Ибн Сина по праву считается одним из основоположников химии. Он обладал широкими познаниями в этой науке, написал ряд работ, сам проводил опыты. Он часто первый высказывал правильные и вошедшие впоследствии в науку взгляды. Ибн Сина занимал правильную позицию в спорах о возможности превращения металлов. Он высмеивал поиски «философского камня», при помощи которого, якобы, можно изменять вид металла и получать благородные металлы из неблагородных.
Широкую известность получило поэтическое творчество Ибн Сины. Литературно-поэтические взгляды мыслителя нашли отражение в его трактатах по поэтике и музыке. Художественные и философские повести Ибн Сины «Живой сын Бодрствующего», «Птицы» и др.) оказали большое влияние на последующее развитие литературы народов Востока.
Мотивы его художественно-философских повестей можно обнаружить и в «Божественной комедии» Данте, упоминавшего Ибн Сину как выдающегося мыслителя. Восхваление разума и знаний, высоких идеалов гуманизма и дружбы, критика отрицательных черт морали феодального общества, невежества и ханжества составляли содержание его яркой поэзии.
Ибн Сина понимал великую эстетическую силу подлинной красоты. Он возвеличивал музыку как искусство, способное облагораживать человека, поднимать его дух. Ибн Сина устанавливает зависимость эмоционального состояния человека от определенных свойств исполняемой музыки. По его мнению, звуки, соединенные в гармоничную композицию, могут возвысить душу человека, поднять ее от слабости к силе, и наоборот, музыка, лишенная гармоничности, способна привести человека в состояние душевного упадка.
Наиболее богатое творческое наследие Ибн Сина оставил в области медицины. Общее число медицинских сочинений Ибн Сины, по данным различных источников, равно 55. Считается, что 31 из них бесспорно написано Ибн Синой, 12 относят к сочинениям приписываемым Ибн Сине, 12 описываются как сочинения, приписываемые Ибн Сине, не дошедшие до нас или не включенные в специальные каталоги как явные апокрифы.
3. Фармация Ибн-Сины
Самым известной из всех работ Авиценны, безусловно, является его знаменитый «Канон врачебной науки». Вторая и пятая книги «Канона» посвящены вопросам лекарственной терапии. Во второй книге описаны 811 простых лекарств растительного, минерального и животного происхождения, в пятой – приготовление сложных лекарств и лекарственных форм (порошки, лепешечки, отвары, соки, настои, мази, сиропы, варенья, пилюли, масла и др.) и их применение при различных заболеваниях.
Учение Ибн Сины о назначении и применении лекарств имеет ряд особенностей. Интересна мысль о необходимости назначать лекарства индивидуально: «Лекарство бывает более горячим, если его давать Амру, и менее горячим, если его давать Зайду».
Утверждение о том, что одно и то же лекарство по-разному действует на разных больных, неслучайно, оно логично вытекает из учения Ибн Сины о строении человеческого тела. «Тебе должно знать, что каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично. Редко бывает или совсем невозможно, чтобы кто-нибудь имел одинаковую с ним натуру». Это принципиальное и основное требование, наложившее отпечаток на всю систему медицинских взглядов Ибн Сины, сохраняет свое значение и в настоящее время.
Знание свойств и действия лекарств рассматривается как важное предварительное условие их приготовления и практического использования.
Этому вопросу посвящен специальный раздел, начинающийся словами: «Свойства лекарств познаются двумя путями: путем сравнения и путем испытания. Поговорим сперва об испытании и скажем: испытание приводит к достоверному познанию свойств лекарства только после соблюдения (известных) условий».
Об этом утверждении Ибн Сины Б.Д. Петров справедливо говорил: «Здесь все заслуживает внимания: и то, что указывается на два главных пути – эксперимент и умозаключение, и то, что эксперимент ставится на первое место. Эксперимент трактуется как критерий практики». Далее приводятся условия успеха эксперимента: «Первое из этих условий (лекарство должно быть) свободно от всякого приобретенного качества. Например, вода по естеству холодна, поэтому, если испытывают воду, не нужно ее подогревать. Второе условие состоит в том, чтобы болезнь, на которой испытывают лекарство, была простая, так как, если болезнь сложная, то тут имеются два явления, требующие двух противоположных способов лечения. В-третьих, лекарство следует испытывать при двух противоположных (болезнях). В-четвертых,… следует сначала испытывать лекарство против самой слабой болезни и понемногу переходить к более сильным, чтобы узнать силу лекарства… В-пятых, (следует) учитывать время, когда проявляется действие и влияние лекарства». Побочные действия лекарства также надо учитывать.
Наконец, «требуется, чтобы опыт производился на теле человека, ибо, если опыт производится не на теле (человека), возможны различия по двум причинам. Первая – та, что лекарство может быть горячим по отношению к телу человека и холодным к телу (например) льва или коня, если оно горячее человека и холоднее коня и льва. Похоже, я полагаю, что ревень (например) очень холоден по отношению к коню, тогда как по отношению к человеку он горяч. Вторая причина та, что лакарство может обладать (лечебным) свойством по отношению к одному из двух тел и не иметь этого свойства по отношению к другому. Таков, например, аконит, ибо этому растению присуще ядовитое свойство по отношению к человеческому телу, а по отношению к телу скворцов его нет».
В трудах восточных врачей более позднего периода эти правила приводятся полностью, лишь с некоторыми дополнениями и уточнениями. Так, в руководство по лекарствоведению XVIII в. включено требование, «чтобы опыт производился на человеке» и уточнение: «испытывать следует на юноше уравновешенной натуры, здравого ума и с нормальной чувствительностью».
Условия, выдвигаемые Ибн Синой, показывают глубокое понимание им законов фармакодинамики, и что путь для нахождения истины был ему достаточно ясен. Многообразие условий, мотивировки, выдвигаемые для обоснования каждого условия, раскрывают ход мысли ученого. Высказывания Ибн Сины, помогающие понять систему его клинического мышления, во многом сохраняют значение до настоящего времени.
Ибн Сина выдвигает три основных правила лечения при помощи лекарства.
Первое правило («выбор лекарства по качеству») исходит из основного терапевтического принципа древних врачей «лечить противоположным» и предусматривает выбор лекарства, натура которого противоположна натуре болезни. Например, при горячей болезни следует выбрать лекарство с холодной натурой, при холодной болезни, наоборот – горячее лекарство и др.
Так, Ибн Сина об этом говорил: «Что касается правила выбора по качеству лекарств вообще, то выбор пойдет по правильному пути при распознавании рода заболевания. Поистине, когда будет понятно качество болезни, нужно выбрать лекарство с противодействующим качеством, ибо болезнь лечится противодействием, а здоровье сохраняется при помощи того, что способствует ему»[6].
Второе правило («выбор лекарств по количеству») предусматривает, с одной стороны, определение степени (в количественном выражении) теплоты, холодности, влажности и сухости лекарства соответственно роду болезни, с другой, – установление дозы лекарств из текста «Канона» следует, что Ибн Сина понимал, как сложно выполнить это правило и установить какой-либо один критерий.
Ибн Сина указывал, что при определении дозы (третье правило) лекарства врач должен исходить из предшествующего опыта, учитывать анатомо-физиологические особенности пораженного органа, индивидуальные особенности больного (пол, возраст, привычки, профессию) и различные внешние факторы (время года, климат, страну и др.) Он писал: «Количественное измерение (лекарства) в двух отношениях (то есть выбор лекарства соответствующей степени по качеству и собственно дозы) взятое в целом, производится путем домысла при помощи врачебного искусства, (основываясь) на естестве органа, степени заболевания и таких моментах, которые требуют для себя соответствия и сообразности; (эти моменты) суть – пол, возраст, привычка, сезон, страна, профессия, сила и наружность».
Необходимость знания особенностей анатомического строения и топографии пораженного органа («природного устройства и его положения») Ибн Сина объяснял тем, что «одни органы от создания имеют удобные каналы… (и др.)…..и поэтому излишки удаляются из них при помощи легких и умеренных лекарств; другие же такими не бывают и тогда возникает необходимость в сильных лекарствах».
Кроме того, эти знания необходимы также для выяснения соучастия в болезненном процессе соседних органов, так как от этого зависит выбор лекарства и его доза. «Пользуясь определением соучастия (в заболевании другого) органа, для тебя самое важное – возможность (выбора), привлечения и направления лекарства (к нему). Например, если дурной сок находится в выпуклой части печени то мы выводим его вместе с мочой, а если находится в углубленной части печени, то выводим его при помощи слабительного, потому что выпуклая часть печени соучаствует с мочеиспускательными органами а ее вогнутая часть – с кишечником»[7].
Ибн Сина правильно представлял, что введенные в организм лекарственные вещества раньше, чем успевают оказать свое действие претерпевают ряд изменений, в частности инактивируются задерживаются в различных органах и вследствие этого оказывают различный терапевтический эффект в зависимости от пути его введения в организм.
Поэтому выбор пути введения лекарства имеет важное значение в лечебной практике. В зависимости от локализации процесса Ибн Сина рекомендует обращать внимание на следующее: «его отдаленность и близость (в отношении места введения лекарства); определение того что нужно смешать с лекарством, чтобы оно быстро проникло до (больного) органа; определение того, с какой стороны лекарство доходит до пораженного органа». Относительно «отдаленности или близости» пораженного органа от места введения лекарства Ибн Сина писал: «Если он близок как, например, желудок, то умеренные лекарства доходят до него в кратчайший срок и делают там свое дело при сохранении своей силы. Но если орган удален, как например, легкие, то сила умеренных лекарств до того, как она дойдет (до органа), теряется и поэтому возникает необходимость в увеличении силы (лекарства)».