В [1] определяли число микробных клеток методом высева на твердые и жидкие питательные среды и общую бактериальную загрязненность при пятикратной повторности анализов. Навески экстракта мумиё предварительно обрабатывали 96% этиловым спиртом. Исходные навески готовили из расчета 0,1 г на 10 мл стерильной водопроводной воды (1% раствор) с последующим разведением до 0,00001%. Высевали на следующие среды: МПБ, МПА, сусло-агар, бульон Хатингера, РПА и культивировали при температуре 28-37оС в условиях термостата. Учет результатов посева проводили на 1-е, 3-и, 7-е и 10-е сутки. Проведенные исследования показали, что анализируемое мумиё нестерильно и содержит в себе определенную микрофлору, представленную в основном бактериальными (кокковые и палочковидные) формами. Ни в одном варианте опытов не отмечено колоний, подозрительных на патогенные бактерии типа шигелл, сальмонелл и протея.
На основании вышесказанного можно заключить, что препарат мумиё, добытый в разных местах и переработанный различными способами, имеет бактериальную загрязненность, однако отсутствуют патогенные бактерии типа шигелл, сальмонелл и протея. Но не исключено, что сырец мумиё может быть загрязнен бактериальной средой, сопутствующей калу диких плотоядных животных, что делает обязательным проведение анализа на бактериальную загрязненность мумиё.
Необходимость радиационного контроля мумиё определяется рядом причин, среди которых содержание радиоактивных элементов в недрах мумиёносных районов, загрязненность продуктами распада осколков деления от ядерных взрывов (Казахстан, Кыргызстан, Алтай), а также продуктов переработки урансодержащих пород. Подобные анализы были проведены различными исследователями. В [13] радиометрическому исследованию подвергся мумиё-сырец, собранный в разных районах республик Средней Азии и очищенный экстракт, а также китайское мумиё. Радиометрия проводилась на аппарате Б-3, счетчик Гейгера-Мюллера СТС-6-1960. Мумиё в количестве 1 г располагалось на расстоянии 1 см от счетчика на алюминиевой тарелочке площадью 5 кв. см равномерным слоем. Измерялись относительные импульсы в минуту. Полученные данные показывают, что разные образцы мумиё имеют неодинаковое количество радиоактивных примесей (в среднем 3-15 импульсов). Наибольшее количество импульсов (11-15) получили от очищенного экстракта. Количество импульсов в минуту на 1 г мумиё меньше истинных, т.к. счетчик регистрирует не более 10% излучения. В [16] радиоактивность определялась по излучениям радиометрическим методом. Для регистрации a-излучения использовали установки Б и Б-2 с сцинтилляционной приставкой П-349-2. Исследование показало, что a-активность мумиё (Архар-Таш) естественного имеет 0,1*10-7 Ки/кг, горная порода, на которой скопилось мумиё - 0,297*10-7 Ки/кг. Для регистрации b-излучения использовали также установки Б и Б-2, Б-3 со счетчиками различных типов: торцевыми МСТ-17 и Т-75 и цилиндрическими АС-1, АС-2, СТС-5, СТС-6 и другими, укрепленными в свинцовых домиках. b-активность мумиё имеет 2,4*10-7 Ки/кг, горная порода, на которой мумиё скопилось - 6,24*10-8 Ки/кг. Для получения эманации мумиё использовали аппарат МД-8, его возможность обеспечивать поток горячего и холодного воздуха. Первоначальные активности мумиё с горными породами составляли: a-излучение - 2,5*10-7, b - 9,25*10-8 Ки/кг. После помещения мумиё (5-6 г) в резервуар аппарата ЛД-8 вдували горячий воздух через поверхность мумиё с горными породами в течение 200 минут. Повторное измерение радиоактивности показало: a-активность - 0,1*10-7 Ки/кг - уменьшилась более чем в 20 раз, b - активность - 1,25*10-8 Ки/кг - меньше в 9 раз. Проведенные исследования показали, что, как и другие радиоактивные элементы, мумиё способно выделять радон.
В [34], учитывая, что исследуемое мумиё добывалось из известняков, в которых могут быть в небольших количествах радиоактивные вещества, проверили золу на наличие радиоактивных элементов. Результаты исследования показали, что в мумиё нет радиоактивных элементов.
В [37] было проведено исследование радиоактивности мумиё-сырья и препаратов из него с целью выяснить наличие в них естественных радиоактивных элементов. Измеряли a-, b - и g-излучение. Никакого специфического g-излучения у всех исследованных образцов не наблюдалось. Во всех образцах обнаружена b-активность. Наибольшей радиоактивностью обладают образцы Среднеазиатского и Алтайского мумиё. Активностью, стоящую почти на уровне естественного радиоактивного фона, обладает Забайкальское мумиё. Наличие b-активности связывается с наличием в исследуемых образцах изотопа К40, который в количестве 0,012 % содержится в естественном калии, что было подтверждено изотопным анализом.
В [1] для определения радиоактивных примесей была использована стандартная методика и низкофоновая аппаратура по регистрации a-, b - и g - излучения. В качестве детекторов излучения применяли блоки детектирования: для a-излучения - с детектором CsJ (Tl) (63х0,35), для b-излучения - с сцинтилляционной пластмассой (60 см2), для g-излучения - с детектором NaJ (Tl) (63х63). Все детекторы были заключены в свинцовую защиту толщиной 50 мм для ослабления фоновой активности. Счетная аппаратура состояла из анализатора NC-482В и пересчетных устройств ПП-15А и ПСО2-2М. Определение наличия радиоактивных примесей в препарате осуществляли сравнением многократных (не менее 10 раз) тридцатиминутных измерений препарата и фона с помощью 3 видов детекторов излучений. Сравнение производили по усредненным значениям многократных измерений радиоактивности препарата и фона. Исследование показало, что препарат не содержит радиоактивных примесей, превышающих естественный радиационный фон.
Исследованию содержания микроэлементов в мумиё посвящено значительное число работ. В таблице 2 приведены результаты исследования микроэлементного состава, а ниже даются краткие характеристики примененных методик.
В [3] исследованные: заграничный (1 в таблице), Чаткальский (2) образцы мумиё, а также смолообразное вещество (3) подвергали спектральному анализу. Как видно из данных таблицы 2, существенной разницы в качественном составе не имеется. Минеральный состав смолообразных органических веществ обоих образцов также почти одинаков.
В [5] также использовали спектральный анализ остатков, полученных после сжигания образцов мумиё, добытом в двух точках Зеравшанского хребта. Однако отмечено, что минералогический состав образцов мумиё, собранных из разных мест, качественно и количественно отличается между собой, что, вероятно, объясняется различным составом тех горных пород, на которых они образовались. В [11] исследованию подверглись образцы, добытые в горах местности Шахимардан (1) и в горах Алайской долины (2). Определение минерального состава проводили на плазменном спектрофотометре ДФС-8. Результаты анализа показали наличие 18 химических элементов. Знаком + отмечены микроэлементы, для которых количественные данные не приведены.
Данные по изучению кавказского мумиё приводятся в нескольких работах. В [17] с помощью спектрального анализа было обнаружено содержание неорганических веществ в пределах 31,83%, включающих 17 элементов таблицы Менделеева. Содержание элементов, не приведенных в табл.2, составляет менее 0,01%. В [18] также спектральным анализом были обнаружены 18 микроэлементов, а минеральные вещества составляли 30,48% (с наибольшим процентом в них CaO, MgO, SiO). В [19] исследовали кавказские битумопроявления, обнаруженные на реке Кич Малки вблизи Кисловодска. Изучение неорганического состава проводилось по схеме анализа пород и спектральным методом. Было обнаружено, что альгоритовый материал, наряду с такими макрокомпонентами, как SiO2 (8,5-14,7%), CO2 (2,3), SiO3 (3,4-4,1), Cl (0,2-1,0), CaO (11,5-14,9), Mg (2,3-9,0), Fe2O3 (0,5-0,9), TiO2 (0,06), Al2O3 (1,6-8,0), содержит и микроэлементы Mn (0,06%), Cu (0,005), Ba (0,05), V (0,007), а также Ni и Co.