Тщательный опрос лиц, перенесших инфаркт, показывает, что за относительно короткий период до развития инфаркта они находились в состоянии особенно выраженного возбуждения, двигательного беспокойства, взвинченности, которые затем, непосредственно перед сердечной катастрофой, сменилась подавленностью и депрессией.
Известна масса случаев, когда при эмоциональных катастрофах у человека мгновенно образуется смертельный спазм. То есть в подсознании в этот момент идет оценка случившегося. И если там решается, что произошло что-то ужасное, что с этим НИКАК И НИКОГДА нельзя смириться, то организм находит из этого морального тупика только один выход – самоубийство. И тебе, дорогой мой читатель, наверное, вспоминаются случаи из времен Советского Союза, когда после разноса в обкоме партии умирал от инфаркта миокарда тот или иной начальник.
Подчините себе ваши страсти, и их сила станет вашей силой, их величие - вашей красотой.
А.Франс.
Энгель Г.Л. в 1971 году описал более 170 случаев внезапной смерти на высоте острой печали в связи со смертью или годовщиной смерти родных и близких, угрозой потери любимого человека или утратой престижа. Вопрос об истинном количестве лиц, погибающих скорее от нравственных причин, чем от физических недугов, остается открытым.
Ты, дорогой мой читатель, конечно же, можешь спорить со мной и не соглашаться с тем или иным тезисом. Но данные исследований ВОЗ говорят, что от 38 до 42 % всех пациентов, посещающих кабинеты соматических врачей, относятся к группе психосоматических больных. Среди них очень много больных ИБС. Эти данные позволяют предположить, что и среди этой группы больных процент психосоматических больных в процентном отношении не меньше.
Надолго ли Человечеству хватит «расходного материала»?
И для того, чтобы еще в большей степени подтвердить для тебя, дорогой мой читатель, связь инфаркта миокарда с психикой человека и его взаимоотношениями с социумом, я приведу следующие данные.
По данным ВОЗ ишемическая болезнь сердца в конце 20-го века приняла характер эпидемии. И что она статистически достоверно связана с социально – экономическими потрясениями прошлого века и информационной перегрузкой в период научно-технической революции.
Ишемическая болезнь сердца - главная причина смерти в развитых странах, в 2,5 раза превышающая показатели смертности от рака. От сердечно-сосудистых заболеваний в мире ежегодно умирает более 15 миллионов человек. И большинство из них, к сожалению, умирают в самом продуктивном возрасте – до 65 лет. Но мы знаем, что это наиболее активный период жизни человека, когда он очень многого хочет от жизни и стремится достичь тех вершин, которые для него важны. Понятно, что это требует колоссальных усилий, которые зачастую оказываются для него неподъемными. Это явно говорит, что сердце человека не выдерживает темпа жизни, который задает современность.
В 70-х годах, по данным ВОЗ наиболее высокая смертность у мужчин 35-74 лет (500 смертей на 10000 населения) отмечалась в Финляндии, США, Австралии, Шотландии, Новой Зеландии, Канаде, Англии. Относительно низкая смертность отмечалась в Японии, во Франции, Китае, Швейцарии, в странах Средиземноморья. Самые низкие показатели смертности от ИБС отмечались в ряде РАЗВИВАЮЩИХСЯ стран Азии, Африки и Латинской Америки (в 25-30 раз ниже, чем в Финляндии). Но уже к 90-м годам многие из них приблизились к группе, где больше всего смертностей (получается, что они развились?) То есть, чем более развитой была или же становилась страна, тем большее количество ее граждан начинали страдать от ИБС. Не связано ли это с интенсивностью жизни и с повышающимися из-за этого нагрузками на людей? Я думаю, что это действительно так.
Глава пятая, в которой мы поговорим о некоторых принципах, помогающих избавиться от ишемической болезни сердца.
Интересный парадокс наблюдается во Франции. Эта страна, хоть и является одной из самых развитых в экономическом плане стран, по смертности от инфаркта занимает примерно такие же места, как развивающиеся страны.
А может быть все-таки надо пить?
При этом известно, что Франция занимает одно из первых мест в мире по употреблению алкоголя. И в первую очередь это красное вино. Известно, что алкоголь является одним из самых сильных адаптогенов, то есть веществ, которые улучшают приспособление человека к условиям среды. Это один из лучших «антистрессинов», которые люди создали. И то, что у французов ИБС не так часта и не так смертоносна, скорее всего связано с действием умеренных доз алкоголя. Может быть это связано также с тем, что биохимические компоненты красного вина оказывают какое-то воздействие на эту болезнь. Но в любом случае можно констатировать, что течение болезни зависит не только от органических причин, но и связано с уменьшением уровня стресса.
Я однажды лечил одного мужчину со стенокардией и постинфарктным нарушениями здоровья. Он руководил небольшим, но очень важным подразделением в государственных структурах. Стрессовая нагрузка на работе у него сама по себе была очень большой, да к тому же, как раз тогда грянули Гайдаровские реформы. Если же учесть, что у него был очень высокий уровень ответственности к порученному делу, воспитанный еще в коммунистические времена, то понятно, что ему приходилось очень туго.
И все было бы не так плохо, если бы он мог прийти домой и расслабиться. Но дома его ждала сварливая жена, которая только и искала - к чему бы прицепиться и начать ругать. На ее придирки он реагировал очень бурно, пытаясь доказать, что он не “слон”. Но все было бесполезно. И его сердце не выдержало такой комбинированной нагрузки. В результате у него развились стенокардия и, в конце концов, инфаркт миокарда.
И, когда он пришел ко мне на лечение, то был в недоумении: «Я веду здоровый образ жизни, не пью, не курю, пью все таблетки, что назначили врачи. А болезнь прогрессирует! А врачи ничего хорошего мне сказать не могут». Когда же я сказал, что ему надо навести порядок в своей жизни, то он сильно удивился: “При чем здесь это?”
Трудное - это то, что может быть сделано немедленно; невозможное - то, что потребует немного больше времени.
Д.Сантаяна.
Вообще, это очень характерно для России - психологическое состояние больных совершенно не интересует даже врачей. Воспитанные в эпоху торжества лекарственной медицины, врачи считали (и многие так считают до сих пор) воздействие психики на тело чуть ли не бесплатным приложением. То есть они считали, что это влияние настолько мизерно, что его можно не учитывать. Но современная наука доказала, что это абсолютно не верно!
Мое лечение этого пациента было основано на принципах психосоматической медицины и заключалось в том, что я помог ему изменить отношение к неприятностям на работе и научиться не принимать их близко к сердцу. А к придиркам жены, раз их невозможно избежать, вообще относиться как к телевизионным передачам: хочу слушаю, хочу выключу!
Как изменение точки зрения улучшает здоровье.
Но самое главное было в том, что я ему дал адекватную информацию об алкоголе. А смысл ее: отказ от алкоголя для него не только бесполезен, но и ВРЕДЕН(!). Что, если он хочет стать здоровым, пить ему даже нужно, но в небольших дозах.
Вначале этот пациент встретил мои слова со скепсисом - ведь они полностью противоречили тому, что он слышал от других врачей. Но потом мне удалось его убедить в правоте своих слов. И он уехал домой совсем в другом настроении.
Там он в течение некоторого времени с присущей ему скрупулезностью выполнял все мои рекомендации. Он стал спокойнее относиться к окружающим и к тем проблемам, которые неизбежно ставила перед ним жизнь. И в этом ему очень хорошо помогали идеи, которые он почерпнул из моей книги “Карнеги по-русски или Азбука разумного эгоиста”. Через некоторое время он практически полностью избавился от стенокардии.
Смена убеждений сохраняет жизнь?
Он был и остается убежденным коммунистом, до сих пор ходит на партийные собрания и демонстрации. И впитанные им от меня адаптивные идеи помогли ему достаточно легко (при его-то сердце!) пережить крах той идеологии, которой он всю жизнь служил верой и правдой. Да к тому же он легко перенес переход на пенсию. И я считаю, что это очень большое его достижение, так как масса подобных ему, не пожелавших смириться с неизбежным, уже давно лежат в сырой земле.
Этот человек длительное время пользовался неадекватной информацией и об алкоголе и о человеческих взаимоотношениях, из-за чего постоянно попадал в неприятные ситуации. От этого в его душе, как радиация, накапливался хронический стресс, который и привел его, в конце концов, к инфаркту миокарда. И, как только он сбросил ненужные запреты (и не только относительно алкоголя), как только изменил отношение к тем факторам, которые были для него особенно болезненны (и не только к ворчанию жены), то почувствовал себя намного лучше. У него произошло общее оздоровление не только психики, но и всего организма.
При наших встречах он всегда утверждает, что самое главное, что я для него сделал – «разрешил» прием алкоголя. Он говорит, что небольшая доза алкоголя после работы позволяет ему сбросить с души все, что накопилось за день. И таким образом он освободил свою психику от запредельных нагрузок. И это привело не только к снятию опасности для жизни, но и к значительному улучшению ее качества. Но еще раз повторяю - он стал употреблять ОЧЕНЬ небольшие дозы алкоголя!