По мнению международных экспертов, программы обмена шприцев являются простым, экономичным способом сократить использование совместного инструментария, снизить уровень распространения ВИ/СПИДа, обеспечить безопасное уничтожение использованных игл, донести информацию до потребителей инъекционных наркотиков, помочь потребителям подготовится к лечению от наркозависимости, детоксикации и получить первую медицинскую помощь. У большинства клиентов программ обмена шприцев отмечается снижение рискованного поведения – они престают пользоваться совместным инъекционным инструментарием или чаще дезинфицируют его, не выбрасывают использованные шприцы. [8, c. 44].
Малыш, живущий с ВИЧ
Обычно передача вируса ребенку происходит во время беременности или родов. Все дети рождаются с антителами матери, поэтому тест на ВИЧ у ребёнка, рожденного от ВИЧ-положительной женщины, будет положительным. Для установления ВИЧ-статуса ребенка до полутора лет могут применяться анализы ПЦР, антиген и другие. Например, анализ ПЦР может быть достаточно достоверен у детей старше 3 месяцев. Тем не менее, окончательный диагноз может быть поставлен только к полутора годам, когда материнские антитела исчезают из организма малыша.
Для матери невероятно тяжело узнать, что у ее ребенка ВИЧ. Многие женщины испытывают тяжелую депрессию, обвиняют себя в заражении ребенка, стыдятся того, что ребенок ВИЧ-положительный.
Ребенок, живущий с ВИЧ, ничем не отличается от ребенка с другими хроническими заболеванием. Он нуждается в заботе, любви, воспитании, образовании. ВИЧ-положительный ребенок, если позволяет состояние здоровья,должен ходить в школу, есть обычную пищу и отдыхать вместе со своей семьёй. При этом у ребенка могут быть особые эмоциональные потребности, которые не встречаются ни у ВИЧ-отрицательных детей, ни у взрослых ВИЧ-положительных.
Иммунная система детей еще недостаточно развита, поэтому у ребенка ВИЧ-инфекция может прогрессировать очень быстро. У 20 % ВИЧ-положительных детей симптомы оппортунистических инфекций появляются уже на первом году жизни. Риск раннего СПИДа во многом зависит от состояния здоровья матери во время беременности, ее иммунного статуса и вирусной нагрузки. У 80 % детей ВИЧ-инфекция развивается аналогично ВИЧ-инфекции у взрослых. [8, c. 66].
ВИЧ-положительные дети нуждаются в регулярном медицинском обследовании, различных анализов крови. Особые требования предъявляются к вакцинации ВИЧ-положительных детей, ее нужно проводить в тесном взаимодействии с врачом, знающим ВИЧ-статус ребенка. Для того чтобы предупредить развитие оппортунистических заболеваний у детей, необходимо тщательно следить за чистотой в доме и проявлять внимание к любым изменениям в самочувствии ребенка. Очень важно следить, чтобы ребенок регулярно принимал назначенные препараты, учить его с раннего возраста соблюдать предписания врача. При этом не меньшую роль, чем лечение, играет забота о качестве жизни ребенка, его общение со сверстниками и атмосфера в семье. [8, c. 67].
ПрофилактикапередачиВИЧ от матери к ребенку
КАК показывают исследования, плод может быть инфицирован ВИЧ уже на 8-12 неделе беременности. Однако в большинстве случаев заражение младенцев происходит в процессе родов.
Одним из главных достижений профилактики ВИЧ-инфекции за последние несколько лет была разработка методов снижения риска передачи ВИЧ от инфицированной матери ребенку во время родов. Если без специального лечения среднестатистический риск рождения ребенка с ВИЧ-инфекцией составляет 15-25 % в Европе и США и 30-40 % в Африке, то с помощью профилактического курса лечения препаратом AZT и кесарева сечения риск можно снизить до 1 %. В этом случае лечение проводится не с целью добиться стабильного улучшения здоровья матери, а чтобы снизить риск рождения ребенка с ВИЧ.
Матерям с ВИЧ не рекомендуется вскармливать детей грудью, поскольку при этом повышается риск передачи ВИЧ. Длительное исследование, провиденное в Малави специалистами США, показало, что риск заражения ребенка через материнское молоко составляет 10 % при грудном вскармливании в течение 2 лет. Однако в случае, когда у матери нет условий при приготовлении детских смесей (нет чистой питьевой воды, невозможно кипятить бутылочки и соски), грудное вскармливание при ВИЧ- инфекции считается менее опасным для жизни ребенка, чем желудочно-кишечные инфекции. [3, c. 34].
ВИЧ/СПИД и молодёжь: проблемы и пути их решения
В июле 2002 года был опубликован доклад «Молодёжь и ВИЧ/СПИД: возможности и кризис», в котором раскрыт тревожный факт: хотя большинство людей начинают половую жизнь в подростковом возрасте, значительная часть молодежи во всем мире не имеет представления о том, как передается ВИЧ и как от него защититься. Разработанный Детским фондом ООН, Объединённой программой ООН по СПИДу и Всемирной организацией здравоохранения, этот доклад является первым подробным исследованием поведения и знаний молодежи 15-24 лет в связи с эпидемией СПИДа.
По словам исполнительного, директора Детского фонда ООН Кэрол Беллами, имеют место две взаимосвязанные тенденции, во многом определяющие развитие эпидемии ВИЧ/СПИДа. Во-первых, молодёжь занимается сексом, и мир должен считать этот факт предпосылкой для создания эффективных программ профилактики. Во-вторых, молодёжь не обладает достаточным уровнем знаний, чтобы защитить себя. Трагическим последствием этого становится непропорционально высокое число молодых людей, которые становятся добычей ВИЧ. [8, c. 55].
Как заявил директор Объединенной программы ООН по СПИДу Питер Пиот, «очевидно, что молодёжь не располагает ни информацией, ни средствами, необходимыми, чтобы защитить себя от ВИЧ. Каждый день 6 тысяч молодых людей заражаются ВИЧ. Каждый из этих случаев можно предотвратить. Профилактика не дорога и доступна, на одного выпускника школы достаточно всего 8 долларов в год. В каждой стране, где сократилось количество новых случаев ВИЧ-инфекции, наиболее ощутимые результаты были достигнуты именно среди молодёжи».
В докладе ООН сделан ряд тревожных выводов:
· Молодёжь не располагает достаточной информацией о ВИЧ/СПИДе.
· Во многих странах с высоким числом ВИЧ-положительных юноши и девушки начинают половую жизнь, не достигнув 15-летнего возраста.
В докладе выделены 10 мер, которые должны стать составной частью профилактической работы с молодёжью во всех странах:
· Положить конец замалчиванию проблемы СПИДа и предрассудкам в ее освещении.
· Обеспечить молодёжь информацией.
· Вооружить молодёжь жизненными навыками, необходимыми для применения полученных знаний на практике.
· Создать службы, ориентированные на молодежь.
· Развивать добровольное и конфиденциальное тестирование на ВИЧ и консультирование по вопросам ВИЧ/СПИДа.
· Работа с молодежью, поощрять ее участие в профилактических мероприятиях.
· Вовлекать в работу молодых людей, живущих с ВИЧ/СПИДом.
· Создавать окружение, обеспечивающее поддержку.
· Охватить молодежь, наиболее поддержанную риску.
· Укреплять сотрудничество, отмечать успехи. [8, c. 57].
По данным исследований, современная российская молодежь раньше начинает жить полой жизнью и часто меняет партнёров.
Установлено, что к 24 годам примерно половина сексуально активной молодежи хотя бы раз заражаются ИППП, потому что не умеют, а иногда и не хотят пользоваться средствами защиты.
Эти факторы повышают вероятность быстрого распространения ВИЧ-инфекции в подростковой среде.
Проведенный в рамках программы «Полезная прививка» посвященной профилактики ВИЧ/СПИДа в 2004 году опрос московских старшеклассников показал:
· 2/3 подростков регулярно употребляют алкоголь.
· треть 16 – 17-летних имеют опыт половой жизни.
· 60 % из них начали половую жизнь в 14-15 лет.
· только треть подростков к моменту опроса имели одного полового партнёра, остальные – двух и более.
· Треть употребляли алкоголь или наркотики перед последним половым актом.
· 15 % не использовали презерватив во время последнего полового акта.
В условиях распространения ВИЧ-инфекции молодежь оказалась более уязвимой к ВИЧ. Это подтверждают и данные статистики: 80% людей с ВИЧ – это молодые люди от 15 до 29 лет. Рост безработицы среди молодежи еще более усугубляет эту ситуацию. Молодой человек оказавшейся без работы, находится в кризисной ситуации и становится потенциальным клиентом групп рискованного поведения. Все это заставляет обратить внимание на безработную молодежь. [8, c. 67].
Кто такиеСПИДофобы?
Многие люди беспокоятся, что у них ВИЧ, даже если получили отрицательный результат анализа и поведение их нельзя назвать рискованным. Таких людей у нас называют СПИДофобами, а на Западе – «озабоченными здоровыми» (worriedwell). Слово «здоровые» в данном случае означает, что у человека нет ВИЧ-инфекции (хотя у него/нее могут быть другие заболевание).
Реальная проблема «озабоченных здоровых» обычно не медицинского, а психологического характера, например:
· депрессия;
· повышенная тревожность;
· сильное чувство вины;
· фобии, иррациональные страхи;
· компульсивное (навязчивое) поведение;
· и другие.[8, c. 92].
Эти психологические проблемы можно выявить и правильно диагностировать только квалифицированный психолог или врач. СПИДофобами или «озабоченными здоровыми» обычно называют людей, которые:
· уверены, что любой возникший у них симптом – это первичные проявления ВИЧ/СПИДа, хотя анализ отрицательный, а риск заражения минимален или отсутствует. Продолжают бояться ВИЧ/СПИДА даже после аргументированного объяснения, что риска заражения у них нет.
· убеждены в своем заражении и объясняют отрицательный результат анализа неточностью тест-систем, некомпетентностью медиков и другими причинами, но не отсутствием ВИЧ. Поэтому сдают анализы снова и снова, в том числе и на ПЦР, вирусную нагрузку, иммунный статус, антигены, ВИЧ-2 и другие, несмотря на уверения, что эти анализы им не нужны. Опасаются, что у них редкая разновидность ВИЧ, которую обычные тест-системы почему-либо не могут определить.