Послеубойная диагностика. В скрытый период наблюдаются кровоизлияния почти во всех органах и тканях. В слизистых оболочках образуются оголенные участки с множественными геморрагиями. Лимфатические узлы набухшие. Костный мозг неестественно желтого цвета. В селезенке явления атрофии и дистрофии, многочисленные кровоизлияния в пульпе. В легких обширные кровоизлияния, гемморрагическая пневмония.
В печени дегенеративно-некротические изменения, возможна жировая дистрофия и очаговые некрозы. В почках кровоизлияния. В подкожной клетчатке точечные и диффузные кровоизлияния, в местах травм – обширные гематомы.
В период выздоровления (разрешения) в различных органах и тканях находят следы бывших кровоизлияний в виде ярко- ржавых пятен (скопления гемосидерина) А в местах язв – процессы рубцевания.
Санитарная оценка. Туши и органы, полученные от животных, подвергшихся радиационному поражению средней и тяжелой степени, убитых при наличии патологоанатомических признаков лучевой болезни, оценивают аналогично мясу животных подвергнутых вынужденному убою с обязательным проведением бактериологического исследования и радиометрии в микрорентгенах. Туши и продукты убоя, полученные от животных при внутреннем и поверхностном облучении, подвергают радиометрии. По результатам радиометрии туши и другие продукты убоя, если в них отсутствуют патологоанотомические изменения, подразделяют на две группы:
1) загрязненные пищевые продукты радиоактивными веществами не выше допустимых концентраций (выпускают без ограничений);
2) выше допустимых концентраций – подвергают дезактивацию (обвалка мяса, проварка, посол и замораживание с длительным хранением), с последующей повторной радиометрией.
Мясо с отклонениями от норм. Мясо несвойственным запахом и вкусом. Кормовой запах и привкус возникают в случаях, когда у животных незадолго до убоя в рацион входила сильнопахнущие (свекла, репа, брюква, и др.), или содержащие горечь (полынь и др.), растения или рыба и ее отходы, а также испорченные корма. При варке запах усиливается. Мясо половозрелых, некастрированных или кастрированных незадолго до убоя самцов имеет неприятный половой запах: у козлов – запах пота, у хряков – запах разлагающиеся мочи, у быков – чесночный. Неприятный запах и вкус в мясе может возникнуть при наличии различных патологических процессов (флегмоны, перикардит, нефрит и др.), а также при применении пахнущих лекарственных препаратов, при хранении мяса рядом с пахнущими веществами (нефтепродукты, химические вещества).
Санитарная оценка. При наличии в мясе запаха рыбы, не исчезающего в течение 48 ч, мочи, ворвани, лекарственных веществ или другого, несвойственного мясу запаха, не исчезающего при пробе варкой, тушу и внутренние органы утилизируют. При наличии горького привкуса или фекального запаха, не исчезающего в течение 48 ч при пробе варкой, тушу и внутренние органы утилизируют.
Мясо с несвойственным цветом (липохромотоз) Отмечают ненормально желтый цвет жировых отложений. Темно- желтый цвет может быть у мяса старых животных (особенно у лошадей и крупного рогатого скота), что является физиологической нормой. Кроме того, темно-желтый цвет жира наблюдается при кормлении животных растениями, богатыми каротином, а также в пастбищный летний период. Здесь желтая окраска не снижает качества мяса. При ряде заболеваний, сопровождающихся желтухой, нетолько в жире, но и во всех тканях откладываются пигменты билирубин и биливердин, что является показателем патологического процесса.
Санитарная оценка. Туши и другие продукты убоя с желтушной окраской возрастного или кормового происхождения при отсутствии других патологических изменений выпускают без ограничений. При желтушном окрашивании всех тканей некормового происхождения, не исчезающем в течение двух суток, тушу и внутренние органы утилизируют.
Бурый цвет (лилапоз) образуется в результате отложения в тканях пигмента меланина, чаще всего у крупного и мелкого рогатого скота. Меланин обычно откладывается в печени, легких, лимфатических узлах и подкожной клетчатке.
При меланозе только отдельных органов их утилизируют, а тушу выпускают без ограничений.
Мясо с наличием посторонних тел – Дерматоидные кисты у овец (семена ковыля, отложения в мышцах солей извести).
Послеубойная диагностика. У овец в подкожной клетчатке большое количество остей ковыля, иногда окруженных капсулой или небольшими гнойниками. Пораженные мышцы отечны, гиперемированы, лимфатические узлы увеличены, в них могут быть частицы ковыля. Сердечная мышца инфильтрирована, печень увеличена, дряблая, вишнево- красного цвета, иногда с гнойными очагами.
Санитарная оценка. Органы и отдельные части мышц с отложением в них извести или наличием посторонних тел утилизируют. Дерматоидные кисты с окружающей их капсулой удаляют, туши, и органы выпускают без ограничений. Туши овец при сильном поражении остями ковыля при наличии абсцессов или других воспалительных изменений утилизируют.
Мясо исхудавших и истощенных животных – Послеубойная диагностика. При исхудании в туше отмечают резкое снижение упитанности, следы жировой ткани или ее отсутствие, атрофию мышц, что не связано с какими – либо болезнями. При этом патологических изменений в мышцах и органах нет. При сильном исхудании в мясе могут быть сальмонеллы.
Санитарная оценка. При наличии истощения студенистого отека в местах отложения жира или мышцах, независимо от причин, вызывавших истощение, или при атрофии или дегенеративных изменениях мышцы и отечности лимфатических узлов тушу и внутренние органы утилизируют.
Оценку мяса, близкого к истощению, осуществляют после бактериологического исследования.
Мясо незрелых телят, ягнят, поросят – Мясо, полученное от молодых животных в возрасте до 14 дней, малопитательное, при употреблении в пищу вызывает расстройство желудочно-кишечного тракта.
Послеубойная диагностика. Мышцы серо-красного цвета, дряблые, водянистые, недостаточно развитые, особенно в области крупа и бедра, почки недостаточно развиты, на разрезе интенсивно- фиолетового цвета.
Санитарная оценка. Мясо незрелого молодняка убойных животных утилизируют.
Ветеринарно-санитарная экспертиза туш и органов
при вынужденном убое животных
В практике ветеринарного специалиста нередко возникают ситуаций, когда необходимо установить происхождение мясо от животного, убитого в агональном состоянии или переутомленного.
Происхождение мяса от больного, убитого в агональном состоянии или здорового животного можно установить органолептическим и лабораторными методами исследования.
Если по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы, бактериологического и физико-химического исследований мясо и другие продукты вынужденного убоя будут признаны пригодными для использования в пищу, то их направляют на проварку или изготовление мясных хлебов или консервов (гуляш, паштет мясной). Выпуск этого мяса и других продуктов убоя в сыром виде в сеть общественного питания (рестораны, столовые и др.) без предварительного обезвреживания запрещается.
Органолептический метод. Внешние признаки, которые следует принимать во внимание для определения мяса павшего, больного или убитого в агонии животного, следующие: состояние места зареза, степень обескровливания туши, наличие гипостазов и изменений в лимфатических узлах.
Состояние места зареза. У животного, убитого в нормальном физиологическом состоянии, место зареза неровное и в большей степени пропитано кровью, чем мясо в других местах туши, а у животного, убитого в агональном состоянии или разделанного после падежа, места зареза ровное и пропитано кровью в такой же степени, как и остальные мышцы. Однако, если область зареза хорошо зачищена или отрублена, то этот показатель не учитывают.
Степень обескровливания туши. Степень обескровливания определяют различными способами:
1 способ – визуально устанавливают наличие крови в крупных и мелких сосудах под серозными оболочками и в мышцах;
2 способ - просматривают срезы под микроскопом;
3 способ - ставят гемоглабино-пероксидазную пробу.
Различают четыре степени обескровливания: хорошее, удовлетворительное, плохое и очень плохое.
При хорошем обескровливании кровь в мышцах и в кровеносных сосудах отсутствует, мелкие сосуды под плеврой и брюшиной не просвечиваются, что свидетельствует о том, что мясо происходит от здорового животного.
При удовлетворительном обескровливании в кровеносных сосудах обнаруживают незначительное количество крови; в мышцах кровь отсутствует или выступает мелкими капельками при надавливании на поверхность разреза, со стороны плевры и брюшины сосуды просвечиваются слабо.
При плохом обескровливании на разрезе в мышцах встречаются отдельные кровянистые участки. В сосудах имеются остатки крови; со стороны плевры и брюшины хорошо просвечивают мелкие кровеносные сосуды; при надавливании на поверхность мышечного разреза выступают темные капельки крови. Плохо обескровлены, бывают, как правило, туши больных животных.
При очень плохом обескровливании крупные и мелкие кровеносные сосуды кровенаполнены; сосуды под плеврой и брюшиной инъецированы кровью, поверхность плевры и брюшины фиолетово-красного цвета; на разрезе мышц имеется много темно-красных участков, и выступают капли крови. Туши животных убитых в тяжелом патологическом или агональном состоянии, всегда очень плохо обескровлены.
Наличие гипостазов. У больных животных кровь сначала застаивается в сосудах, а затем ввиду увеличения пороздности сосудов выходит за их пределы и окрашивает ограниченные участки окружающей ткани в сине-красный цвет. Гипостазы наблюдают в трупах, тушах тяжело больных и убитых в агональном состоянии животных. Как правило, они находятся на той стороне, на которой лежало животное. Поэтому при осмотре туши всегда переворачивают.