Анатомические труды предшественников Везалия почти не содержали рисунков. Низкий уровень изобразительного искусства средневековья, трудности воспроизведения рисунков в рукописных книгах и пренебрежение действительными анатомическими знаниями, почерпнутыми при изучении трупа, — вот те причины, которые сделали анатомические рисунки скорее курьезной, чем удивительной редкостью. Исключение составляли зарисовки скелета в различных артикулирующих позах. Их можно было встретить и в трудах Леонардо да Винчи и в некоторых учебниках хирургии (например, у Бруншвига. Страсбург, 1497), и в книге Росси (1496—1541), где скелеты изображены в передней и задней проекции.
Везалий предложил метод графического воплощения натуры. Великолепная проницательность его ума сказалась и здесь. Разумеется, и это его открытие не родилось из ничего. Случайные анатомические зарисовки анатомов XIII—XVI веков и достижения изобразительного искусства Возрождения вполне могли предрешить понимание познавательной ценности анатомического рисунка. [2]
Везалий не просто подключил рисунок к тексту. Иллюстрации были приняты Везалием как составная часть его анатомического труда. Его метод исследования предполагал препарирование, описание и зарисовку. Следовательно, речь шла не только об улучшении наглядности, а о единстве текстовой и графической характеристик, изучаемой структуры. В книге Везалия впервые преодолевались и технические трудности систематического сочетания текста и рисунков.
В изданных Везалием «Шести таблицах» (1538) еще только нащупывается суть нового метода. В числе таблиц 3 бесспорно принадлежат художнику Калькару (1499—1546), земляку и другу Везалия. Это таблицы, на которых изображен скелет человека спереди, сзади и сбоку. Другие 3 таблицы представляют схемы физиологических систем по Галену. Их оформил сам Везалий, пользуясь исходными набросками других авторов, имена которых остались неизвестными. Зингер (1945) предполагает, что это были собственные наброски Везалия.
Лишь один Везалий мог оценить правильность содержания рисунка. Это важно напомнить тем, кто считает художников главными героями «Анатомии» Везалия, а роль великого анатома низводит до положения литературного комментатора рисунков.
Таким образом, иконографическое наследие Везалия представляет огромную ценность. Иллюстрации Везалия — это достижение новой науки. Вместе с тем это первый опыт графического воспроизведения и репродукции натуральных препаратов. Неограниченное число людей в различных странах и в любое время могли изучать одни и те же рисунки. Использование графического метода в анатомии окончательно дискредитировало астрологические традиции в медицине.[3]
везалий врач наука анатомия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анатомия в XV—XVI веках не столько наука, сколько искусство диссекции и толкования канонов Галена. Цирюльники и врачи, философы и художники в равной мере мнили себя авторитетами в этой области знаний. Молодой Везалий рвется к самостоятельной работе. Его кипучей натуре тяжелы оковы рутины, парализующие живой ум. Взволнованный тайнами внутреннего человеческого мира, открывающимися ему на секции, Везалий не может остаться равнодушным к величию природы.
Как ученый Везалий не универсал и не энциклопедист. Сфера его интересов — анатомия. Ей он предан не как любитель, а как покоренный и восторженный искатель. Его гений проявляется в тщательности, последовательности, неистощимой стойкости. Надо все проверить самому, объять огромную массу фактов. Не случайная яркая мысль озаряет его творчество, а непрерывное горение.
Как анатом Везалий сохраняет своеобразие. Он не похож на предшественников, потому что он все хочет видеть сам, все подвергает строжайшей проверке. Он оригинален по сравнению с анатомами последующих веков, так как им еще не овладел дух бесконечного расчленения.
С одной стороны, он аналитик. Нет ни одной части тела, к которой не обратился бы его взор. Но с другой стороны, тело человека для Везалия — живая фабрика и каждая часть этой фабрики есть часть целого. Проблема происхождения человека на этом этапе еще не стоит в центре внимания. Везалий берет человека таким, какой он есть: живого, изменяющегося, устроенного гармонично и целесообразно.[3]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бергер Е.Е., Пронин А.В. Андрей Везалий и его вклад в изучение женского организма // Акушерство и гинекология. – 2006. - №3. – С. 63-67
2. Богоявленский Н.А. К переводу на русский язык анатомического трактата Андрея Везалия – М.: Клиническая медицина, 1959. Т. 9.
3. Куприянов В.В. Андрей Везалий в истории анатомии и медицины – М.: Медицина, 1964. – 131с.
4. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории – С-П.: Европейский дом, 2003. – 272с.
5. Терновский В.Н. Андрей Везалий – М.: Наука, 1965. – 256с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Автопортрет Андрея Везалия
Рисунок скелета из книги Везалия
Фронтиспис из книги Везалия «О строении тела человека»
«Думающий скелет» из книги Везалия