному делу, возбужденному по факту взрыва. Взрыв, помимо смертельных исходов, в ряде случаев сопровождается причинением несмертельных взрывных повреждений.
Причины смерти при механических повреждениях весьма разнообразны. Их можно разделить на две группы: первичные и вторичные.
Первичные причины смерти непосредственно в момент причинения травмы ведут к прекращению жизненных функций организма. К ним относятся следующие:
1. Грубые анатомические нарушения целости тела (например, размятие головы, расчленение туловища, размозжение печени и селезенки, разрыв сердца и т.п.).
2. Кровотечение. В процессе наступления смерти большое значение имеет не только величина, но и скорость кровотечения. При медленном кровотечении человек может остаться в живых, потеряв даже половину объема крови. Напротив, при быстрой и относительно меньшей кровопотере, особенно из крупных магистральных сосудов, наступает смерть от падения внутрисердечного давления или острого малокровия мозга. Быстрая потеря 1,5-2 л крови обычно сопровождается смертельным исходом. Дети более чувствительны к потере крови.
3. Сдавливание важных органов излившейся кровью или всосавшимся воздухом. Основную роль здесь играют чувствительность органа к сдавливанию, величина полости, в которой находится жизненно важный орган, и возможность растяжения этой полости. Так, смерть от сдавливания мозга наступает при внутричерепном кровоизлиянии величиной 100-150 мл, при тампонаде сердца – 400-600 мл крови, излившейся в сердечную сорочку; в то время как при почти полном сдавливании одного легкого при пневмотораксе человек может остаться живым.
4. Сотрясение (мозга, сердца). Тяжелые сотрясения головного мозга часто сопровождаются другими повреждениями головы и, в частности, переломами костей черепа, кровоизлияниями в вещество мозга и под мозговые оболочки.
Сотрясения сердца происходят при транспортных травмах, при ударах тупым предметом по груди и при падениях с большой высоты.
5. Асфиксия аспирированной кровью имеет место в случаях, когда кровотечение сопровождается попаданием крови в дыхательные пути. Это наблюдается при обширных резаных ранах шеи, а также при переломах основания черепа. Аспирация крови часто встречается при переломах решетчатой кости черепа, когда кровь свободно затекает в носоглотку, а оттуда в дыхательные пути, особенно у лиц, находящихся в бессознательном состоянии.
6. Эмболии (воздушная, жировая) могут также явиться непосредственной причиной смерти.
Воздушная эмболия наблюдается при ранениях крупных вен шеи, криминальных абортах, особенно при введении в полость матки мыльных растворов. Исход эмболии зависит от количества и скорости проникновения воздуха в сосуды. При введении 5-10 см3 воздуха он может раствориться в крови.