Смекни!
smekni.com

Климактерический период (стр. 1 из 2)

(греч. klimakter ступень; возрастной переходный период; синоним: климакс, климактерий) — физиологический период жизни человека, в течение которого на фоне возрастных изменений организма доминируют инволюционные процессы в репродуктивной системе.

Климактерический период у женщин. В климактерическом периоде выделяют пременопаузу, менопаузу и постменопаузу. Пременопауза начинается обычно в возрасте 45—47 лет и продолжается 2—10 лет до прекращения менструаций. Средний возраст, в котором отмечается последняя менструация (менопауза), — 50 лет. Возможна ранняя менопауза в возрасте до 40 лет и поздняя — в возрасте старше 55 лет. Точную дату менопаузы устанавливают ретроспективно, не ранее чем через 1 год после прекращения менструаций. Постменопауза продолжается 6—8 лет с момента прекращения менструаций.

Темпы развития К. п. детерминированы генетически, но на время наступления и течения разных фаз К. п. могут оказывать влияние такие факторы, как состояние здоровья женщины, условия труда и быта, особенности питания, климат. например, у женщин, выкуривающих более 1 пачки сигарет в день, менопауза наступает в среднем на 1 год 8 мес. раньше, чем у некурящих.

Психологическая реакция женщин на наступление К. п. может быть адекватной (у 55% женщин) с постепенным приспособлением к возрастным нейрогормональным изменениям организма; пассивной (у 20% женщин), характеризующейся принятием К. п. как неизбежного признака старения; невротической (у 15% женщин), проявляющейся сопротивлением, нежеланием принимать происходящие изменения и сопровождающейся расстройствами психики; гиперактивной (у 10% женщин), когда наблюдается усиление социальной активности и критическое отношение к жалобам сверстниц.

Возрастные изменения репродуктивной системы начинаются в центральных регулирующих механизмах гипофизотропной зоны гипоталамуса и надгипоталамических структурах. Уменьшается число рецепторов эстрогенов и снижается чувствительность гипоталамических структур к гормонам яичников. Дегенеративные изменения в терминальных участках дендритов дофамин- и серотонинергических нейронов приводят к нарушению секреции нейротрансмиттеров и передачи нервных импульсов в гипоталамо-гипофизарную систему. Вследствие нарушения нейросекреторной функции гипоталамуса нарушается циклический овуляторный выброс гонадотропинов гипофизом, выделение лютропина и фоллитропина увеличивается обычно с 45 лет, достигая максимума примерно через 15 лет после менопаузы, после чего начинает постепенно снижаться. Повышение выделения гонадотропинов обусловлено также снижением секреции эстрогенов в яичниках. Возрастные изменения в яичниках характеризуются уменьшением числа ооцитов (к 45 годам их остается около 10 тыс.). Наряду с этим ускоряется процесс гибели ооцитов и атрезии зреющих фолликулов. В фолликулах уменьшается число гранулезных и тека-клеток — основного места синтеза эстрогенов. В строме яичников дистрофических процессов не наблюдается, и она длительное время сохраняет гормональную активность, секретируя андрогены: в основном слабый андроген — андростендион и незначительное количество тестостерона. Резкое снижение синтеза эстрогенов яичниками в постменопаузе в некоторой степени компенсируется экстрагонадным синтезом эстрогенов в жировой ткани. Образующиеся в строме яичников андростендион и тестостерон в жировых клетках (адипоцитах) превращаются путем ароматизации соответственно в эстрон и эстрадиол: этот процесс усиливается при ожирении.

Клинически пременопауза характеризуется нарушениями менструального цикла. В 60% случаев отмечаются нарушения цикла по гипоменструальному типу — увеличиваются межменструальные промежутки и уменьшается количество теряемой крови. У 35% женщин наблюдаются чрезмерно обильные или длительные менструации, у 5% женщин менструации прекращаются внезапно. В связи с нарушением процесса созревания фолликулов в яичниках постепенно совершается переход от овуляторных менструальных циклов к циклам с неполноценным желтым телом, а затем к ановуляции. При отсутствии желтого тела в яичниках резко снижается синтез прогестерона. Дефицит прогестерона является основной причиной развития таких осложнений К. п., как ациклические маточные кровотечения (так называемые климактерические кровотечения) и гиперпластические процессы эндометрия (см. Дисфункциональные маточные кровотечения). В этом периоде возрастает частота фиброзно-кистозной мастопатии.

Возрастные изменения приводят к прекращению репродуктивной и снижению гормональной функции яичников, что клинически проявляется наступлением менопаузы. Постменопауза характеризуется прогрессирующими инволюционными изменениями в репродуктивной системе. Интенсивность их значительно выше, чем в пременопаузе, поскольку они протекают на фоне резкого снижения уровня эстрогенов и уменьшения регенеративного потенциала клеток органов-мишеней. В первый год постменопаузы размеры матки уменьшаются наиболее интенсивно. К 80 годам размеры матки, определяемые при ультразвуковом исследовании, составляют 4,3´3,2´2,1 см. Масса яичников к 50 годам уменьшается до 6,6 г, к 60 г. — до 5 г. У женщин старше 60 лет масса яичников менее 4 г, объем около 3 см3. Яичники постепенно сморщиваются за счет развития соединительной ткани, которая подвергается гиалинозу и склерозированию. Через 5 лет после наступления менопаузы в яичниках обнаруживаются только единичные фолликулы. Происходят атрофические изменения вульвы и слизистой оболочки влагалища. Истончение, хрупкость, легкая ранимость слизистой оболочки влагалища способствуют развитию кольпитов.

Помимо перечисленных процессов в половых органах происходят изменения в других органах и системах. Одной из основных причин этих изменений является прогрессирующий дефицит эстрогенов — гормонов широкого биологического спектра действия. Развиваются атрофические изменения в мышцах дна таза, что способствует опущению стенок влагалища и матки. Аналогичные изменения в мышечном слое и слизистой оболочке мочевого пузыря и мочеиспускательного канала могут явиться причиной недержания мочи при физическом напряжении.

Существенно меняется минеральный обмен. Постепенно увеличивается выделение кальция с мочой и уменьшается всасывание его в кишечнике. При этом в результате уменьшения количества костного вещества и недостаточного его обызвествления снижается плотность костей — развивается остеопороз. Процесс остеопороза протекает длительно и малозаметно. Выявить его рентгенологически возможно при потере не менее 20—30% солей кальция. Темпы потери костного вещества нарастают через 3—5 лет после менопаузы; в этот период усиливаются боли в костях, увеличивается частота переломов. Ведущая роль снижения уровня эстрогенов в развитии остеопороза в К. п. подтверждается тем, что у женщин, длительно принимавших комбинированные эстроген-гестагенные препараты, сохранность структуры костей и содержание кальция в них достоверно выше и клинические проявления остеопороза встречаются реже.

В климактерическом периоде постепенно снижается иммунная защита, повышается частота аутоиммунных болезней, развивается метеолабильность (сниженная резистентность к колебаниям температуры окружающей среды), происходят возрастные изменения в сердечно-сосудистой системе. Повышается уровень липопротеинов низкой и очень низкой плотности, холестерина, триглицеридов и глюкозы в крови; увеличивается масса тела за счет гиперплазии жировых клеток. В результате нарушения функционального состояния высших нервных центров на фоне снижения уровня эстрогенов в организме нередко развивается комплекс вегетативно-сосудистых, психических и обменно-эндокринных расстройств (см. Климактерический синдром).

Профилактика осложнений К. п. включает предупреждение и своевременное лечение заболеваний различных органов и систем — сердечно-сосудистых заболеваний, болезней опорно-двигательного аппарата, желчевыводящих путей и др. Важное значение придается физическим упражнениям, особенно на свежем воздухе (ходьба, лыжи, бег трусцой), дозированным в соответствии с рекомендациями терапевта. Полезны пешие прогулки. В связи с метеолабильностью и особенностями адаптации для отдыха рекомендуется избирать зоны, климат которых не имеет резких отличий от привычного. Особого внимания заслуживает профилактика ожирения. Суточный пищевой рацион для женщин при превышении массы тела должен содержать не более 70 г жиров, в т.ч. 50% растительных, до 200 г углеводов, до 11/2 л жидкости и до 4—6 г поваренной соли при нормальном содержании белков. Пищу следует принимать не реже 4 раз в день небольшими порциями, что способствует отделению и эвакуации желчи. Для устранения метаболических нарушений назначают гипохолестеринемические средства: полиспонин по 0,1 г 3 раза в день или цетамифен по 0,25 г 3 раза в день после еды (2—3 курса по 30 дней с интервалами 7—10 дней); гиполипопротеинемические препараты: линетол по 20 мл (11/2 столовые ложки) в день после еды в течение 30 дней; липотропные препараты: метионин по 0,5 г 3 раза в день до еды или 20% раствор холина хлорида по 1 чайной ложке (5 мл) 3 раза в день в течение 10—14 дней.

В странах Европы и Северной Америки женщинам в К. п. широко назначают эстроген-гестагенные препараты с целью компенсации гормонального дефицита и для профилактики связанных с ним возрастных нарушений: маточных кровотечений, колебаний АД, вазомоторных расстройств, остеопороза и др. Эпидемиологические исследования, проведенные в этих странах, показали, что риск развития рака эндометрия, яичников и молочных желез у женщин, принимающих эстроген-гестагенные препараты, ниже, чем в популяции. В СССР подобный метод профилактики патологии К. п. не принят, указанные средства используют главным образом с лечебной целью.

Климактерический период у мужчин наступает чаще в возрасте 50—60 лет. Атрофические изменения гландулоцитов яичка (клеток Лейдига) у мужчин этого возраста ведут к уменьшению синтеза тестостерона и снижению уровня андрогенов в организме. При этом продукция гонадотропных гормонов гипофиза имеет тенденцию к повышению. Скорость инволюционных процессов в половых железах значительно варьирует; условно считается, что К. п. у мужчин заканчивается примерно к 75 годам.