МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Нижегородский филиал
Гуманитарный факультет
Реферат
по предмету: «Клиническая психология»
на тему: «Героиновая наркомания. Диагностика. Методы терапии»
Нижний Новгород
2010 г.
Содержание
Введение
Героиновая наркомания. Диагностика
Методы терапии
Заключение
Литература
Введение
Очень многим людям в современной России, имеющим в семье родственника, страдающего наркотической зависимостью известны выражения: «Кто попробовал слезы мака – будет плакать всю жизнь», или еще более коротко и точно:- «бывших наркоманов не бывает!»
Это взято из сленга, которым пользуются наркоманы. Они как нельзя более емко выражают основную проблему, с которой сталкиваются врачи во всем мире при попытке лечения героиновой наркомании. В русскоязычной литературе это так называемый «синдром патологического влечения к наркотику», который сопровождает пролечившегося наркомана всю жизнь, с годами приобретает приступообразный характер, несколько ослабевает, но не исчезает полностью никогда. «Синдром патологического влечения» возникает сразу после прекращения употребления наркотиков, представляет собой сверх ценную структуру доминантного типа и характеризуется глубокими расстройствами механизмов сна, приступами неспровоцированной депрессии, колебаниями настроения, агрессивностью и уплощением эмоционального профиля». Чтобы неподготовленный читатель понял, насколько тягостны эти переживания и каких нравственных усилий стоит наркоману не возобновить употребление наркотика – вообразите, что из Вашего рациона вдруг исчезла обычная поваренная соль и все специи. Какую бы пищу Вы не пробовали, она остается безвкусной. Если Вы и раньше не любили соленое – полное отсутствие соли вначале несколько напрягает, но уже через месяц Вы готовы за несколько кристаллов соли отдать что угодно. Например, дикие животные преодолевают огромные расстояние, часто рискуют жизнью в поисках природной соли. Представьте, что всю оставшуюся жизнь Вам придется жить без соли и тогда станет понятным напряженное душевное состояние наркомана, отказавшегося от героина. Наиболее полное описание этой, неразрешимой на сегодняшний день проблемы, дано в руководстве по наркологии (Иванец 2001).
Героиновый наркоман, прошедший полный курс лечения в лучших клиниках за рубежом, или в прекрасно оборудованном отечественном центре, не может считать себя полностью здоровым и нуждается в неотступном наблюдении, дорогостоящей реабилитации, которая в подавляющем большинстве случаев к полному прекращению употребления наркотиков не приводит. Неумолимая статистика свидетельствует, что 85% пациентов прошедших полноценное лечение и реабилитацию возвращаются к употреблению наркотика менее чем через год. Среди наркоманов, прекративших употребление наркотика без помощи врачей - этот процент еще меньше (5%-7%). Это порождает глубокий пессимизм не только у самих наркоманов, их родственников, но и у врачей, политиков, чиновников. Какие бы средства ни вкладывались в лечение – получается не полноценный член общества, гражданин и труженик, а человек вынужденный постоянно бороться с самим собой, иначе говоря - наркоман в стадии ремиссии.
Следует учесть еще одно страшное обстоятельство; если семь лет назад средняя продолжительность жизни наркомана в России составляла 7-8 лет – то теперь только 4-5 лет, причем вымирают преимущественно русские, что резко усугубляет и без того не блестящую демографическую ситуацию. Иначе говоря, наркомания – это заболевание с 85%-95% смертностью!
Все, известные в мире, современные препараты и способы лечения героиновой наркомании, более того их всевозможные комбинации и модификации не способны изменить вышеозначенной статистики. Синдром патологического влечения остается непреодолимым.
Героиновая наркомания. Диагностика
Героин - полусинтетический опиоид. Является производным фенантрена, имеет пентациклическую структуру, получается путем двойного ацетилирования молекулы морфина. Чаще всего используется в виде диацетилморфина основания или гидрохлорида.
В прошлом героин был почти неизвестен в России, но сейчас он получил в стране довольно широкое распространение, кустарными способами изготавливают его из опийной вытяжки или морфина. Подпольный героин обычно загрязнен всевозможными примесями, представляя собой серовато-коричневый порошок с неприятным запахом, горький на вкус (чистый героин абсолютно белый). Действие героина: Диацетилморфин быстро метаболизируется в крови до 6- моноацетилморфина (6-МАМ), за 10 минут его биотрансформация происходит полностью.
Диацетилморфин и 6-моноацетилморфин отличаются большей липофильностью, чем морфин, и быстрее преодолевают гематоэнцефалический барьер. Далее 6-МАМ деацетилируется в печени и частично в мозге до морфина.
Морфин, в дальнейшем, коньюгируется, превращаясь в морфин-3-глюкуронид, морфин-6-глюкуронид и небольшие количества метилморфина, также определяющие эффекты диацетилморфина.
Фармакодинамика диацетилморфина во многом определяется профилем действия морфина как типичного (эталонного) опиоида, обладающего высоким сродством к мю 1- и мю 2-опиатным рецепторам, а также 6-моноацетилморфина.
Центральное влияние диацетилморфина сопровождается седативным эффектом, снижением уровня сознания, ощущением тепла, сонливостью и эйфорией, а также крайне интенсивным переживанием наслаждения, сравнимого по модальности эффекта с сексуальным оргазмом (первичная наркотизация может вызывать субъективно неприятные ощущения). Седативное и снотворное действие диацетилморфина выражено сильнее, чем у мю-агонистов меперидина, морфина, метадона, кодеина и фентанила, а также опиоидов смешанного действия налбуфина и пентазоцина. На ЭЭГ отмечается смена быстрых альфа-волн более медленными бета-волнами.
Диацетилморфин является мощным болеутоляющим средством; антиноцицептивное действие реализуется благодаря прямому угнетающему влиянию активных метаболитов на спинальные нейроны, подавлению межнейронной передачи в задних рогах спинного мозга, а также изменению функционального состояния супраспинальных ядер, оказывающих нисходящее влияние на состояние нейронов нижележащих отделов ЦНС. Под действием диацетилморфина уменьшается высвобождение медиаторов боли, в том числе субстанции Р. Выраженная аналгезия развивается на фоне повышения порога болевой чувствительности.
6-МАМ - единственный метаболит, свойственный только героину, и поэтому является "маркером" употребления героина и отличия от потребления морфина или кодеина. Кроме того, количество 6-МАМ в моче может указывать на недавний прием героина. 6-МАМ быстро выводится и время определения его в биожидкостях невелико: 2-8 ч, в то время как для морфина свободного и конъюгироваиного период определения в моче в среднем до 24 и 48 ч.
Сделана попытка выработать статистический критерий на основе значений концентраций общего кодеина и общего морфина в моче для оценки вероятности присутствия 6-МАМ, т.е. использования героина. По результатам анализа 100 проб мочи живых лиц, употреблявших героин, составлены два массива данных. Первый объединяет пробы (71 образец), в которых присутствуют: общий морфин в интервале 1580-296 750 нг/мл, общий кодеин в интервале 144-71800 нг/мл и 6-МАМ является профилем действия морфина как типичного (эталонного) опиоида, обладающего высоким сродством к мю 1- и мю 2-опиатным рецепторам, а также 6-моноацетилморфина.
Начиная с 2 мин в слюне определяется метаболит 6-МАМ, максимальная концентрация которого для курения: 640-3577 нг/мл (2 мин) и для ВВ: 18-141 нг/мл (2-10 мин), соответственно. Далее содержание 6-МАМ резко падает и, начиная с 0,5-8 ч при курении и 1-4 ч при ВВ, он не детектируется.
Морфин содержится в слюне в гораздо более низких количествах, но, как и для ДАМ и 6-МАМ, после курения содержание выше: 6-142 нг/мл (в максимуме). Низкие концентрации морфина в слюне после ВВ: 5-15 нг/мл к тому же обнаруживаются только в интервале 10-120 мин, а при небольших дозах (3-5 мг героина) не обнаруживаются вовсе.
По сравнению с уровнями ДАМ и 6-МАМ в плазме их концентрации в слюне после курения героина значительно выше, что может быть использовано при выборе объекта исследования. Время в течение, которого ДАМ может быть обнаружен в слюне: 60 мин (в плазме 15-30 мин); 6-МАМ: 0,5-8 ч (в плазме 2 ч) при обоих способах введения. Морфии детектируется в слюне в течение 10-12 ч (в плазме 2 ч), но только после курения.
Особенности клинического течения у лиц, страдающих героиновой наркоманией.
Известно, что для развития психической зависимости от героина, то есть до развития I стадии заболевания, достаточно 2 -3 инъекций вещества. Для присоединения физической зависимости, то есть абстинентного синдрома, достаточно 1 - 2 недель систематического потребления того или иного деривата опия.
Больной героиновой наркоманией может находиться в момент обследования в состоянии наркотического одурманивания, "на излете" одурманивания (фазе перехода в абстиненцию), в фазе разгара абстиненции и в периоде вне наркотического эксцесса. Различия в перечисленные периоды наиболее отчетливы при исследовании психического состояния (то есть при обследовании у врача-психиатра, психиатра-нарколога, психоневролога). Так, в состоянии одурманивания больной может быть умеренно эйфоричен, благодушен, находится в состоянии "блаженной истомы". Характерны несколько замедленные, "великодушные" движения. Обследуемый всем доволен, наличие каких-либо жалоб нехарактерно. При выраженном одурманивании сознание больного может куда-то "уплывать" на время, пациент выглядит "зачарованным". Характерна "блаженная" улыбка, состояние полного физического и психического комфорта. Возможны отдельные обманы восприятия и даже истинное помрачение сознания, что впрочем наблюдается в экспертных случаях достаточно редко. Зрачки сужены. В состоянии выхода из одурманивания и появления зарниц абстиненции изменяется настроение больного: эйфория исчезает, больные выглядят уставшими, фон настроения становится неровным, по мереразвития абстиненции все более приближается к сниженному, даже подавленному, приобретает дисфорический (тоскливо-злобный) оттенок. Зрачки чаще всего обычного или мало отличающегося от обычного размера. Наблюдается нарастание вегетативных расстройств, которые будут описаны ниже. Характерно постепенное появление астении по типу "раздражительной слабости", реже развивается астения по типу "усталости, не ищущей покоя".