В подавляющем большинстве случаев заместительная терапия бывает не только оправдана, но и
необходима, и дает свой положительный результат.
При этом обязательно нужно помнить, что далеко не все йодсодержащие растения подходят для
лечения аутоиммунного тиреоидита. К сожалению, нам часто приходится сталкивать с обострениями заболевания на фоне приема современных травяных препаратов или пищевых добавок, содержащих йод.
Дело в том, что йод в составе растений может содержать в различных формах. Например, в составе дрока красильного (Genista tinctoria) йод содержится в виде дийодтиронина – гормонально неактивное соединение, синтезируемое щитовидной железой в норме. Это вещество является промежуточным в синтезе трийодтиронина и тироксина, которые, в свою очередь, уже имеют гормональную активность.
Таким образом, если пациенту со сниженной функцией железы дать отвар с включением дрока красильного, то получится своего рода заместительная терапия, о необходимости которой мы уже говорили. Однако такой подход обеспечит максимально мягкое и щадящее воздействие на организм.
Аналогичным эффектом в отношении щитовидной железы обладают представители семейства лишайниковых цетрария исландская (Cetraria islandica), пармелия ваганс (Parmelia vagans) и кладония альпийская (Cladonia alpestris). Помимо влияния на сферу щитовидной железы, эти растения имеют массу других положительных эффектов, востребованных при тиреоидите. Например, лишайники оказывают мягкое послабляющее действие, восстанавливают нормальные соотношения в микрофлоре кишечника.
Считается, что сходным эффектом обладают морские водоросли ламинария сахаристая (морская капуста) (Laminaria saccharina) и фукус пузырчатый (Fucus vesicullosus). Однако, из-за высокого содержания йода в виде простых йодидов, остатков йодистой кислоты такие растения более применимы в случаях эндемического зоба, в то время как при аутоиммунном тиреоидите они могут усугубить течение патологического процесса.
Растения, применяемые при гипертиреозе: жеруха лекарственная (Nasturtium officinale), воробейник краснокорневой (Lythospermum erythrorhizon), зюзник европейский (Lycopus europaeus), вахта трехлистная (Menyanthes trifoliata).
Обособленно, среди йодсодержащих трав стоит дурнишник обыкновенный (Xanthium strumarium). Это растение применяется как при гипо- так и при гипертиреозе с одинаково хорошим эффектом. С чем связано такое противоречивое действие дурнишника, остается только догадываться. Вероятнее всего, вещества, входящие в его состав обладают выраженными цитостатическими свойствами, а йод придает им тропизм в отношении щитовидной железы. Это свойство делает дурнишник препаратом выбора при онкологических заболеваниях щитовидной железы. Следует обратить внимание, что дурнишник является ядовитым растением, и поэтому использование его в качестве монотерапии не рекомендуется. Применение его в составе сборов практически никогда не давало токсических явлений.
Во многом похожим по действию на дурнишник является норичник узловатый (Scrophullaria nodosa). Это растение также обладает цитостатическим эффектом и применяется при онкологических заболеваниях щитовидной железы. Помимо этого норичник является средством выбора при аутоиммунных заболеваниях щитовидной железы, так как обладает выраженными свойствами иммуномодулятора. Растение токсично!
Таким образом, больные с диагнозом эндометриоза, имеющие сопутствующие заболевания, такие, как мастопатия, заболевания щитовидной железы нуждаются в назначении сборов трав, включающих в свой состав дрок красильный, цетрарию исландскую (или другие лишайниковые), норичник узловатый и дурнишник обыкновенный.
Возникающую на фоне гиперпролактинемии галакторею (выделение молозива из сосков) можно купировать приемом хмеля обыкновенного и шалфея лекарственного.
В лечении эндометриоза необходимо уделять внимание и коррекции неврозов. Невротические реакции, возникающие на фоне острого и хронического стресса, нередко приводят к дисфункции гипоталямуса, формируя при этом условия неправильного функционирования гипоталямо-гипофизарно-яичниковой оси в целом. Арсенал растительных средств, пригодных для психокоррекции, богат и разнообразен. Условно их можно разделить на четыре группы: седативные (успокаивающие) травы (например такие, как: боярышние крававо-красный, валериана лекарственная, синюха голубая, любисток); антидепрессанты (такие, как: шафран посевной, женьшень, заманиха высокая, зверобой продырявленный), психостимуляторы (вахта трехлистная, аир болотный, родиола розовая, татарник колючий, лимонник китайский) и психовегетативные средства (красавка обыкновенная, дурман вонючий, ландыш майский, горицвет весенний).
На основании такой незамысловатой классификации легко можно представить себе место каждого конкретного психотропного растении в лечении того или иного болезненного состояния.
Седативные травы и психостимуляторы, являясь антагонистами, должны назначаться при кардинально противоположных функциональных состояниях нервной системы. Успокаивающие травы хороши при излишней раздражительности, эмоциональности, расстройствах сна, тогда как психостимуляторы показаны при выраженной психической и нервной астении, заключающейся в нарушениях памяти и быстроте мышления, резком снижении работоспособности, отсутствии желания делать что-либо вообще.
Очень интересной группой растений являются антидепрессанты. Психическая депрессия, вне всякого сомнения, есть бич современного человека. В клиническом плане для депрессии характерны черты как сниженных психических и нервных функций, так и повышенных. Например, больной может одновременно жаловаться как на трудности засыпания, раздражительность, излишнюю эмоциональность, так и на снижение работоспособности, ухудшение памяти. Растительные антидепрессанты являются средством выбора при лечении депрессий.
И, наконец, особую группу среди психотропных и нейротропных растений занимают психовегетативные травы. Под этим названием подразумеваются растения, в силу своего биохимического состава оказывающие влияние не только на психоэмоциональную сферу, но и на периферическое и, что более важно, на центральное звено регуляции вегетативных функций, каковым является гипоталямус. Как мы помним, именно гипоталямус есть перекресток трех важнейших из четырех возможных (клеточные реакции, гуморальные, нервные, психические реакции) механизмов адаптации. Понимание данного факта автоматически присваивает громадное значение растительным средствам, способным устранять гипоталямическую дисфункцию.
Так же к вспомогательным методам лечения эндометриоза является восполнение дефицита витаминов и минеральных веществ в организме женщины. Богатое многообразие биологически активных веществ, буквально в любом растении, делает фитотерапию приоритетной над другими источниками доставки в организм витаминов и минералов.
Особое место в лечении эндометриоза хочется уделить гирудотерапии (лечение медицинскими пиявками). Этот метод является вспомогательным, но очень важным фактором в лечении. При эндометриоидных эктопиях образуется венозный застой по сосудам малого таза. Он является предшественником в виде диагноза: варикоз малого таза. Пиявки способны ликвидировать такой застой, улучшать кровообращение в малом тазу, а так же оказывают противоопухолевый эффект.
Уже с момента акта кровососания пиявками оказывается деконгестивное действие на патологически измененные органы, затем подключается ряд механизмов нормализации микроциркуляции, в частности, механизм снятия сосудистого спазма, а также ускорения кровотока, снижение коагуляционного потенциала крови, устранение кислородного голодания клеток, что ведет к улучшению питания тканей. Также пиявка, естественным путем, нормализует гормональный статус женщины. Доказательством эффективности служит отсутствие рецидива заболевания.
Суммируя все вышесказанное, фито- и гирудотерапия при эндометриозе не только возможны или допустимы, но и по сути, могут являться единственными эффективными терапевтическими методами в каждом конкретном случае.