Смекни!
smekni.com

Невроз как этиопатогенетический механизм гипертонической болезни (стр. 8 из 10)

Поглощение 3-й шкалой характеристик 1-й не отменяет ориентации на социальные нормативы, которые лишь маскируют эгоцентрические тенденции личности, а трансформация невротической тревоги в функциональные соматические расстройства в известной степени служит способом завоевания удобной социальной позиции или ухода от ответственности.

Повышение по 6-й шкале, в большинстве случаев, сочетается с конверсионной пятеркой.

В профилях больных с невротическими и психосоматическими расстройствами повышение 6-й шкалы отражает наличие повышенной раздражительности, переживания чувства обиды и косвенно связано со склонностью к артериальной гипертензии, что подчеркивают наличие тесной связи между соматическими и психологическими факторами. В данном случае и на биологическом, и на психологическом уровнях просматривается общая тенденция стеничного противодействия вторжению чего-либо инородного, чуждого как в духовный мир своего «Я», так и в физиологический мир своего организма.

У 55% низкие показатели по 9-й шкале в сочетании с конверсионной пятеркой и повышением по 3-й шкале выявляют снижения уровня оптимизма, жизнелюбия и активности, повышенную утомляемость, астению.

Ведущий пик по 1-й шкале невротического сверх контроля выявляется у 20%. При показателях 1-й шкалы, превалирующих над 3-й, выявляется пассивное отношение к конфликту, уход от решения проблем, эгоцентричность, маскируемая декларацией гиперсоциальных установок. Как правило, это лица, страдавшие в детстве от недостатка эмоционального тепла со стороны близких, и лишь в периоды, связанные с какой-либо болезнью, их окружали вниманием, что способствовало укреплению механизма защиты от проблем «бегством в болезнь». Наличие такого механизма защиты свидетельствует об эмоциональной незрелости, что особенно явно в структуре переживаний невротической личности, когда компенсирующая роль защитного механизма перерастает в устойчивый неконструктивный стиль переживания, снижающий уровень свободноплавающей тревоги, но оставляющий достаточно выраженной эмоциональную напряженность.

В поведении лиц данного типа борьба с болезнью трансформируется, по сути дела, в борьбу за право считаться больным, так как статус больного для них (как правило — неосознанно) представляет собой нечто вроде алиби по отношению к чувству вины за недостаточную социальную активность. Отсюда нередко возникающее стремление быть более социально защищенным и поддерживаемым в качестве хронически больного со стороны различных общественных институтов (лечебных, профсоюзных, социального обеспечения) или членов семьи.

В данном случае низкие показатели 9-й шкалы отражают наличие ипохондрических включений.

По полученным данным приблизительно у 85% в профилях выявляется сочетание разнонаправленных тенденций, т. е. показателей как гипо-, так и гиперстенических свойств, выявляет смешанный тип реагирования, при котором высокая потребность самореализации сочетается со столь же высоким самоконтролем и тенденцией к оттормаживанию, сдерживанию поведенческих реакций. Для больных гипертонической болезнью характерна непродуктивная форма контроля эмоций, которые подавляются, а не регулируются. В этом случае оказываются перекрытыми каналы как невротического, так и поведенческого отреагирования, что сказывается на общем перенапряжении и проявляется соматизацией внутреннего конфликта, т. е. психосоматическим вариантом дезадаптации, мишенью которой оказывается наиболее слабое звено той или иной функциональной системы организма человека. В данном случае таким звеном является сердечно-сосудистая система организма.

Теперь рассмотрим подробнее результаты, полученные по ОНР. У большинства больных клиническая картина невротических нарушений представлена в виде следующей симптоматики: степень ухудшения общего самочувствия, колебание интенсивности жалоб, нарушение общей чувствительности, психическая истощаемость, нарушение сна. У половины отмечаются расстройства в сфере пищеварения, расстройства сердечно-сосудистой деятельности, фобические расстройства.

По личностным шкалам для большинства характерны следующие особенности. Высокое значение оценок по шкале неуверенность в себе характеризуется повышенной тревожностью, неуверенностью, наличием трудностей при принятии решений и в ситуациях выбора, склонностью к тщательному обдумыванию поступков, самоанализу; неудовлетворенностью собой, пониженной самооценкой; робостью в социальных отношениях, зависимостью, ожиданием неудач, неуспеха, неприятия; отсутствием стеничности и самостоятельности в поведении.

Познавательная и социальная пассивность:низкая интеллектуальная продуктивность, замедление ассоциативных процессов, склонность к длительному обдумыванию; ограниченный круг и недифференцированный характер интересов; низкая социальная активность, недостаточная
общительность, затруднения в установлении контактов, отсутствие потребности в широких и разнообразных межличностных связях.

Невротический «сверхконтроль» поведения: неуверенность в сочетании с повышенной интроспективностью, сознательным контролем поведения, утрированной склонностью к обдумыванию, планированию, рационализации; инертность и «застреваемость» переживаний; в поведении и социальных контактах – «зажатость», отсутствие раскованности, спонтанности, естественности и непринужденности.

Аффективная неустойчивость: несдержанное, плохоконтролируемое поведение, преобладание аффективных форм реагирования, раздражительности, вспыльчивости; неконформность и необдуманность поступков; плохая переносимость стресса с возможностью
дезадаптивных форм поведения, агрессивности.

Интровертированная направленность личности: социальная дистанцированность, потребность в одиночестве, дискомфорт в ситуациях широкого социального взаимодействия, индивидуальный рисунок
поведения и способов деятельности.

Социальная неадаптивность: плохая приспособляемость в социальных ситуациях, снижение социальной перцепции и понимания нюансов межличностных отношений, отсутствие критичности в отношении правильности и принятия окружающими своего поведения.

У 55% отмечается наличие высоких показателей по шкале ипохондричность: чрезмерная сосредоточенность на состоянии здоровья, отдельных психических и соматических функциях, стремление поддерживать правильный образ жизни с целью избежать заболевания, тревожные опасения в связи с риском заболевания.

Невротическая симптоматика по данным ОНР-Си схожа с данными полученными по ОНР. Также имеет место повышение по шкалам расстройства сна, аффективная напряженность, аффективная лабильность, астенические расстройства, ипохондрические расстройства. А также обнаруживают себя депрессивные расстройства, проявляющиеся в чувстве печали, угнетенности настроения, пессимизме, предчувствие неудач, чувстве вины, самообвинении, в утрате веры в свои силы.

При высоком уровне невротизации (методика УН) может наблюдаться выраженная эмоциональная возбудимость, продуцирующая различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность) и легкую фрустрируемость различными "внешними" и "внутренними" обстоятельствами. Эгоцентрическая личностная направленность таких лиц проявляется как в склонности к ипохондрической фиксации на неприятных соматических ощущениях, так и в сосредоточенности на переживаниях своих личностных недостатков. Это, в свою очередь, формирует чувство собственной неполноценности, затрудненность в общении, социальную робость и зависимость и, в конечном итоге, дезадаптированность в общесоциальном плане, что подтверждается данными остальных методик (СМИЛ и ОНР).

Повышенный и высокий уровень невротической астении, который имеется у 50% больных.Невротическая усталость характеризуется своей инертностью, неспособностью исчезать после отдыха. Кроме того, собственно астения проявляется в ухудшении памяти и внимания, в свою очередь снижение способности к концентрации внимания приводит к рассеянности и вторично к затруднениям запоминания. Указанные нарушения сопровождаются, как правило, повышенными возбудимостью, раздражительностью, в частности, повышенной чувствительностью к внешним и внутренним раздражителям. Для таких больных характерны эмоциональная неустойчивость, эмоциональные реакции, неадекватные по силе вызвавшим их причинам, нетерпеливость, плохая переносимость ожидания. При астении также наблюдается лабильность настроения, которое неадекватно повышается при незначительной удаче и ухудшается при малейшей неудаче.

Характерные для астенического синдрома расстройства сна в виде нарушения засыпания, частых пробуждений и легких проявлений диссомнии сопровождаются чувством разбитости, отсутствием ощущения бодрости. Больные часто жалуются, что "не отдохнули за ночь" и тревожно ожидают наступление следующей ночи. Субъективная оценка ночного сна как неполноценного часто является для больных основанием считать его причиной снижения работоспособности. В то же время выраженной сонливости днем у подавляющего большинства больных не наблюдается.