Смекни!
smekni.com

Структурные и функциональные особенности шейки матки (стр. 1 из 3)

Структурные и функциональныеособенности шейки матки

Ранее проведенные исследования, посвященные изучению различных аспектов поражения органа-мишени — шейки матки (ШМ), осуществлялись в следующих двух направлениях: во-первых, с позиции значимости цервикального фактора в реализации репродуктивной функции у женщины, во-вторых — в возникновении в ней гинекологического рака.

Организм человека — сложная иерархически организованная, целостная биологическая система, включающая в себя в качестве подсистем, элементов или частей внутриорганизменные образования. По субординационным связям их можно расположить в следующем порядке: целостный организм, системы органов, органы, ткани, клетки, субклеточные образования.

П.К. Анохин (1980) впервые сформулировал узловые вопросы теории функциональной системы. С общетеоретической точки зрения они представляют собой саморегулирующиеся организации, динамически и избирательно объединяющие на основе нервных и гуморальных регуляций.

Структурные и функциональные особенности шейки матки ЦНС, периферические органы, ткани. Предназначены для достижения полезных для системы и организма в целом приспособительных результатов. Методологические принципы, лежащие в основе теории функциональных систем, целесообразно раскрывать в двух аспектах. Во-первых, функциональная система — это способ поддержания внутренних констант (гомеостаза) организма, во-вторых, существование указанных систем более высокого уровня обеспечивает сложное поведение человека. Поэтому данная теория может быть применена как к объекту «организм больного», так и объекту «личность больного». Для первого объекта в качестве исходного методологического анализа выступают принципы целостности организма, а также единства в нем структуры и функции. Они и являются универсальным моментом (ключом) для всех функциональных систем в норме и патологии.

Репродуктивная система (PC), подобно дыхательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой и другим системам организма, представляет собой функциональную систему. Она обеспечивает воспроизводство человека или существование вида. Данная система у ж е н щ и н ы достигает оптимальной функциональной активности к 16 годам, когда организм готов к воспроизведению. Доказано, что к 45 годам происходит угасание PC, а к 55 — гормональной ее функции.

PC организована по иерархическому принципу. В ней выделяют пять уровней, функция каждого из которых по механизму обратной связи регулируется вышележащим. Одним из уровней указанной системы являются ткани-мишени, среди которых выделяют и ШМ. Она вместе с телом матки представляет единое функциональное образование. Однако ее функция в физиологических условиях имеет признаки собственной автономности. Длина органа в норме составляет 38,3—42,8 мм, диаметр — 20—30 мм, толщина стенки — 10 мм. В эмбриональном периоде ШМ образуется путем слияния мюллеровых каналов на 12—16-й неделе эмбриогенеза. Истмус (перешеек) вместе с ШМ является продолжением тела матки.

Общепринято различать стенку органа и цервикальный канал. От полости тела матки канал перешейка (длиной около 1 см) отделен анатомическим внутренним зевом.

Стенка истмической части матки состоит из мышечной и соединительной тканей, в которых располагаются сосуды и нервы. D. N. Danforth (1947) впервые показал, что ШМ является соединительнотканным образованием и содержит не более 15 % мышечных клеток. Коллагеновые волокна соединительной ткани образуют каркас — пространственную ажурную конструкцию, скрепленную специальными связочными эластиновыми фибриллами. Свободные промежутки заполнены адгезивным веществом, в котором находятся клетки и анатомические образования ШМ (железы, сосуды, нервы). Все вместе взятые они образуют динамическую равновесную систему, назначение которой меняется в зависимости от стадии репродуктивного процесса.

Наиболее изученными составляющими внеклеточного матрикса в ШМ являются протеогликаны. Их молекулы состоят из двух частей: белковой (протеины) и полисахаридной (гликозаминогликаны). При этом на долю последних может приходиться до 90 % общей массы. Они вырабатываются клетками соединительной ткани и в значительной мере определяют физические и биохимические свойства основного вещества.

Гликозаминогликаны представляют собой длинные цепи повторяющихся дисахаридов, содержащих молекулы гексозаминов (глюкозамин, галактозамин) и урановой кислоты (глюкуроновая, идуроновая), а также сульфатные группы. Они регулируют фибриллогенез, поддерживают структурную стабильность коллагеновых волокон, модифицируют физические свойства коллагена, фиксируют воду и обеспечивают прочность на сжатие. В плотной соединительной ткани преобладают сульфатированные, а в рыхлой — не полностью сульфатированные гликозаминогликаны и гиалуроновая кислота. Содержание воды в ШМ у небеременных женщин составляет 80,8—81,1 %.

В ШМ почти всегда выявляют эластиновые волокна в совокупности с коллагеном и протеогликанами. Основное их свойство — способность к растяжению и возврату к исходному состоянию. Они располагаются преимущественно в стенках сосудов и в небольшом количестве в строме.

Ход волокон своеобразный — от наружного зева к периферии и далее к внутреннему зеву. Коллаген является главным протеином репродуктивного аппарата женщины, составляя 85-89 % сухой массы органа. Он представлен в основном первым (около 70 %) и третьим (около 30 %) типами. Физические свойства коллагена имеют основное значение в запиратель-ной функции органа-мишени PC. При этом коллагеновые волокна плотно упакованы в примерно одинаковые пучки (диаметр 56,6 ± 5,5 мм). В строении коллагенового остова имеет место выраженный полиморфизм. Специфическим ферментом, действующим на коллаген, является коллагена-за. Коллагеназы секретируются фибробластами (фиброкластами), миоцитами и полиморфно-нуклеарными лейкоцитами. В тканях коллагеназы существуют в виде проэнзимов, а также в активных формах. Активность коллагеназ регулируется рядом гуморальных факторов. Их активируют простагландины, лимфокиназы, серотонин, релаксин; угнетают — тканевые ингибиторы металлопротеина, глюкокор-тикоиды, прогестерон и его производные, часть эстрогенов. Размягчение ШМ вызывают антагонист прогестерона — ми-фепростон (RU-486) и эстрогены.

Анатомо-физиологические свойства и гистологическая структура ШМ

шейка матка репродуктивный половой

Она представлена различными гистологическими тканями (соединительная, эпителиальная, мышечная) и структурными образованиями (сосуды, железы, крипты). Биофизические и структурные аспекты цервикальной слизи изучены мало. Общеизвестно, что эндоцервикальный эпителий (секреторные клетки) продуцирует муцин, который заполняет цервикальный канал и образует слизистую пробку. Реснитчатые клетки эндоцервикса способствуют транспорту секрета по направлению к наружному маточному зеву. Секреция цервикальной слизи носит циклический характер, регулируется гормональной и простагландиновой системами.

С точки зрения биофизики, цервикальная слизь — это гидрогель, богатый карбогидратами и состоящий из глико-протеинов муцинового типа. В геле имеются поры, диаметр которых, как и вязкость самой слизи, обусловлен уровнем гормонов.

Количество слизи в течение цикла вариабельно и зависит от уровня эстрогенов, составляя до 600 мг к овуляции и 50 мг во вторую фазу цикла. Эстрогены оказывают также влияние на содержание в слизи воды, ее растяжимость и пенетрабельность сперматозоидов. Во время овуляции из-за возрастания количества слизи и изменения химической характеристики муцина наружный зев напоминает зрачок. После овуляции слизь эндоцервикса становится более густой, что затрудняет передвижение сперматозоидов. Как правило, слизь движется от внутреннего зева к наружному, причем сильнее по периферии цервикального канала, чем в центре. Так идет удаление неполноценных сперматозоидов (фильтрация, капацитация).

Под влиянием эстрогенов (по мере роста их количества) происходят следующие изменения в ШМ как органе-мише ни PC женщины. Цилиндрический (призматический) эпителий выделяет все большее количество жидкой, прозрачной, тягучей слизи. В ней содержится много солей, муцина, гликопротеинов и мало клеток. Миофибриллы слизи располагаются параллельно, т.е. создаются поры (микроканалы) для облегчения проникновения хороших сперматозоидов и задержке патологических. Под влиянием прогестерона поры становятся непроходимыми (в виде мелкой сетки) для сперматозоидов. Вышеописанные изменения в органе имеют большое значение в осуществлении фертильности у женщин и подтверждают значимость цервикального фактора в репродукции человека.

Общеизвестно, что ШМ является третьим внешним барьером указанной системы у женщины. Барьерная функция этого органа-мишени PC обеспечивается совокупностью анатомических и физиологических особенностей данного отдела половой системы. К ним относятся узость внутреннего и наружного зева («затворы», по Doderlein), функция реснитчатого эпителия эндоцервикса, секреция желез. Защитная роль цервикальной слизи определяется не только ее биофизическими и химическими свойствами, но и бактерицидностью.

Факторы неспецифической резистентности (как филогенетически более древние) являются первым барьером, препятствующим инфицированию. С позиций современной иммунологии, местная противоинфекционная резистентность обеспечивается сложным комплексом защитных приспособлений, включающих в себя анатомо-физиологические особенности слизистых оболочек, секреторную иммунную систему, фагоцитирующие клетки, гуморальные микробицидные факторы.

Специфические (иммунитет) и неспецифические механизмы направлены на элиминацию чужеродного антигенного материала из организма. Они тесно взаимосвязаны, и их нельзя рассматривать изолированно. Факторы местного иммунитета репродуктивного тракта на уровне влагалища и ШМ предупреждают, ограничивают размножение микроорганизмов и препятствуют их проникновению в верхний отдел половых органов.