Самое интересное в этой истории то, что через несколько лет, при очередном электрокардиологическом исследовании выяснилось, что рубец от инфаркта на сердце полностью рассосался! С точки зрения ортодоксальной медицины этого не может быть. Врачи прекрасно знают, что он должен сохраняться у людей, перенесших инфаркт, на всю жизнь. Оказывается, нет! Если человек достигает состояния психологического комфорта, то он не только избавляется от угрозы повторения приступов болезни, но и освобождается от всех ее последствий.
Его пример позволяет мне понять смысл английской поговорки: «В мире больше живет старых алкоголиков, чем старых докторов». Понятно, что алкоголь очень коварный продукт, понятно, что к нему очень часто наступает привыкание. Но люди, которые употребляют алкоголь, особенно в небольших дозах, намного стрессоустойчивее, чем те, кто или не умеет бороться с болезнью или же борется с ней при помощи лекарств.
И действительно, исследования показали, что там, где от человека требуется повышенная ответственность, там и выше ИБС. Например, среди водителей автобусов в Лондоне она оказалась значительно выше, чем у кондукторов. В Сан-Франциско в результате длительного исследования выяснилось, что смертность от ИБС среди инженеров и руководителей предприятий, страдавших этой болезнью, была равна 36%. А вот если этой болезнью страдали рядовые служащие или же рабочие, то у них смертность была равна 18 - 20%.
Подобно тому, как враг, увидев, что мы обратились в бегство, еще больше распаляется, так и боль, подметив, что мы ее боимся, становится еще безжалостнее. Она, однако, смягчается, если встречает противодействие.
М.Монтень.
Еще одним любопытным феноменом, доказывающим очень сильное влияние психологического состояния человека на появление у него ИБС и смертность от нее, является то, что в странах, которые раньше входили в коммунистический блок и которые пережили период крутой социальной ломки, резко возросла смертность от ИБС. Например, в России заболеваемость и смертность от инфаркта миокарда за последнее десятилетие увеличилась в 1,5 раза, а в некоторых регионах – в два раза. И в этих цифрах трагедия миллионов людей, которые не смогли легко и просто отказаться или от коммунистической идеологии или от имперской психологии. Это был период крутого излома истории, когда миллионы людей оказались не у дел, когда рушились идеалы и т.д. И вот результат!
Также очень грозным признаком является «омоложение» инфаркта, что делает эту болезнь просто социально-опасной. Сейчас не редкость инфаркт в 40-45 лет. Даже есть случаи, когда эта болезнь зарегистрирована в 19-20 лет. И чем моложе человек, тем опаснее для него ишемическая болезнь. Если у такого человека развивается инфаркт миокарда, то это в 96% случаев заканчивается смертью. О каком атеросклерозе или же изношенных сосудах можно говорить в этом случае? Конечно же, инфаркты миокарда у таких молодых людей явно говорят о психологическом характере болезни.
Среди больных ИБС преобладают мужчины. Понятно, что ИБС заболевают люди с определенными чертами. Если у мужчины есть:
-макушечное облысение
-пивной живот
-диагональная складка на мочке уха
-рост ниже 170 см
то вероятность появления у него ИБС очень велика.
Женщин заболевает этой болезнью в 3-4 раза меньше, чем мужчин. И даже если у них появляются проблемы с сердцем, то это практически всегда остается на уровне вегето-сосудистой дистонии. И если женщина все-таки заболевает ИБС, это происходит практически всегда после менопаузы. Этот факт позволяет мне предположить, что женские гормоны являются протекторами сердечной мышцы. Природа защитила женщину для того, чтобы она могла выносить ребенка. Когда же она теряет эту способность, Природа тоже бросает ее (как и мужчин) на произвол судьбы.
Стабильность – гарантия от инфаркта?
Учеными также было замечено, что коренное население в любой местности заболевает ИБС намного меньше, чем мигрирующее. Чем они принципиально отличаются друг от друга? Мне представляется, что только одним – нестабильностью или же стабильностью своей жизни. Мигранты, как перелетные птицы летят туда, где МОЖЕТ БЫТЬ они заработают деньги. А может быть и нет! И что тогда? Умирать от голода? Вот эта тревога за будущее и приводит к большему проценту заболевших среди них.
Подтверждает это положение и то, что частота инфаркта среди одиноких лиц чаще, чем у семейных, а продолжительность жизни одиноких в целом короче, чем семейных. Одинокий человек намного более уязвим перед обстоятельствами жизни, из-за чего он более тревожен и так далее и тому подобное.
Желание жить и радоваться жизни – лучшая гарантия от инфаркта.
Большое значение имеет переход от активного труда к пенсии. Количество инфарктов миокарда ( и далеко не только их) у таких людей резко возрастает. Казалось бы – теперь можно расслабиться, нагрузки практически никакой. С чего бы развиваться инфаркту? Но здесь надо учитывать, что очень многие люди воспринимают уход на пенсию как фактический конец жизни, когда впереди их ждет только медленное, нудное и никому не нужное существование. И, видимо, где-то внутри них принимается решение: пора кончать с этой бодягой!
Для иллюстрации вышесказанного я приведу пример пациента, которого я лечил от ишемической болезни сердца.
В 1996 году у меня лечился 74 летний мужчина. Он до 60 лет работал крупным начальником в области строительства. Затем он ушел на пенсию, но еще 10 лет работал председателем обкома профсоюзов строителей. И в 70 лет его с помпой отправили на заслуженный отдых.
И вот тут-то у него и появились настоящие проблемы с сердцем. Если в то время, когда он работал, приступы стенокардии у него были относительно редки и проходили после приема валидола, то после выхода на пенсию у него сердце пошло в «разнос». У него появилась сильная одышка, приступы стенокардии шли почти непрерывно. А подъем на третий этаж дома к своей квартире у него занимал пол-часа. Появилась стенокардия покоя.
Он лечился где только мог и какими только можно было препаратами (а возможности у него были очень большими). Но ничто не помогало! И вот его привезли в ту клинику, в которой Б.Ельцину сделали операцию аорто-коронарного шунтирования. Хирурги вставили катетер в артерию руки, просмотрели через него аорту и объявили, что ничего сделать не могут – настолько аорта плотно покрыта атеросклеротическими бляшками. И он мне сказал, что воспринял их решение как смертный приговор! Ведь его состояние все больше и больше ухудшалось, а лекарства не помогали.
Атеросклероз и ишемия не связаны друг с другом?
После приезда домой кто-то посоветовал ему обратиться ко мне для того, чтобы снять депрессию. Когда он пришел ко мне, то сказал, что, конечно же, ему уже ничто не поможет вылечиться от болезни. Но я объяснил психосоматический характер его болезни и сказал, что методами современной психотерапии можно в значительной степени облегчить его страдания. Тогда я ставил себе цель только снять депрессию.
Он прошел у меня курс из 10 сеансов нейро-лингвистического программирования в гипнозе. Затем я обучил его саморегуляции по своей системе. В частности научил его снимать спазмы. И его состояние РЕЗКО улучшилось! Конечно, приступы стенокардии у него полностью не прошли. Но они ему перестали мешать жить!
И вот однажды весной при встрече он мне похвастался, что за зиму после лечения 50 (!) раз ходил на зимнюю рыбалку. Он одевал ватник, ватные штаны, валенки, брал рыбацкий чемоданчик, ледобур и ехал на троллейбусе до Волги. Затем шел три (!) километра до рыбного места на другой стороне реки и, целый день рыбачил. Вечером тем же путем возвращался домой, жарил рыбу, выпивал сто грамм водки и ложился спать. Я не знаю как сейчас, но в 2003 году он был еще жив.
На его примере я получил прекрасное подтверждение психосоматического характера ишемической болезни сердца. Ведь на самом деле он после выхода на пенсию почувствовал свою ненужность. У него закончилась жизнь! И он решил, что пришло время умирать. А наиболее надежный способ для этого – тот, который уже наработан: через спазмы сосудов сердца.
Поставь над собой хоть сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя.
Но, в конце концов, он решил, что жизнь заключается не только в работе. И когда он понял, что теперь может пожить в свое удовольствие, действительно НАСЛАЖДАТЬСЯ заслуженным отдыхом, то в организме открылись мощные резервы. И даже с такими атеросклеротическими изменениями сосудов организм перестроился и обеспечил ему возможность жить в свое удовольствие. У него началась новая жизнь, в которой уже не было места такой сильной стенокардии, которая ему нужна была в старой.
Таким образом можно вполне определенно сказать, что лечить ишемическую болезнь сердца надо НЕ ТОЛЬКО при помощи лекарств. Нужно менять свое мировоззрение, свое отношение к себе, окружающим тебя людям, к тем проблемам, с которыми тебе приходится встречаться в этом мире.
Как страх смерти вгоняет людей в заколдованный круг.
Когда человек по той или иной причине приходит к выводу, что в его организме что-то работает не так, как надо, то для него это становится сигналом об опасности для жизни. Он, естественно, начинает прислушиваться к себе. И чем больше он прислушивается, тем больше чувствует свое тело. И если он мнителен, то в результате попадает в заколдованный круг.