Как уже упоминалось, в экстремальных ситуациях решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум врачей либо лечащий или дежурный врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей (родителей).
Согласно статье 33 Основ законодательства РФ гражданин вправе отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. В этом случае гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.
В статье 34 указано, что оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Решение о проведении медицинского освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия или согласия их законных представителей принимается врачом либо консилиумом врачей, а решение о госпитализации граждан без их согласия или согласия их законных представителей – судом.
Медицинская помощь зачастую оказывается без согласия пациента, когда тяжелое общее состояние и нарушенное состояние сознания не позволяют получить это согласие, однако требуют экстренного вмешательства по жизненным показаниям.
Приведем пример. В приемное отделение МУ «Конаковская ЦРБ» больной А. поступил в коме, с клиническими признаками сдавления головного мозга внутричерепной гематомой. Дежурным травматологом по жизненным показаниям выполнена трепанация черепа, удалена субдуральная гематома.
В данном случае применены: статья 41 Конституции, статья 34 Основ законодательств РФ об охране здоровья граждан.
Этот конкретный пример дополняет следующая статистика.
В МУ «Конаковская ЦРБ» Тверской области за 2006 год проведено 12 операций больным, находящимся с различными степенями нарушения сознания по жизненным показаниям по заключению консилиума, или решение принималось дежурным травматологом, хирургом, с последующим докладом начмеду.
Из них:7 - травматическая кома (резекционные краниотомии),
5 - травматический шок, различные степени нарушения сознания при сочетанных травмах (ПХО ран, лапаротомии, остановка кровотечения, скелетное вытяжение, наложение стержневых аппаратов).
Это составляет 0,75% от всех выполненных операций в хирургическом и травматологическом отделениях за 2006 год.
Оказание медицинской помощи без согласия граждан или согласия их законных представителей, связанное с проведением противоэпидемических мероприятий, регламентируется санитарным законодательством.
Освидетельствование и госпитализация лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, проводятся без их согласия в порядке, устанавливаемом Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
В отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, могут быть применены принудительные меры медицинского характера на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Пребывание граждан в больничном учреждении продолжается до исчезновения оснований, по которым проведена госпитализация без их согласия, или по решению суда.
Итак, делая выводы из выше сказанного, основным законодательством, на основании которого осуществляется оказание медицинской помощи без согласия пациентов, является: в первую очередь, Конституция РФ, а также Уголовный Кодекс РФ (точнее, глава 15 УК РФ о принудительных мерах медицинского характера) и Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан».
Глава 2. Принудительные меры медицинского характера
Оказание медицинской помощи без согласия пациентов может быть осуществлено в случаях, которые рассматриваются в ряде статей Уголовного кодекса РФ в главе 15 под названием «Принудительные меры медицинского характера».
Основания применения принудительных мер медицинского характера (статья 97). Подобные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам:
- совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, в состоянии невменяемости;
- у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;
- совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.
Лицам, указанным в части первой настоящей статьи, принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.
Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами.
В отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи и не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.
Целями применения принудительных мер медицинского характера, о которых говорится в статье 98, являются излечение лиц, указанных в части первой статьи 97 настоящего Кодекса, или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса.
Согласно статье 99 суд может назначить следующие виды принудительных мер медицинского характера:
- амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;
- принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;
- принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;
- принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.
Лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра.
Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар (статья 100 УК РФ).
Принудительное лечение в психиатрическом стационаре (статья 101). Оно может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре.
Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения.
Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения.
Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения.
Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера осуществляются судом по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение, на основании заключения комиссии врачей-психиатров (статья 102).
Лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. Освидетельствование такого лица проводится по инициативе лечащего врача, если в процессе лечения он пришел к выводу о необходимости изменения принудительной меры медицинского характера либо прекращения ее применения, а также по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника.
Ходатайство подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, вне зависимости от времени последнего освидетельствования. При отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения. Первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно.