Истерические психопаты отличаются чрезмерной эмоциональностью. В поведении они демонстративны, театральны, всегда стремятся быть в центре внимания. С этим нередко связана присущая им лживость, склонность к вымыслам, фантазированию. Такое стремление к патологическому фантазированию носит название фантастической псевдологии. Желая привлечь к себе внимание, истерики идут иногда на самоповреждения. Так, некая больная неоднократно находилась на лечении в терапевтических и хирургических отделениях по поводу различных внутренних кровотечений. Установить их причину никак не удавалось, и только после того, как по совету психиатра за ней был установлен надзор, выяснилось, что она прячет в матраце иглу от шприца, которой под одеялом наносит себе повреждения кожи, а кровь насасывает в рот и либо глотает, либо имитирует кровотечение изо рта. Истерики отличаются повышенной внушаемостью, склонны к самовнушению. Поэтому у них легко возникают самовнушенные параличи, парезы и другие проявления, внешне напоминающие симптомы ряда соматических заболеваний. Известны даже описания истерической, самовнушенной беременности.
Шизоидные психопаты отличаются замкнутостью, они как бы отгорожены от окружающей действительности, аутичны. Для них характерна повышенная чувствительность к различным неблагоприятным психогенным факторам и в то же время эмоциональная холодность. Шизоиды погружены в мир собственных переживаний и почти не проявляют интереса к окружающей действительности. Нередко они производят впечатление чудаковатых людей «не от мира сего», неспособных к разрешению важных житейских проблем.
Циклоидным психопатам присуща выраженная эмоциональная лабильность с преобладанием состояний пониженного (гипотимии) либо повышенного (гипертимии) настроения. У одних больных всю жизнь преобладает один из указанных видов настроения, у других настроения чередуются, однако не достигают такой степени выраженности, как при МДП. Следует отметить, что МДП чаще всего развивается у личностей циклоидного склада.
К неустойчивым психопатам относят лиц, поведение которых определяется их окружением. В благополучной среде они могут не нарушать общепринятые нормы поведения, добросовестно трудиться. Однако такие лица легко подпадают под влияние антисоциальных элементов, оказываются вовлеченными в компании уголовников и при этом обнаруживают влечение к алкоголю и наркотикам. Для них характерны слабость высших эмоционально-волевых побуждений, повышенная внушаемость, непостоянство. Некоторые психиатры называют неустойчивых психопатов «безвольными».
К паранойяльным психопатам относят чрезмерно подозрительных, фанатичных или склонных к сутяжничеству людей. Паранойяльные психопаты подозрительны, всюду усматривают недоброжелательное отношение, направленные против них происки, попытку принизить авторитет, занять место больного на работе. Они крайне недоверчивы, склонны к легкому возникновению бредовых идей ревности. Сутяжным психопатам присуще чрезмерное стремление к справедливости. Начав с обоснованной в какой-то мере обиды, они засыпают вышестоящие инстанции лавиной жалоб на обидчиков, требуют их наказания в судебном порядке. Они не прекращают свою деятельность даже в тех случаях, когда повод для нее утратил свою актуальность. Например, сутяжный психопат (кверулянт) уже получил новую квартиру, но продолжает писать многочисленные жалобы на прежних соседей, подает на них в товарищеский и народный суд и т.п.
Для паранойяльных психопатов характерна легкость образования бредовых (паранойяльных) синдромов по типу развития. В таких случаях говорят о паранойяльном развитии личности. Это чаще всего бред ревности, изобретательства, реформаторства либо кверулянтское (сутяжническое) развитие. Такое развитие личности рассматривают как психотическое состояние, и при судебно-психиатрической экспертизе таких лиц признают невменяемыми, хотя в большинстве случаев психопатических личностей, совершивших правонарушения, признают вменяемыми.
Далеко не всегда клиническая картина психопатии определяется одним из перечисленных видов симптомов. В психиатрической практике встречаются личности с разнородными психопатическими проявлениями. В этих случаях говорят о мозаичных психопатиях. По мнению П.Б. Ганнушкина, мозаичные (смешанные) психопатии в жизни встречаются чаще, чем чистые формы.
В детском возрасте, когда личность еще не сформирована, чаще наблюдаются не психопатии, а состояния, характеризующиеся психопатоподобным поведением. Если обстановка в семье и школе складывается благоприятно, развитие психопатии у ребенка можно предупредить.
В ответ на разнообразные психогенно травмирующие обстоятельства (конфликты в семье, неправильный воспитательный подход родителей, непедагогичные действия воспитателей в детском саду или учителей в школе) у детей и подростков могут развиваться патологические личностные реакции. При реакциях протеста ребенок становится грубым, непослушным, проявляет агрессивность по отношению к окружающим. Реакция протеста может проявляться также в отказе от еды, уходе из дома, возникновении мутизма (при этом ребенок перестает пользоваться речью). При реакциях имитации дети и подростки подражают поведению родителей или старших подростков. Реакции имитации могут привести к асоциальному поведению: бродяжничеству, хулиганским поступкам, мелкому воровству, а также к вредным привычкам: курению, употреблению алкоголя. При реакциях компенсации возникают такие формы поведения, которые маскируют ту или иную слабую сторону личности, например компенсаторные фантазии (слабый ребенок в мечтах представляет себя бесстрашным героем). Иногда в этих случаях защитные формы поведения принимают гипертрофированный, карикатурный характер (например, ребенок из неполной семьи рассказывает сверстникам об ответственных должностях, которые якобы занимает его отец).
Различают характерологические и патохарактерологические реакции. При харaктерологических реакциях поведение ребенка меняется только в определенных ситуациях, всегда можно понять, чем вызвана реакция ребенка, против чего она направлена. При патохарактерологических реакциях отклонения в поведении ребенка более разнообразны, отмечаются не только в той среде и в той ситуации, в которых возникли, препятствуют социальной адаптации ребенка.
Лечение при психопатиях включает комплекс мероприятий, направленных на социальную реабилитацию больных. Это меры социально-средового, медицинского и медико-педагогического воздействия. Медицинское воздействие при психопатиях носит характер симптоматического. Путем назначения транквилизаторов можно влиять на настроение больного. Астеничным, психастеничным психопатическим личностям назначают транквилизаторы (седуксен, элениум, тазепам, феназепам), ноотропные препараты (аминалон, пирацетам). Возбудимым психопатам при состояниях возбуждения назначают нейролептики.
Большое значение в лечении психопатических проявлений принадлежит психотерапии. Психотерапевт должен стать советчиком больного, помогать ему в преодолении всех сложностей жизни.
В профилактике психопатий очень важно как можно раньше заметить отклонения в характере и поведении ребенка и принять соответствующие медико-педагогические меры – рационально организовать его быт, учебу и трудовую деятельность, поместить его в здоровый, устойчивый коллектив. Трудновоспитуемых детей-психопатов помещают в специальные учебные заведения. В случаях выраженной социальной декомпенсации психопатов госпитализируют в психиатрический стационар.
Особенности ухода и наблюдения за психическими больными
Успешность лечения психических болезней зависит не только от применения фармакологических средств. Не меньшее значение имеют сама организация лечебного процесса, обстановка, в которую попадает больной при госпитализации, складывающиеся в стационаре особенности взаимоотношений между больными и медицинскими работниками. Нередко поступивший на лечение возбужденный, полный болезненных переживаний больной даже еще до начала серьезного лечения становится спокойнее, у него ослабевает интенсивность галлюцинаций, утрачивают свое значение для него бредовые идеи. Это происходит в том случае, если в отделении, куда он поступил на лечение, создан правильный лечебный режим и медицинский персонал хорошо знает свои цели и задачи, обладает достаточным запасом психиатрических знаний.
В своей деятельности медицинская сестра психиатрического лечебного учреждения должна исходить из особенностей психического состояния больных и характера болезней, по поводу которых их помещают на лечение.
Медицинская сестра должна знать больных всего отделения, а не только тех, которые относятся к ее посту. При следующем дежурстве ее могут перевести на другой пост и незнание находящихся под наблюдением больных может привести к печальным последствиям. Дежурная сестра должна знать имя и отчество каждого больного, его обычное психическое состояние и то, какие изменения произошли в нем в последнее время, особенно в день дежурства.
Принимая дежурство, сестра проверяет общее количество больных и их соответствие списку в дневнике отделения. Она должна лично убедиться в том, что каждый больной находится на месте, и посмотреть, чем он занят.