Введение
Алкоголизм является болезнью, которая проявляется в нарушении контроля над приёмом спиртных напитков. Популяционно-генетические исследования доказали, что алкоголизм развивается в среднем у 3-4% лиц, причём мужчины болеют в десять раз чаще женщин.
По своей химической природе алкоголь относится к углеводам и является потенциальным источником энергии для лиц, употребляющих его в больших количествах. У сильных алкоголиков данное вещество составляет половину их энергетических нужд. Алкоголь высасывается в желудке через 5-10 минут после его употребления на голодный желудок. Эффекты от употребления алкоголя длятся несколько часов и зависят от массы тела человека.
Алкоголизм обнаруживает семейное накопление. Причины семейного накопления могут быть наследственность и культурные особенности.
Алкоголизм и наследственность
О том, что предрасположенность к алкоголизму имеет четкий "семейный" характер, не хуже ученых осведомлены бабушки, коротающие время в неторопливых беседах возле подъездов. "Яблочко от яблоньки…",- философски констатируют они, завидев "крепко принявшего" молодого человека, отец которого всю свою сознательную жизнь, на глазах у этих самых бабушек, совершенно бесславно сражался с "зеленым змием". Россиянам не нужно обладать особой проницательностью, чтобы заметить такую "преемственность поколений", поскольку наглядных иллюстраций к ней более чем достаточно - среди нашего 148-миллионного населения насчитывается около 10 миллионов людей, не совсем, мягко говоря, контролирующих свои взаимоотношения с горячительными напитками.
"Яблочко от яблоньки недалеко падает" – народная наблюдательность, как всегда, предельно лаконична и точна. Однако от простой констатации факта до правильного понимания механизма его происхождения еще нужно пройти нелегкий путь научного познания. Причем самый важный и одновременно самый трудный шаг на этом пути – первый. Если он сделан в правильном направлении – дальше идти уже полегче, да и "поступь" идущих ускоряется.
Взять, к примеру, хотя бы конкретный факт, описанный в вышеприведенной пословице - тысячелетиями человечество просто наблюдало, как спелые плоды обреченно падают наземь, пока сэр Исаак Ньютон не "сподобился" вразумительно объяснить – почему. После чего пытливым потомкам понадобились считанные столетия, чтобы наводнить околоземную орбиту массой хитроумных и небесполезных поделок.
Проблема алкоголизма давно ждет прихода "своего ньютона" и его достойных преемников. И времени для пассивного ожидания осталось мало – эта проблема уже "освоилась" в роли национального бедствия во многих странах. Только за прошедший год и только в России алкогольные отравления унесли жизни почти 24 000 человек. А если добавить к этой цифре количество россиян, погибших в пьяных потасовках и по вине "принявших на грудь" автолюбителей, да учесть еще и всех пострадавших, которым посчастливилось остаться в живых… А искалеченные алкогольной эмбриофитопатией и кошмарными семейными условиями сотни тысяч детских судеб? А ассигнования из бюджета на наркологическую помощь?
Текущие и перспективные вредные последствия "алкоголизма в национальном масштабе" можно перечислять долго. Так же, впрочем, как и видимые причины столь неблагополучной ситуации – изначально низкий уровень "питейной" и общей культуры определенной части населения, обилие дешевого и некачественного алкоголя на рынке, общие социально-экономические неурядицы… Официально декларирующие себя в качестве "врагов алкоголизма" правительства и системы здравоохранения многих стран пытаются последовательно воздействовать на вышеприведенные аспекты этого сложнейшего социально-медицинского феномена. Но даже такие крутые меры, как легендарный американский "сухой закон" или горбачевская попытка "перевоспитания советского народа", предпринятая в конце 80-х, показали – какая-то непреодолимая сила все равно влечет определенную часть людей к алкоголю, даже если последний доступен лишь в форме абсолютно неудобоваримых суррогатов.
Вот почему научная медицина давно сосредоточила свои усилия на поисках главного "внутреннего" мотива, властно толкающего конкретного человека в "объятия" алкоголя. Другой не менее важный вопрос, терзающий умы исследователей – чем обусловлена "сила" этих самых объятий, значительно варьирующая у разных индивидуумов?
Похоже, что ответы на оба вопроса содержатся в сфере познания, которая у нас в свое время нещадно клеймилась "буржуазной лженаукой" и "продажной девкой империализма". Возможно, именно эта "большевистская" феноменальная нелюбовь к генетике в конечном итоге привела к тому, что первые реальные шаги в понимании молекулярной природы алкоголизма были сделаны в США, а не в России. Хотя нам, вроде как, и "сам Бог велел" - у российских генетиков сомнений в наследственной обусловленности этой патологии не было даже в начале ХХ века. Да и материал для исследования всегда имелся – даже в некотором избытке.
Но факт остается фактом – недавно группа исследователей из Балтиморского Университета сообщила о том, что весьма вероятной причиной патологической зависимости от алкоголя могут быть генетические особенности человеческого организма. Конкретно – особенности обмена эндогенных опиоидов (эндорфинов и энкефалинов). Эти близкие химические родственники морфина в стрессовых ситуациях оказывают "успокаивающее" воздействие на головной мозг человека, тем самым нормализуя реакцию на стресс со стороны многих других органов и систем (сердечно-сосудистой, иммунной, эндокринной и проч.). Ученые из Балтимора убедительно показали, что у детей алкоголиков система эндогенных опиоидов работает менее эффективно, чем у потомства людей, равнодушных к этиловому спирту. Недостаточность "природного" релаксанта, полученная "по наследству" от предков, заставляет человека искать другой путь для компенсации стресса. И нередко таким путем становится систематическое употребление алкоголя.
Конечно, это открытие нельзя сравнить с открытием закона всемирного тяготения. Но то, что ученым удалось выделить из 80 000 человеческих генов конкретных "кандидатов" для дальнейшего изучения – уже большой успех. Это может оказаться как раз тем самым "первым шагом" на пути к победе над алкоголизмом. Можно не сомневаться, что сейчас многие исследовательские центры "вплотную возьмутся" за проверку балтиморской гипотезы, и, может быть, уже в самое ближайшее время удастся выявить конкретные молекулярно-генетические основы предрасположенности к алкоголизму. Молекулярной генетике в последнее время уже не раз удавалось показать: даже небольшие изменения в молекуле ДНК могут лежать в основе сложных проявлений человеческого поведения. Если направление, указанное исследователями из этого Университета окажется верным, то человечество может уже в самом начале ХХI века получить новое оружие борьбы с алкоголизмом – ведь предрасположенность к этой крайне вредной привычке станет возможным определять уже в раннем детском возрасте, когда прицельная психо-педагогическая коррекция еще очень эффективна. Да и фармацевтическая индустрия наверняка не обойдет эту информацию своим вниманием. И тогда, вопреки генетическому фатуму, "яблочко" не упадет в непосредственной близости от насквозь проспиртованных корней "яблоньки".
Древнегреческий писатель Плутарх писал, что «пьяницы рождают пьяниц». Однако только с успехами современной генетики появилась возможность проверить это предположение.
Медицинская генетика для доказательства наследственности в происхождении того или иного признака пользуется различными приёмами. Но в любых случаях собираются сведения о родословных семей, включая далёких предков и дальних родственников. Эти сведения систематизируются и анализируются, на основании чего делаются те или иные выводы. Если какое-то заболевание обусловлено наследственными причинами, то среди родственников больного патологических изменений будет во много раз больше, чем среди всего населения (статистически достоверные отличия).
Наиболее «чистые» условия опыта создаются при изучении наследственности близнецов. Если одному из близнецов пришлось жить в обстановке трезвенности, а другой попал в пьяную компанию, то первый обычно не становится алкоголиком, тогда как риск алкоголизма у второго резко возрастает.
Быть человеку алкоголиком или не быть — этот вопрос решается конкретной жизненной ситуацией, т.е. условиями внешней среды. В развитии пьянства у детей алкоголиков решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства дома, в семье. Стоит авторитетному члену семьи, скажем дедушке, убедительно осудить сына-алкоголика, как сразу же поднимаются шансы, что внук будет трезвенником.
Алкоголь и здоровье
Не только медицинской, но и социальной проблемой является алкоголизм. Тем более что алкоголь, как известно, может повреждать генетический аппарат клетки на молекулярном, генном и хромосомном уровнях и прямо влиять тем самым на здоровье потомства.
Во Франции, например, была прослежена судьба 819 детей, рожденных в семьях алкоголиков. Оказалось, что 137 из них не дожили до 20 лет, 38 были нетрудоспособны из-за недостаточного развития, 55 страдали туберкулезом, 145 - психическими болезнями.
Исследования же российских ученых показали, что у значительного числа детей из таких семей нарушается работа правого полушария головного мозга, подобно тому, как это происходит у самих алкоголиков. Именно такое нарушение приводит к патологической беззаботности, к снижению критического отношения к себе и своей болезни, а иногда и к неадекватности поведения. Но вот оказывается, что все это, и в том числе резкое снижение способности к обучению, могут наследовать дети. Им в значительной мере грозит судьба родителей, и риск заболевания при некоторых его формах достигает 88%. Статистика поистине удручающая.