Смекни!
smekni.com

Канон врачебной науки и фармация Ибн Сины (стр. 4 из 5)

Правильной является также мысль Ибн Сины о возможности усиления направленного терапевтического эффекта лекарства путем добавления к нему другого вещества с целью повышения концентрации основного действующего начала в том или другом органе. Так, поясняя вышеприведенное положение об определении того, «что нужно смешать с лекарством, чтобы оно быстро проникло до больного органа», Ибн Сина указывал: «Например, к лекарствам для мочеиспускательных органов добавляется мочегонное, а к сердечным – шафран».

По поводу третьего обстоятельства («определение того, с какой стороны доходит лекарство»), на которое рекомендовал обратить внимание Ибн Сина, он писал: «…Если мы знаем, что имеется язва в нижних кишках, то вводим лекарства через клизму, а если подозревают, что язва в верхних кишках, то вводим лекарство через питье»[8].

Имеет значение и форма лекарства, в которой оно употребляется. Для отдельных заболеваний Ибн Сина рекомендовал применять лекарства в подходящей для него форме. Так, «для применения грудных лекарств существует особая форма: в большинстве случаев их следует применять в виде пилюль и лекарств для лизания, которые держат во рту, понемногу проглатывая то, что растворяется, чтобы продлить время их прохождения поблизости от трубки (трахеи)». При заболеваниях печени лекарство рекомендовалось мелко толочь, чтобы вещество стало «еще более редким и оно полнее проникло в печень». Целесообразность такой рекомендации очевидна, если вспомнить, что нередко при заболеваниях печени нарушается деятельность желудочно-кишечного тракта, изменяются скорость продвижения пищи через кишечник и его всасывательная функция.

Таким образом, при рассмотрении вопроса об изменения действия лекарства при растирании и измельчении Ибн Сина вплотную подходит к современному учению о дисперсности лекарственных средств и повышении их всасывательной способности в связи с увеличенной поверхностью препарата.

Среди общих правил медикаментозной терапии привлекает внимание «правило распределения времени приема лекарств» (третье правило), Ибн Сина как врач и ученый разрешает эти вопросы исключительно на основе опыта и данных о строении и функциях организма, не прибегая к помощи астрологии и других идеалистических теорий и рассуждений.

Историческое значение правил выбора и назначения лекарств Ибн Сины, прогрессивный характер их становятся еще более очевидными, если вспомнить что до Ибн Сины и после него лечебные назначения делали, руководствуясь сновидениями, или эффект лекарства связывали с волей бога, а назначение лекарства сопровождали астрологическими рассуждениями.

Гален в числе других правил, которыми, как он считал, следует руководствоваться при выборе способов и методов лечения, выделяет также «показания, выводимые из сновидений».

Али ибнАббас свои лечебные рекомендации очень часто заканчивает словами «…указанные (лекарства) будут полезными, если (это) пожелает аллах всевышний».

Известный врач XVIII в. Сайд Мухаммад Хусайн полагал, что поскольку лекарственные вещества находятся под влиянием семи планет, применять их нужно в соответствующие дни влияния той или иной планеты: только тогда лекарство окажется эффективным. В книге «Карабадини Кабир» в большой главе «Изложение некоторых дел, относящихся к астрономии и естествознанию» он приводит обширные астрологические таблицы применения различных лекарств в соответствии с состоянием «семи планет» (Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера Меркурий, Луна). Специальная глава об астрологии и астрологические таблицы даны также в медицинском сочинении известного арабского врача XVI в. Давуда Антаки (1542–1599).

Среди многочисленных терапевтических примеров Ибн Сины значительное место занимает наружное применение лекарств. Исследователи истории медицины наружное применение лекарств считают отличительной особенностью лечебной практики медицины Востока по сравнению с античной.

Наружно Ибн Сина применял лекарства в основном в виде повязок Состав лекарств довольно сложный, некоторые содержат от 5 до 19 ингредиентов и более. Основную часть лекарственных повязок составляют растения или их продукты, содержащие эфирные масла. К ним относятся камфора, «фиалковый корень», копытень, плоды лавра, мирра сумбул нарцисс, полынь цитварная, шафран, розовое масло, сададж, сандал, сатар, масло хны, укропа, ромашки, белой лилии, мастикового дерева, касатика («фиалкового корня») и др.

Кроме того, в состав некоторых лекарственных повязок входят средства, обладающие свойством снижать восприятие боли (амом и др.). Многие из лекарственных средств в недавнем прошлом (50–60 лет назад), а некоторые в настоящее время широко применяются в медицинской практике, в том числе в виде наружного кожно-раздражающего средства.

Все эфирные масла хорошо всасываются кожей, оказывают раздражающее действие на пути введения и при выделении, расслабляют гладкую мускулатуру, в той или иной степени действуют антисептически Всасываясь в кровь, эфирные масла возбуждают центральную нервную систему особенно дыхательный и сосудодвигательный центры. Они обладают также жаропонижающим и анальгезирующим свойствами. Не останавливаясь на теориях, объясняющих механизм действия кожно-раздражающих веществ и влияния раздражения кожи на состояние внутренних органов, отметим, что раздражение кожных рецепторов в ряде случаев оказывает весьма благотворное влияние на течение воспалительных процессов во внутренних органах.

Н.П. Кравков в руководстве по фармакологии отмечал, что благотворное влияние раздражения кожи, даже незначительного участка, на болезненные процессы (например, воспалительные, ревматические, невралгические) в отдаленных от места раздражения органах и тканях не вызывает сомнений. Н.П. Кравков считал, что его можно объяснить рефлекторным влиянием местного раздражения кожи на отдаленные органы.

Важное место среди методов лечения занимают кровопускания. «Кровопускания и так называемые местные кровоизвлечения (главным образом пиявки)… постоянно фигурируют в разных частях света и у разных народов на протяжении всего развития медицины». Они были популярными до середины XIX в. Кровопускания не всегда и не везде пользовались одинаковой популярностью, и хотя их эмпирически применяют уже в древнейшие времена, но сознательно квалифицировать их как специальный метод противовоспалительной терапии начал Парацельс. Кровопускания и пиявки широко использовались в древней Индии, древней Греции. Гиппократ предостерегал против чересчур энергично «очищающего» лечения при всех без разбора воспалительных заболеваниях, справедливо указывая, что «…при кровопусканиях и при очищениях необходимы осторожность и умеренность».

Хотя Ибн Сина и рекомендовал кровопускания при различных заболеваниях, но не применял его так огульно, как в последующие века. Он считал кровь одной из самых важных жидкостей человеческого тела, основным веществом, необходимым для питания органов и тканей организма, без которой жизнь становится невозможной. Поэтому он указывал на необходимость беречь ее. При кровопускании Ибн Сина требовал соблюдения соответствующих правил, условий, учета показаний и противопоказаний. Одним из главных противопоказаний он считал общее ослабление организма, учитывал степень переполнения, возраст больного и другие индивидуальные особенности его. Так, в разделе «Канона», посвященном кровопусканиям, помимо показаний к ним, приводятся многочисленные условия, не позволяющие превратить этот метод в панацею, как это представлялось некоторым врачам до и после Ибн Сины. Он писал: «Прежде всего тебе надлежит посмотреть, какова степень переполнения, каковы состояние сил и возраст больного, время года и пр. обстоятельства, и решить, позволяют ли они сделать кровопускание… Если силы значительны, то берешь сколько нужно крови за один раз, а если нет – делишь и дробишь ее на несколько раз». Сообразуясь с этими правилами, он рекомендует производить кровопускание при воспалении печени.

Согласно учению Ибн Сины кровопускание можно делать и с правой и с левой стороны тела – это определяется целью, которая преследуется при кровоизвлечении. Так, при пневмонии Ибн Сина рекомендует вначале кровопускание делать на стороне тела, противоположной воспалению. При этом, по представлению Ибн Сины, оно должно способствовать ослаблению воспаления в пораженном органе путем отлива, отвлечения крови из пораженного органа в другое место. Но через несколько дней у того же больного следует сделать повторное кровопускание, но уже с целью извлечения патологически измененного вещества (крови), но не с целью отвлечения и ослабления воспаления[9].

Таким образом, ценным в учении Ибн Сины следует считать то, что к лечению он подходит не с позиций голого эмпиризма, а старается обосновать его с точки зрения особенностей анатомического строения и функции органа, общей патологии и патогенеза заболевания.

Заключение

Являясь порождением древней высокоразвитой культуры, среднеазиатская медицина в значительной степени определила уровень и своеобразие медицины арабского Востока. Обобщающие энциклопедические труды среднеазиатских врачей во многом способствовали сохранению и развитию достижений медицины древности (античной, эллинистической, индийской, иранской, среднеазиатской), осмыслению и синтезу их богатого практического опыта и теоретических концепций. Подобно обобщающим трудам арабских врачей, некоторые среднеазиатские медицинские энциклопедические труды были переведены на европейские языки и сыграли важную роль в развитии медицины в Европе. Это прежде всего относится к «Канону врачебной науки» Ибн Сины, несомненно, являвшемуся самой популярной из медицинских книг, созданных на Востоке.