Смекни!
smekni.com

Фармация в Западной Европе в эпоху Средневековья (стр. 2 из 5)


Центры Средневековой медицины

Центрами Средневековой медицины были университеты. В университетах Западной Европы господствовала схоластика, предполагавшая построение гипотез, теорий и ведение различных споров лишь в строгих пределах установленных христианской церковью догматов. В фармацевтической практике Средневековья находили место, наряду со средствами, добытыми медицинской практикой, и такие, применение которых основывалось на отдаленном сравнении, на указаниях алхимии, астрологии, которые редко имели достаточный эффект, а, в большей степени, действовали на воображение представителей богатых классов. Рассмотрим наиболее ранних представителей центров Западноевропейского образования ( в том числе и медицинского).

В IX веке в Италии в Салерно возникла медицинская школа - наследница античной медицины, просуществовавшая до середины XIX века. В XII веке Салернская школа сделалась знаменитым центром научной медицинской мысли всей Европы. Влияние Салернской школы на медицину средних веков было весьма значительным. Преподавателем школы Арнольдом из Виллановы был написан известный труд “Салернский кодекс здоровья” в 102 стихах, в которых упоминаются о лечебном применении 54 растений.

Непосредственным поэтическим предшественником “Салернского кодекса здоровья” была медико-ботаническая поэма “О свойствах трав”, дошедшая до нас под псевдонимом “Macer Floridis”, состоящая из 77 глав о 77 лекарственных растениях. Гигиенические, диетические рекомендации “Кодекса”, а также данные в ней характеристики лечебных свойств растений во многом соответствуют современным научным представлениям.

Университет Болоньи (Alma Mater Studiorum Universita di Bologna, UNIBO), один из самых старых непрерывно действующих предоставляющих академическую степень университетов в мире, и второй по величине университет Италии.

Это был первый университет, основанный в Западном мире (в 1088 году н.э.). Университет Болоньи получил Хартию (здесь: право на основание высшего учебного заведения в Средневековой Европе) от Фредерика I Барбароссы в 1158 году, но в 19-ом столетии, комитет историков во главе с Джиосу Кардуччи (Giosue Carducci) изучив исторические документы, сделал вывод, что Университет был основан в 1088 году, что делает этот университет возможно самым долго создающимся западным университетом (70 лет). Университет Болоньи исторически известен своими церковными курсами и курсами гражданского права.

Сорбонна – исторически это Университет Парижа (Universite de Paris). Он сначала появился во второй половине 12-ого столетия, но был в 1970 году реорганизован в 13 автономных университетов (Университет Парижа I–XIII). Университет часто упоминается как Сорбонна или Ла Сорбонна в честь университетского учреждения (College de Sorbonne) основанного приблизительно в 1257 году Робером де Сорбон, но сам университет был старше и полностью никогда не сосредотачивался непосредственно в Колледже Сорбонна. Из тринадцати текущих университетов - преемников первые четыре располагаются в историческом здании Сорбонны, и три включают название "Сорбонна" в свои официальные названия. Несмотря на административную, управленческую и исторические связи, сегодня нет единой системы Университета Парижа, которая связывает все университеты на научном уровне.

Университет Вены (Universitat Wien), общественный университет, расположенный в Вене, Австрия. Был открыт в 1365 году, это - один из самых старых университетов в Европе. Австрийцы этот университет называют - Hauptuni ("Главный Универ").

Университет был основан 12 марта 1365 года Герцогом Рудольфом IV и его братьями Альбертом III и Леопольдом III, следовательно дополнительным названием университета является - "Alma Mater Rudolphina". После Университета Карла в Праге и Ягелонского Университета в Кракове, Университет Вены - третий самый старый университет в Центральной Европе и самый старый университет в немецкоговорящем мире.

В 1365 году, Рудольф IV санкционировал открытие университета в Вене, взяв за основу Парижский Университет (Сорбонну). Однако, Папа Римский Урбан V не ратифицировал основание учебного заведения, по-видимому из-за давления, проявленного Императором Карлом IV, который желал избежать конкуренции с Пражским Университетом. Одобрение было, наконец, получено от Папы Римского в 1384 году, и Венскому Университету предоставили статус полного университета (включая факультет богословия). В 1385 году открылось первое университетское здание.

Позднее Средневековье ( конец 15- вторая половина 17 века) характеризуется новыми чертами, отличающими его от предшествующих. Развитие ремесла и торговли вызвало появление мануфактуры – кооперированные в крупные объединении предприятия, основанные на ручной ремесленной технике с элементами разделения труда. Рост производства толкал на поиски новых рынков, на приобретение и расширение колоний. С этим связана полоса далеких путешествий и крупных географических открытий, которые оказали исключительное влияние на все дальнейшее политическое, экономическое и культурное развитие Европы. Эти открытия способствовали обогащению лекарственного каталога ранее неизвестными растениями. С юга и востока Азии в Европу вместе с пряностями попадали опий, камфара, смолы и камеди, и другие лекарственные вещества, из Америки- хинную кору, корни ялапы, плоды и листья кока, какао, ипекакуаны.

Значительное влияние на фармацию Западной Европы оказала алхимия. Именно на Западе она становится вполне самостоятельной, делом с собственными целями и теорией. Наиболее широко она была распространена в Испании, Италии, Франции, Германии, Англии. Это были бескорыстные поиски алхимиков, убежденных в возможности путем химических операций найти философский камень. Из числа выдающихся личностей этого периода можно назвать Раймонда Луллия, Арнольдо де Вилланова (1235-1311 гг.) и его труд “ о ядах”, Альберта Великого, Фрабона Вентуру, (1214-1274 гг., установившего факт растворения серебра в азотной кислоте и золота в царской водке), Роджера Бэкона, Василия Валентина (открывшего соляную кислоту, хлористое железо, хлористую сурьму и другие соединения сурьмы, и др.). Но было и немалое число Алхимиков- фальсификаторов. Уже во времена Данте они приобрели дурную славу. Об этом можно судить потому, что в первой части “Божественной комедии” появляются два фальсификатора металлов.

Влияние алхимии на развитие фармации

Алхимики искали философский камень не только для того, чтобы с его помощью добывать золото, они верили, что он так же является панацеей от всех болезней, и дает бессмертие. Вера в панацею послужила причиной поддержки алхимиков сильными мира сего. Параллельно шел процесс накопления знаний о реальных лечебных свойствах самых различных веществ- от минеральных солей до вытяжек из растений или тканей животных. Накопителями этих знаний были многочисленные аптекари. Однако практические знания фармацевтов были сдобрены мистическими объяснениями действия лекарств, заимствованными из описаний алхимиков. Поэтому не вызывает удивления, что средневековая аптека торговала такими веществами, как череп мертвого, но не погребенного человека, сало змеи, свиньи, помет козы, собаки, павлина, голубя.

Заслугой западной алхимии явилось значительное расширение знаний в области теоретической и прикладной химии. Кроме водяной бани были созданы аппараты для выпаривания, нагревания, кристаллизации. Производя манипуляции с веществами, воздействуя на них различными способами с цель получения сокровенной квинтэссенции, алхимики непроизвольно начали изучать зависимость свойств вещества от их состава.

Характеристика эпохи Возрождения

Возрождение - эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа. В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы: Раннее Возрождение, представителями которого были Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто и др.; Высокое Возрождение, представленное Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Франсуа Рабле, и Позднее Возрождение, когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес). Главная особенность Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа. Художники достигают широкого охвата действительности и умеют правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Они ищут наиболее эффективные средства и способы для воспроизведения богатства и разнообразия форм проявления реального мира. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира. В период позднего Возрождения многие его нормы изменились, обнаружились черты кризиса. В Западной Европе это сказалось в возникновении академизма и маньеризма в изобразительном искусстве, в наступлении религиозности и мистицизма на светскую и гуманистическую культуру. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека. Гуманизм позднего Возрождения обогатился сознанием противоречивости жизни, трагическим мироощущением, что проявилось в творчестве крупнейших его представителей - Шекспира, Микеланджело. Эпоха Возрождения имела огромное положительное значение в истории мировой культуры. В искусстве Возрождения воплотился идеал гармонического и свободного человеческого бытия, питавший его культуру.