Возможное применение мумиё в практике официальной медицины вызывает закономерные опасения по поводу провоцирующего влияния мумиё как регенеративного средства на развитие и рост злокачественных новообразований. Поэтому рядом исследователей было проверено мумиё на его канцерогенные свойства. По заключению Комитета по канцерогенным веществам и мерам профилактики Минздрава СССР в среднеазиатском мумиё-асиль 3,4-бензпирен не обнаружен [30]. При введении мумиё-асиль крысам в виде 40% растворе по 0,25 мл (0,1 г.) и мышам в виде 20% раствора по 0,025 мл (0,05 г) через день, а также при нанесении раствора препарата на кожу межлопаточной области через день в дозе для крыс 0,05 мл (0,02) 40% р-ра, для мышей - 0,05 мл (0,01 г) 20% р-ра у подопытных животных при наблюдении в течение 10 месяцев отклонений от нормы не обнаружено (сравнение с контрольными животными). По данным морфологического изучения органов павших и забитых животных опытной и контрольной групп в течение указанного периода, опухоли и предопухолевые состояния отсутствовали.
При исследовании канцерогенности различных видов мумиё методом тонкоструктурной люминесцентной спектроскопии авторам [37] не удалось идентифицировать полициклические ароматические углеводороды, в частности 3,4-бензпирен. Ввиду того, что образцы тщательно очищались для анализа и чувствительность метода очень высока (до 10-12 г/мл), делается вывод об отсутствии полициклических ароматических углеводородов в мумиё.
В [42] приведены подробные данные об изучении канцерогенной активности мумиё-асиль на 200 белых крысах массой 90-100 г и 140 белых мышах массой 15-20 г. Были проведены 2 серии опытов. В первой серии мумиё-асиль получали: крысы - по 0,25 мл (0,1 г) - 40%, мыши - по 0,25 мл (0,05 г) 20% р-ра per or через день. Во второй серии опытов изучалось возможное канцерогенное действие мумиё-асиль путем смазывания кожи в межлопаточной области через день в дозе: для крыс - 0,05 мл (0,02 г) 40%, для мышей - 0,05 мл (0,01) 20% водного раствора. Одновременно велась контрольная группа. Опыт на крысах продолжался в течение 24 месяцев, на мышах - 18. В указанные для забоя сроки у подопытных животных не обнаружено каких-либо отклонений по сравнению с контрольными животными. Причиной падежа животных являлись интеркурентные заболевания, не связанные с действием мумиё. Результаты тщательного морфологического изучения всего материала по проведенному экспериментальному исследованию убедительно доказывает, что мумиё-асиль не обладает канцерогенной активностью. Об этом свидетельствуют следующие факты.
1. Ни в одном случае при нанесении испытуемого препарата на кожу подопытных животных на ней не обнаружено возникновения каких-либо изменений.
2. Среди павших и забитых в ходе опыта обнаружено всего 5 опухолей (в т. ч.2 в контроле) и выявлены они на 29, 57 и 78 день опыта.
3. По завершению опыта установлено наличие всего 6 опухолей у крыс (причем 4 у контроля) и 3 - у мышей (1 - в контроле), т.е. в опыте и в контроле их число было меньшим, или, по существу, одинаковым.
Все это указывает на то, что выявленные новообразования являются спонтанными; какой-либо связи между их возникновением и применением испытуемого препарата мумиё-асиль не установлено. Внешний вид подопытных животных, их масса, поведение и патоморфологические изменения во внутренних органах в конце эксперимента ничем не отличались от контрольных.
Все вышесказанное имело целью показать, насколько разнообразны по свойствам, содержанию биологически активных веществ и микроэлементов изученные препараты мумиё. Поэтому, несмотря на более чем 35-летний опыт исследования мумиё, до сих пор нет общепринятой методики стандартизации этого препарата, которая позволила бы официально рекомендовать мумиё для применения в практике здравоохранения. В ряде работ делается попытка предложить методики, которые сняли бы проблему идентификации мумиё. В [36] предлагают следующее испытание на подлинность.
0,1 г препарата растворяют в 5 мл воды и фильтруют. Раствор экстракта не изменяется при добавлении разбавленных щелочей, светлеет и образует обильный бурый осадок при добавлении разбавленных кислот.
К 0,05 г препарата подливают 5 мл воды и несколько капель р-ра хлорида окисного железа: образуется темно-зеленое окрашивание.
0,05 г препарата растворяют в 5 мл спирта, нагревают 2-3 минуты при температуре не выше 50 °С и фильтруют. К фильтрату добавляют 10 капель 5% р-ра щелочи и нагревают еще 3-5 минут. Затем прибавляют 5-10 капель диазотированной сульфаниловой кислоты: образуется темно-красное окрашивание. При добавлении к 1 мл р-ра экстракта нескольких капель р-ра иодида калия (проба на ртуть) не должен образовываться красный осадок, растворимый в избытке реактива.
Авторы [43] предложили применение ИК-спектроскопии для идентификации препарата мумиё, учитывая, что колебания атомов для каждого соединения, лежащие в области спектра от 700 до 1700 1/см строго характеристичны, т.е. каждое соединение в этой области имеет свой, только ему присущий набор полос поглощения. Благодаря этому свойству удается не только различать, но и проводить количественные измерения смеси близких по составу и строению изомерных соединений. Спектры образцов т. н. индийского и антарктического мумиё отличаются и доказывают, по мнению авторов, эффективность применения ИК-спектроскопии для идентификации препарата. Сравнение спектра Самаркандского мумиё со спектрами других видов говорит об идентичности сравниваемых образцов мумиё.
Метод ИК-спектроскопии был применен авторами [44] для идентификации гиссарского, зеравшанского и алтайского мумиё, а также синтетических продуктов из глюкозы и органических компонентов. Анализ ИК-спектрограммы показывает, что действительно, спектры трех видов мумиё идентичны друг другу, хотя в [45] предупреждают, что ИК-спектры далеко не всегда позволяют однозначно идентифицировать даже чистые вещества, не говоря о сложных смесях неизвестных соединений.
Этот же метод был применен в [46], однако вместо эмиссионного спектрального анализа, который не во всех случаях позволяет дифференцировать по элементному составу мумиё и мумиёлоиды, был применен метод ИК-спектрофотометрии (двулучевой спектрофотометр УР-20) для исследования 30 образцов мумиё из разных регионов СССР и ряд мумиёподобных веществ (прополис, жженый сахар). Вес каждого образца - 2 мг. ИК-спектры мумиё характеризуются полосами поглощения в областях:
1) 1050 1/см - валентное колебание (PO4-3) фосфатного аниона, в которой можно выделить три перекрывающихся максимума: 1030 - наибольшая интенсивность, 1080 - средняя, 1120 - слабая;
2) 1420 1/см - плоское деформационное колебание (С-Н) в С=С-Н;
3) 1600-1620 1/см - валентное колебание (О-Н=О). Изменения интенсивности указанных полос поглощения находятся в пределах точности метода и разброса в отдельных пробах одного и того же образца. Спектры жженого сахара обладают малой информативностью. В них выявлены лишь полоса 1050 1/см, а остальные две, характерные для мумиё, отсутствуют. Напротив, спектр прополиса очень богат полосами поглощения в областях от 720 до 2915 1/см, отличающимися по своему количеству и интенсивности от ИК-спектров мумиё. Установленные различия в ИК-спектрах мумиё и некоторых мумиёподобных веществ могут быть использованы в качестве качественных дифференциальных признаков в практике экспертизы мумиё.
В [47] провели сравнительное исследование методом электронного парамагнитного резонанса (ЭПР) неочищенного сырья алтайского происхождения, приготовленного из него по оригинальной технологии препарата и мумиё индийской фирмы "Bombey Int.". Спектры ЭПР записывали на радиоспектрометре РЭ-1306 в 3-сантиметровом диапазоне при температуре жидкого азота. Метод ЭПР показал наличие в различных образцах нескольких групп биологически активных веществ и свободных радикалов семихинонной природы (флавины, токоферол, витамин С и т.д.) и металлоферментов, содержащих двухвалентный марганец. Кроме того, показана возможность использования метода ЭПР для контроля степени очистки и активности препаратов минералорганических соединений.
В [31] образцы мумиё-сырца, добытые в разных местах, подвергались обработке по единой методике, уже описанной ранее. Доставленные образцы капрогенного происхождения, представленные в виде светлых пород плоского щебня, на поверхности которых в разных количествах наблюдаются прозрачные натеки мумиё янтарного цвета, а также в виде кусков, сцементированных темно-бурым аморфным смолистым веществом, с массой продуктов жизнедеятельности мелких грызунов. Полученные после обработки образцы с приближенно стандартным содержанием влаги 12-14% упаковывались в полиэтиленовые пленки с дополнительной оберткой в пергаментную бумагу. Выход сухого остатка из полученных пород - от 1 до 1,5%. Стандартизация проводилась по влажности, общей золе, плотности, которые совпали, в основном, с данными ряда авторов. Так как резких отклонений в числовых данных не наблюдалось, это позволяет считать их объективными качественными показателями субстанции мумиё. Но с этим утверждением трудно согласиться, так как данные по плотности и зольности у разных авторов отличаются в 2 раза (см. табл.1). На основании вышесказанного можно утверждать, что до сих пор не разработаны методики, которые бы позволили однозначно идентифицировать мумиё, добытое в разных регионах, имеющих различное происхождение и методы переработки. Однако мы считаем, что нет необходимости стандартизировать мумиё по этим признакам, так как разнообразие препаратов представляет пациенту возможность подбора мумиё, которое окажет на его организм максимальное воздействие. Но при этом пациент должен быть уверен в том, что этот препарат не окажет отрицательного воздействия. Поэтому, на наш взгляд, должны быть стандартизированы исследования, которые бы подтвердили его безопасность. Мы уже упоминали о том, какими они должны быть: микроэлементное, микробиологическое, радиологическое, токсикологическое. Желательно, чтобы эти исследования проводились в каком-то одном специализированном учреждении, что даст возможность сравнивать разные препараты по результатам их исследований. Со своей стороны мы можем предложить наш опыт в исследовании препарата мумиё, описанный в [1]. К ним необходимо добавить токсилогический анализ.