Смекни!
smekni.com

Анализаторы как рецепторная система. Их устойчивость и функции (стр. 1 из 10)

Министерство Образования Российской Федерации

Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет

Реферат

Анализаторы как рецепторная система. Их устойчивость и функции.

Выполнил: Зайнуллин Р.Н.

Студент гр. БМС-209

Проверил: Бадретдинов М.А.

УФА 2007

СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИЗАТОРОВ

Структура анализаторов. Разнообразные раздражения, постоян­но действующие на живой организм, воспринимаются различными рецепторными образованиями, которые в зависимости от их местоположения и строения избирательно на них реагируют. Так, рецепторные образования глаза воспринимают световые раз­дражения, уха — звуковые, кожи — механические, температурные раздражения и т. д. Соответственно выделяют различные органы чувств: вкуса, обоняния, зрения, слуха и кожной рецепции. В на­стоящее время к органам чувств относят рецепторные образования, расположенные в любом участке тела: рецепторы мышц, которые воспринимают изменения степени их сокращения и растяжения; рецепторы стенки сосудов, реагирующие на изменение давления крови и ее химического состава, и т. д.

Объективно деятельность органов чувств выражается в возник­новении возбуждения в их рецепторных образованиях, а субъектив­но она проявляется в ощущении. Однако для возникновения ощу­щения необходимо, чтобы возбуждение от органов чувств было пе­редано по афферентным путям в центральную нервную систему. Исходя из этого, И. П. Павлов ввел в физиологию понятие анали­затора, под которым понимают всю совокупность анатомических образований, деятельностью которых определяется возникновение ощущений. Анализатор состоит из периферического отдела — соот­ветствующего органа чувств, афферентных проводящих путей и оп­ределенного участка в коре головного мозга, который называется корковым концом анализатора. Названия анализаторов соответст­вуют названиям органов чувств, т. е. выделяют зрительный, слухо­вой, обонятельный, вкусовой и кожный анализаторы. Кроме того, выделяют двигательный анализатор, периферической частью кото­рого являются рецепторы мышц, сухожилий, суставов, внутренний анализатор, воспринимающая часть которого представлена рецеп­торами внутренних органов, и вестибулярный анализатор, рецеп­торы которого приходят в состояние возбуждения при изменении положения тела. Согласно исследованиям И. П. Павлова в кор­ковом отделе анализатора следует выделять центральное ядро и периферию, включающую так называемые рассеянные элементы. При удалении центрального ядра становится невозможным слож­ный анализ и синтез раздражений. Например, при повреждении определенного участка височной области коры, где находится слуховой центр, невозможно тонкое дифференцирование раздражи­телей, рефлексы же на отдельные тоны через некоторое время восстанавливаются за счет деятельности периферических рассеянных элементов.

Значение анализаторов. Для поддержания деятельного состо­яния центральной нервной системы, а следовательно, и всего организма в целом необходимо небольшое количество падающих на него раздражений. При поражении подавляющего большинства органов чувств, т. е. при резком ограничении афферентных раздражений, теряется способность поддерживать активное состояние: человек все время спит и разбудить его можно только путем воз­действия на органы чувств, сохранившие свою функцию.

В настоящее время в связи с космическими полетами, с перспективой межпланетных путешествий вопрос о воздействии на организм минимума афферентных раздражений принял особую остроту. Исследования показали, что отсутствие сенсорных раздражений отрицательно сказывается на способности концентрировать внимание, логически мыслить, выполнять умственные задачи. В ряде случаев при длительном резком ограничении раздражений испытуемых появляются галлюцинации: например, перед глазами возникают последовательно сменяющие друг друга геометрически фигуры.

Раздражения, воспринимаемые рецепторными образованиями органов чувств, несут сведения (информацию) о состоянии внешней и внутренней среды организма. На основе ощущений, возникающих при раздражении экстерорецепторов и отражающих лишь отдельные свойства предметов окружающей действительности, формируются понятия и представления, отражающие уже связи взаимозависимости между этими предметами. В возникновении ощущений, формировании понятий и представлений участвуют всезвенья анализатора. При воздействии раздражителей в рецепторных образованиях происходит целый ряд сложнейших физико-химических и биохимических процессов, результатом которых является возникновение потенциалов действия в соответствующих афферентных нервных волокнах. Эти потенциалы достигают коры головного мозга, где происходит окончательный анализ и синтез поступающей информации.

Таким образом, с помощью анализаторных систем осуществляется познание окружающей нас действительности.

Информация, передаваемая в центральную нервную систему от рецепторов внутренних органов, служит основой процессов саморегуляции. Так, например, если изменяется состав крови, то в ответ на это в рецепторах стенок сосудов возникает возбуждение. Оно передается в центральную нервную систему, где формируются под его воздействием эфферентные сигналы, способствующие становлению исходного состава крови.

Роль анализаторов в познании окружающего мира. Известно, что при действии самых разнообразных раздражителей на какой-либо анализатор всегда возникает ощущение, специфичное имен­но для этого анализатора. Так, механическое (удар в висок) и электрическое раздражение сетчатки глаза вызывает одно и то же ощущение вспышки света. Исходя из этого, немецкий физиолог И. Мюллер создал в XIX в. закон «специфических энергий органов чувств». Согласно его концепции «нервы органов чувств» обладают определенной энергией. Под определенной энергией каждого нерва Мюллер понимал свойственную этому нерву врожденную и неиз­менную деятельность, возникающую в ответ на любое раздражение данного органа чувств и проявляющуюся в возникновении всегда одинаковых специфических для него ощущений. Качества ощуще­ний, по его мнению, зависят не от характера раздражений, а от заложенной в чувствительной системе специфической энергии. Уче­ние Мюллера о специфической энергии органов чувств — это одно из проявлений физиологического идеализма. Оно неизбежно при­водит к агностицизму — неверию в возможность познания истины.

В самом деле, если все, что мы ощущаем нашими органами чувств, не есть отражение конкретных свойств вещей, а только ка­чества наших ощущений, то мы и не сможем никогда познать действительные свойства этих вещей.

Согласно взглядам агностиков наши понятия — это декорация для прикрытия своего невежества, в них нет ничего объективного, они лишь удобное средство для общения. Вся наука, с их точки зрения,— это картография, описывающая лишь то, что расположено на поверхности.

Некоторые ученые-естествоиспытатели, очень много сделавшие в области изучения живого организма, в своих философских обобще­ниях также высказывали мысль о невозможности познания окру­жающей нас действительности. Один из крупнейших ученых XIX в., врач, физиолог и физик — Г. Гельмгольц, говоря о зависимости ощущений от предметов и явлений внешнего мира, создал теорию символов. Он считал, что ощущения являются символами, услов­ными знаками, обозначениями предметов внешнего мира. Согласно его взглядам ощущение является знаком внешнего воздействия, но не изображением его, ибо от изображения требуется известное сходство с предметом, а от знака такого ехидства не требуется. За рубежом и в настоящее время существуют различные фило­софские течения, стоящие на позициях физиологического идеализ­ма. Так, сторонники одного из американских буржуазных философ­ских направлений развивают «теорию символизма». Они утверж­дают, что между ощущениями и предметом нет никакой причинной связи, что вне субъекта ничего нет.

Острую критику физиологическому идеализму, агностицизму дал В. И. Ленин в своей книге «Материализм и эмпириокрити­цизм» (1908). Согласно марксистско-ленинской теории отражения наши ощущения отражают объективную реальность, т. е. то, что существует независимо от человеческого сознания. Ощущения В. И. Ленин определяет как «субъективный образ объективного миpa». Этим определением подчеркивается, с одной стороны, то, что действительно независимо от нашего сознания существует объек­тивный мир, с другой стороны, то, что в ощущениях всегда имеется некоторый элемент субъективности. Именно от этого элемента субъективности зависят некоторые ошибки органов чувств. Приме­ром подобной ошибки может быть такое явление, когда серый квад­рат на черном фоне кажется более светлым, чем на белом. На прак­тике мы проверяем показания наших органов чувств, и именно практика в качестве критерия истины отбрасывает неверное и ут­верждает истинное. То, что мы узнаем новые качества предметов, не может служить свидетельством неправильности показаний наших органов чувств, а говорит лишь о том, что этот предмет изучает­ся все более глубоко и всесторонне. Теория отражения доверяет показаниям органов чувств, она рассматривает отраженный образ как подлинную копию отображаемого предмета. Возникновение ощущения есть результат деятельности высокоорганизованной ма­терии. Всей материи присуще свойство, сходное с ощущением,— отражение. На известной ступени развития материи возникают пси­хические явления. Именно свойством материи отражать обусловле­но возникновение ощущения. Ощущение — это наиболее элементар­ный психический акт. Оно отражает лишь отдельные свойства ве­щей. При переходе к мышлению, для которого характерно обобще­ние связей между предметами и явлениями окружающей нас действительности, потребовался длительный период развития мате­риального субстрата мышления — мозга. Основным в этом прогрес­сивном развитии был «труд, а затем и вместе с ним членораздель­ная речь». Мыслительные процессы осуществляются на основе ана­лиза и синтеза в коре головного мозга тех раздражений, которые посылает объективный, независимо от нашего сознания существую­щий мир и которые, прежде всего, воспринимаются нашими органа­ми чувств.