Смекни!
smekni.com

Выделение и сравнение феноменологических особенностей органических патологий мозга сосудистого и интоксикационного генеза (стр. 11 из 12)

У исследуемой нами группы людей как с сосудистыми, так и с интоксикационными патологиями мозга акт опосредования приводил к парадоксальному явлению – он мешал основной деятельностью. У больных возникала чрезмерная тенденция к опосредованию, они были озабочены нахождением условного обозначения, а в результате воспроизводили слова лишь приблизительно. Наиболее частым феноменом при ошибочном воспроизведении в обеих группах больных было название слов или фраз, отражающих значение самого используемого средства: воспроизведение актуализировало то, что должно было послужить только связующим звеном.

Очевидно, усилия, которые больные прилагали для совершения операции, приводили к еще большей истощаемости и без того ослабленного состояния корковых процессов больных.

Исследование мышления у данных групп испытуемых показало в целом продуктивность мыслительной сферы у больных с интоксикационными нарушениями. В то время как у больных с сосудистой патологией наблюдался целый комплекс нарушений. На первый план выступала инертность, тугоподвижность мыслительных процессов, актуализация конкретно-ситуационных связей при обобщении, анализе и абстрагировании.

Тугоподвижность мыслительного процесса приводила к тому, что больные с сосудистой патологией не справлялись с заданиями, которые требовали переключения. Такая трудность переключения обнаруживается в эксперименте по методу исключений предметов. Так, типичной ошибкой больных было ситуационное увязывание очков и измерительных приборов «чтобы увидеть, что показано на приборе». Конкретные связи прошлого опыта инертно доминируют в деятельности больных и определяют весь дальнейший ход их суждений.

При выраженном снижении обобщения этим больным вообще недоступно задание «исключение предметов», они оперируют такими свойствами вещей и устанавливают такие взаимосвязи, которые являются несущественными при выполнении задания. Испытуемые нередко подходят к предметам с точки зрения их жизненной пригодности и не понимают той условности, которая скрыта в задаче. Сопоставление данных, полученных с помощью разных методов, обнаруживает конкретно-ситуативный характер суждений, непонимание переноса, условности у больных с сосудистой патологией мозга. Они не в состоянии выделить существенные свойства предметов, не могли раскрыть смысловые связи между ними.

Непонимания переносного смысла пословиц и метафор, буквальное их толкование является грубым нарушением мышления. Нарушение понимания смысла пословиц было характерно для больных с интоксикационными нарушениями мозга. Однако не всегда правильное или ложное толкование пословиц свидетельствует об определенном уровне обобщения испытуемого.

Больные с сосудистыми заболеваниями показывали негрубое нарушение способности к абстрагированию на фоне общего снижения продуктивности мышления. Это можно объяснить тем, что некоторые из пословиц могли оказаться настолько привычными для больного, что правильное объяснение означает в таких случаях лишь наличие знания этих пословиц, которое исходит из практического опыта и не свидетельствует о том, что в данном случае происходит процесс обобщения нового материала.

Характерным отличием двух групп испытуемых была способность устанавливать причинно-следственные связи. Нарушение этой способности у больных с патологией сосудистого генеза было вызвано фрагментарностью восприятия картины в целом, что затрудняет осмысление сюжета и смыслового подтекста в целом. Для больных с патологией интоксикационного генеза подобные нарушения не характерны.

Методики, направленные на исследование мышления показывают возможность испытуемого найти правильную формулировку для обоснования своего принципа действия. Они позволяют обнаружить возможность переключения с одного способа решения на другой. Именно трудность вербализации была характерна для больных с интоксикационными нарушениями мозга. В то время как нарушение переключения чаще встречалось у больных с патологией сосудистого генеза.

4.2 Обсуждение результатов нейропсихологической диагностики

Нейропсихологическая диагностика также выявила разные виды отклонений у исследуемых групп больных.

В ходе диагностики больных с интоксикационной патологией мозга были выявлены функциональные нарушения структур 1 блока головного мозга — уровня нижних отделов ствола мозга, о чем свидетельствуют недостаточность внимания, трудности переключаемости. Выявлена функциональная недостаточность лобных структур головного мозга (в результате функциональной недостаточности стволовых структур), о чем свидетельствуют нарушения динамического праксиса, сбой программной организации при выработке условных реакций (задание по инструкции). А также выявляется функциональная недостаточность нижних теменно – затылочных отделов головного мозга обоих полушарий, о чем свидетельствуют нарушения зрительно-пространственного гнозиса, пространственной организации и конструктивного праксиса.

Нейропсихологическое исследование больных с сосудистыми нарушениями выявило функциональные нарушения лобных структур головного мозга, о чем свидетельствуют грубые нарушения реципрокной организации, динамического праксиса, грубые нарушения программирования при выработке условной реакции, трудности выполнения серийного счета. Кроме того, выявлены нарушения функционирования затылочных и теменно-затылочных областей, на что указывают нарушения зрительного и зрительно-пространственного, оптико-пространственного и предметного гнозиса, конструктивного и пространственного праксиса.

Размытость ощущений, нарушения локализации ощущений, характерное для этих больных свидетельствует о нарушениях деинцефальных отделов головного мозга. В единичных случаях наблюдаются грубые нарушения тактильных ощущений, что говорит о дисфункции теменных отделов обоих полушарий головного мозга.

Таким образом, по результатам нейропсихологической диагностики выявлено, что для больных с сосудистыми патологиями характерны функциональные нарушения лобных и затылочных структур головного мозга, в то время как при интоксикационных заболеваниях страдают структуры 1 блока головного мозга, то есть нижнестволовые структуры. В результате нарушения их функционирования нарушается работа лобных и затылочных структур.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Патопсихологическая диагностика больных с патологией мозга сосудистого генеза выявила инертность, ригидность, истощаемость всех процессов мнестической и интеллектуальной деятельности; снижение всех видов памяти (непосредственной, долговременной, смысловой, опосредованной); нарушение мыслительной сферы (анализ, синтез, обобщение, построение простых логических и причинно-следственных связей), фрагментарность; невротический профиль личности.

Патопсихологическая диагностика больных с патологией мозга интоксикационного генеза выявила: нарушение непосредственной, долговременной памяти умеренной и легкой степени, выраженное нарушение опосредованной памяти; сохранность мыслительной сферы в целом с тенденцией к конкретности; нарушение абстрагирования на фоне общей сохранности мыслительной функции; нарушение вербализации связей; эпилептоидный тип личности.

По данным нейропсихологической диагностики больных с сосудистыми нарушениями были выявлены модально неспецифические факторы, такие как нейродинамические нарушения (снижение скорости, продуктивности, неравномерность эффективности выполнения задания, нарушение внимания, общая рассеянность, трудности сосредодоточения и истощаемость). При расспросах о цикле сна и бодрствования были предъявлены жалобы на нарушение сна. Кроме того, выявлено снижение объема запоминания, повышенная тормозимость следов посторонними раздражителями. В ряде случаев отмечалась эмоциональная возбудимость, вспышки негативизма.

Все это свидетельствует о функциональной недостаточности нижнего отдела ствола мозга.

Кроме того, выявлена недостаточность деинцефальных отделов ГМ, о чем свидетельствуют грубые нарушения памяти и внимания, повышенная эмоциональная реактивность, вегетативные расстройства.

Также по данным нейропсихологической диагностики был определен нейропсихологический синдром поражения передних отделов коры больших полушарий ГМ, а именно нарушение программирования и контроля деятельности, грубые нарушения программирования при выработке условной реакции.

Выявлены синдромы поражения задних отделов больших полушарий, а именно нижних теменно-затылочных отделов на границе с височными вторичными полями. Нами были выявлены нарушения зрительного, зрительно-пространственного гнозиса, конструктивного и пространственного праксиса, а также выявлена трудность припоминания названия предметов, нарушение наглядно-образных представлений, дефекты операциональных звеньев интеллектуальной деятельности.

В ходе нейропсихологической диагностики больных с интоксикационной патологией мозга также как и больных с сосудистой патологией мозга определялись нейропсихологические синдромы поражения глубинных подкорковых структур головного мозга, а именно уровня нижних отделов ствола головного мозга, такие как недостаточность внимания, тенденция к недостаточности переключаемости. Но эти синдромы были представлены в меньшей степени, чем при патологиях сосудистого генеза.

Также выявлены нарушения передних отделов коры больших полушарий головного мозга. Наблюдаются нарушения программирования и контроля, но при дополнительной стимулирующей помощи со стороны экспериментатора, организации внимания в пределах одной пробы, при коррегировании ошибок заметно улучшается продуктивность интеллектуальной деятельности.

Выявлена незначительная, по отношению к патологиям сосудистого генеза, функциональная недостаточность нижних теменно-затылочных отделов, больше в правом полушарии. Нарушение зрительно-пространственного гнозиса, пространственной организации и конструктивного праксиса указывают на нарушение в этих отделах.